angle-down facebook instagram vkontakte warning

Площади: от античности до наших дней

От Ренессанса до классицизма

В эпоху Возрождения и барокко площади теряют общественную функцию — они уже украшения города. Посмотрим, как площади становятся узлом в городском пространстве.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Площадь Аннунциаты. Флоренция, Италия — вид из лоджии монастыря Серви ди Мариа
2. Поперечный разрез по площади Аннунциаты, Флоренция, Италия — в центре конная статуя Фердинанда I (Джованни да Болонья, 1608); по сторонам — два фонтана (Пьетро Такка, 1629)
3, 4. Пьяцца-дель-Дуомо (Соборная площадь), Флоренция, Италия
5. Джузеппе Зоччи, Площадь Синьории во Флоренции, 18 век
6. Пьяцца-дель-Кампо, Сиена, Италия
7. Сан-Марко, Венеция
8. «Идеальный город», Балтимор
9. «Идеальный город», Урбино
10. «Идеальный город», Берлин

Давайте поговорим о площадях — от Ренессанса до классицизма.

🧱 В эпоху Возрождения города активно росли — площадей становилось больше. В самых крупных городах появлялись сразу несколько рынков. У каждого — своя специализация, и отдельно — особая площадь для собраний. Например, в 16 веке для этих целей расчистили торговую площадь Св. Марка в Венеции, а рынок переехал.

👁 Постепенно площади теряли общественную функцию. Новые площади перед фасадами церквей и соборов появлялись не просто так, а в качестве украшения города. Поэтому в них было много яркой архитектуры и скульптур (все-таки, речь о Ренессансе).

🔲 Площади Возрождения были геометрически правильными. Это тоже влияние античности: архитекторы вдохновлялись идеями Витрувия. После разных экспериментов самыми частыми стали прямоугольные площади с соотношением сторон от 2:3 до 1:2. Постепенно форма площадей усложнялась, встречались площади в форме трапеций.

🏛 Делая площади гармоничными, архитекторы старались сделать такой и архитектуру вокруг. Выразительность средневековых площадей достигалась разной высотностью зданий. Возрождение, напротив, стремилось к ровным рядам застройки, объединенной общим карнизом. Большое распространение получили аркады, которые могли располагаться как только с одной, так и со всех четырех сторон.

⚖️ Во Флоренции было два активных центра — гражданский и церковный. Это Соборная площадь и площадь Синьории, которые находятся почти рядом. При этом площадь Синьории кажется более просторной, несмотря на меньшие размеры: на Соборную площадь давит яркая флорентийская архитектура.

🖼 Существуют три картины, изображающие идеальные города и их площади — воображаемые пространства с архитектурой, отвечающий вкусу Возрождения, с выверенной прямой перспективой. Авторство этих картин не вполне ясно, сегодня они находятся в разных музейных собраниях.

▪️ Балтиморский «Идеальный город» — с Колизеем и триумфальной аркой. Площадь здесь — это замкнутое пространство с четырьмя колоннами и фонтаном в центре. Сквозь центральный просвет триумфальной арки видна стена города и гряда гор. Все они довольно крупные — два с лишним метра по длинной стороне и написаны весьма подробно.

▪️ Идеальный город из собрания в Урбино предлагает замкнутую площадь, с двумя фонтанами, и круглым храмом в центре. Обратите внимание на лоджию в здании слева и балконы, а также на галереи на первых этажах — все это разные способы взаимодействия с площадью.

▪️ Берлинская версия идеального города предлагает площадь, открытую к гавани. Зритель находится в галерее некого здания, и смотрит на площадь и на открывающийся вид. Здания на дальнем плане сдвинуты к центру так, чтобы площадь имела законченную форму даже при том, что она открыта гавани.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

✍️ Андреа Палладио о площадях:

«...Необходимо, чтобы в городах, в зависимости от их величины, было разбито больше или меньше площадей, на которых собираются жители потолковать о неотложных и полезных своих делах; и так как эти площади имеют разное назначение, то в зависимости от этого нужно предоставить каждой из них удобное и подобающее ей место. Такие свободные пространства, оставленные в городе незастроенными, служат не только местом прогулок, бесед и торговли, но также придают городу большое украшение, особенно если такие красивые и просторные места находятся в начале улицы и с них открывается вид на какое-нибудь красивое здание и в особенности на храм.

Но если хорошо, когда много площадей и когда они разбросаны по всему городу, то тем более необходимо, и в этом есть величие и значительность, чтобы в числе их была самая главная, которая, действительно, могла бы называться общественной. Такие главные площади должны быть того размера, какого требует количество жителей: чтобы она не была слишком малой в ущерб удобству и необходимости или не казалась безлюдной при малом количестве жителей. В приморских городах их следует делать около гавани, а в городах, находящихся в глубине страны, в середине их, чтобы они были удобны для всех частей города.

По примеру древних, кругом этих площадей должны быть портики, ширина которых равна высоте их колонн; их назначение укрыть от дождя, от снега, от солнца и от всех неприятностей непогоды; однако все постройки, воздвигаемые кругом площади, не должны быть (согласно Альберти) выше одной трети ее ширины и ниже одной шестой. К этим портикам можно будет подниматься по ступеням, высота которых будет равна одной пятой длины колонн. Арки, которые воздвигаются при начале улиц, то есть у входа на площадь, служат ей большим украшением».

