angle-down facebook instagram vkontakte warning

Постимпрессионизм

Сезанн: отец современного искусства

В этой части поговорим о Поле Сезанне: его картинах из конусов и шаров и стремлении к совершенству.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Начинаем разбираться в постимпрессионизме.

📍Не будем долго рассказывать про термин. «Пост» — значит «после», то есть так называют нескольких художников, которые работали после импрессионистов. Каких?

📍Их набор определил английский художник и критик Роджер Фрай в 1911 году. В своей статье он назвал постимпрессионистами четырех художников: Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Анри Тулуз-Лотрека.

📍Если импрессионисты все довольно похожи, то у постимпрессионистов не было общего видения того, какая цель у живописи и как должен работать художник. У каждого из них свой индивидуальный стиль. И хотя в определенный период творчества влияние импрессионизма на эту четверку было сильным, потом они пошли другим путем.

🚀 Постимпрессионизм — это термин, который объединяет четырех художников. Но у постимпрессионизма нет общих признаков, по которым можно отличать художников, которые в него входят. Их объединяет не манера письма, а влияние, которое они оказали на последующее искусство.

Начинаем изучать постимпрессионизм с художественного атланта. Поль Сезанн — аскет, проживший жизнь в художественной самоизоляции в небольшом французском городке Экс-ан-Прованс. Человек, погибший от воспаления легких, простудившись на пленэре. Чувствуете, какая мощь?

Сезанна называют отцом современного искусства. Конечно, не современные художники, отошедшие от живописи очень далеко, но те, что работали в 20 веке. Кубизм и абстракционизм были бы невозможны без Сезанна. Какие его идеи и открытия перевернули искусство?

Живопись — аналитическое занятие. Импрессионисты считали, что пишут жизнь такой, какой они ее видят. Сезанн понимал, что то, что он переносит на холст — переработанная и проанализированная действительность. Она имеет такое же отношение к жизни, как фантазия — к реальности. Поэтому он не стремился ни к мимолетности, ни к объективности в своих картинах.

Картину нужно строить, а не писать. Сезанн собирал свои картины подобно ребенку, играющему в кубики. Его пейзажи и натюрморты состоят из устойчивых и вечных форм: кубов, конусов и шаров. Поэтому они кажутся равновесными и упорядоченными.

Пленэр необходим, но не для того, о чем вы подумали. Сезанн писал знаменитую гору Сен-Виктор десятки, если не сотни раз, как и Моне — Руанский собор. Но у Сезанна, в отличие от Моне, была конечная цель! Для Моне каждая картина из цикла самоценна. Для Сезанна каждая картина — ступенька к совершенству, идеальному и вечному изображению, которое он стремился создать.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поль Сезанн. Автопортрет в каскетке, 1872

1️⃣ Живопись — аналитическое искусство

Эту идею Сезанна проще всего увидеть на примере натюрмортов.

В них он часто намеренно нарушал законы перспективы и искажал формы — яблоки и груши, кувшины и вазы как будто изображены с нескольких ракурсов одновременно.

Во время работы Сезанн и правда рассматривал объекты с разных точек зрения, стремясь проанализировать и передать на холсте их настоящую сущность, выраженную через форму определенного цвета.

Примеры:

1. Натюрморт с вазой, 1905
2. Натюрморт с кувшином и баклажанами, 1894
3. Яблоки и апельсины, 1900

2️⃣ Картину нужно строить, а не писать

Сезанн считал, что работам импрессионистов не хватает равновесия и устойчивости, которые были свойственны их предшественникам. Он хотел вернуть в живопись структуру и порядок, и поэтому «сооружал» свои композиции как настоящий архитектор или скульптор.

Его пейзажи похожи на конструктор: яркие цветовые пятна чередуются, выстраивая ритм пространственных планов. А портреты иногда напоминают деревянную скульптуру: простые, тяжеловесные формы заключены в плотные четкие контуры.

Примеры:

1. Вид на Овер, 1873
2. Дом в Провансе, 1886
3. Курильщик, 1892
4. Портрет госпожи Сезанн, 1894-1895

Поль Сезанн. Портрет Амбруаза Воллара, 1899

3️⃣ Пленэр у Сезанна

Сезанн изобразил гору Сен–Виктор более 25 раз, в каждой новой картине оттачивая и совершенствуя свои живописные принципы. Посмотрите на одну из последних версий 1906 года — разнонаправленные мазки, положенные рядом друг с другом, как будто «собирают» гору из простых геометрических форм.

Это предшествует новому важному течению в искусстве: в следующем году на свет появятся «Авиньонские девицы» Пикассо, знаменуя собой рождение кубизма.

Примеры:

1. Пейзаж с виадуком, гора св. Виктория, 1887
2. Гора св. Виктория, 1887
3. Гора св. Виктория, 1890
4. Гора св. Виктория, 1895
5. Гора св. Виктория, 1906

👩‍🎨 Сезанн глазами другого художника

Мы много говорили об идеях Сезанна, но что о его картинах может сказать другой художник? Расспросили об этом Дарью Козлову, художника и основательницу галереи современного искусства Surok.Gallery:

«В первую очередь Сезанн отличается своей композицией. Классическая композиция, к которой мы привыкли (и мир так видим, и фотографируем) всегда имеет глубину и перспективу. Сезанн решил — к черту перспективу! И начал писать предметы с разных ракурсов — как будто мы одновременно смотрим на них и анфас, и сверху, и в панорамном обзоре.

Кстати, чтобы наглядно увидеть разницу между импрессионистами и Сезанном, можно провести любопытный эксперимент. Выкачаем с картин Сислея и Сезанна все краски. Пейзаж импрессиониста сразу потеряет всю глубину, воздух и перспективу — дело в том, что они лепят картины цветом, без него все разваливается.

У Сезанна все по-другому: он работает как скульптор и создает живописные рельефы, лепит формой, поэтому его картины в черно-белом фильтре не теряют в восприятии пространства».

Альфред Сислей. Наводнение в Порт-Марли, 1872

Поль Сезанн. Ручей, 1900-е

Давайте попрактикуемся отличать картины Сезанна.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;