1. Себастьяно Серлио. Площадь для трагедии
2. Себастьяно Серлио. Площадь для комедии
3. Турин, площадь Сан-Карло, 1638
4. Рим, Пьяцца-дель-Пополо до перестройки в 19 веке
5. Рим, площадь Сант-Иньяцио
6. Палермо, площадь Претории

Эпоха барокко окрасила города эпохи Возрождения новыми красками. Давайте посмотрим, как это отразилось на площадях.

〰️ Если идеальная площадь эпохи Возрождения симметрична и уравновешена, то в барокко архитекторы начали искать способы создать динамику. Фасад главного здания на площади, перекресток улиц стараются составить с площадью одну геометрическую фигуру, в которой есть резкие углы, сужения, расширения и т.д.

🚶‍♂️ Если площадь эпохи Возрождения охватывается взглядом сразу, то барочная площадь принципиально воспринимается только во время движения по ней. На площади эпохи Возрождения чаще всего мы видим один центр, который подчеркнут фонтаном, статуей в центре. А на барочной площади часто два или даже больше центров.

👁 В барокко на площади часто взгляд упирается в одно главное здание, которое своим фасадом активно взаимодействует с площадью, создает отступы и выступы, обозначает разные визуальные оси. В этом отличие от Возрождения, где здания на площади рассматривались как ее границы, как стены комнаты. Неслучайно архитекторы Ренессанса отмечали, что высота зданий не должна быть больше 1/3 ширины площади — должна была возникнуть пропорциональная «коробка». Другой способ создать акцент — связать площадь и улицу так, чтобы вход в улицу выглядел как торжественный портал, чтобы туда так и тянуло пройти.

🎭 Наконец, в барочной площади на первое место выходят театральные эффекты, нужные сами по себе или для определенных ситуаций (праздников, процессий монархов). А площади эпохи Возрождения в первую очередь должны были было дать горожанам удобное место для общения.

✍️ Теоретик архитектуры Себастьяно Серлио в своем трактате прямо сравнивал городскую площадь с театральными подмостками. Он сделал иллюстрации, представляющие «площади» для комедии, трагедии и драмы. Они ближе к ренессансной логике пространства, но сама идея оказала большое влияние на последующие поколения архитекторов.

1. Площадь Вогезов, Париж, Франция
2–4. Вандомская площадь, Париж, Франция
6–7. Площадь Побед , Париж, Франция
8. Площадь Станислава, Нанси, Франция
9. Площадь де ля Карьер, Нанси, Франция
10. Все проекты размещения статуи короля Людовика XV, собранные на одной карте

Давайте поговорим о площадях классицизма.

📐 Здесь геометрическая стройность Ренессанса совмещается с парадностью барокко. Высокие стандарты для всего мира задавали архитекторы Франции. В 1676 году даже был составлен план расширения и застройки Парижа — один из первых в истории градостроительства. Правда, Возрождение прослеживалось только в отдельных местах, в том числе вокруг новых площадей.

▪️ Разумеется, высокая роль королевской власти приводила к тому, что эти площади были уже не для горожан и их разнообразных занятий, а для демонстрации величия власти, которая упорядочивает весь мир согласно общим правилам.

⛲️ Все началось с площади Вогезов, которую называют первой современной площадью Парижа. Она была построена еще при Генрихе IV (том самом, который был гугенотом). Все здания на площади построены в едином стиле, в центре — статуя, по четырем углам — фонтаны.

👤 В это же время архитектор Жюль Ардуэн-Мансар создал в честь Людовика XIV две площади — Вандомскую и Побед. Обе типичны для классицизма.

🟫 Вандомская площадь. Четырехугольник со срезанными углами, обстроенный единым фронтом зданий дворцового типа с портиками по длинным сторонам и на срезанных углах. В центре — конная статуя Людовика XIV. Вся площадь — всего лишь обрамление для статуи короля. На нее выходили две короткие улицы.

🟤 Площадь Побед. Круглая площадь диаметром 60 метров создавалась как триумфальная. Конная статуя Людовика XIV доминировала на ней. В фасадах зданий вокруг были аркады в первом этаже, большой ионический ордер пилястр верхних двух этажей и покатые крыши с люкарнами двух чередующихся форм.

👑 Устраивать площади в честь короля решили и в других городах — они появляются в Ренне, Реймсе, Руане, Бордо. Например, Королевская площадь в Нанси: к очень большой квадратной площади Станислава, в центре которой стоял монумент короля, примыкает очень длинная, украшенная бульваром площадь де ля Карьер. За ней на объединяющей композиционной оси ансамбля размещается площадь Правительства с закругленными торцами.

🧩 Постепенно архитекторы понимали, что площадь важна не только как пространство, как отдельное событие, но и как узел в городской системе — какие улицы к ней приводят, куда потом идут. Лучше всего это продемонстрировали проекты на площадь, которая должна была быть посвящена Людовику XV — теперь это площадь Согласия. Фактически, речь шла о том, чтобы найти место для конной статуи короле. Разные архитекторы предлагали разные места и конфигурации площади. Собранные на одном плане, они составляют замечательный воображаемый город.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;