angle-down facebook instagram vkontakte warning

Постимпрессионизм

Гоген: главное — красота линий и цвета

Гоген начинал с реалистичных пейзажей, а затем ударился в экзотические сюжеты. Как так вышло — узнаем в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Эта часть посвящена Полю Гогену. Давайте начнем с того, что попробуем посмотреть на его картины без шпаргалок и теории.

Подумайте, какие чувства они вызывают? Что притягивает взгляд? Чем они кажутся особенными?

Поль Гоген
1. Побег, 1902
2. Кафе в Арле, 1888
3. Что нового?, 1892
4. Свинопас, 1888
5. Ива, 1889

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поль Гоген — художник, который продолжил линию экзотических поисков. Мы говорили о том, что Ван Гог вдохновлялся Японией. Гоген пошел дальше — и прочувствовал кожей чужую, дикую цивилизацию.

👨‍🎨 Это очень созвучно его биографии: перуанские корни, детство, прожитое в Лиме, матросская юность, и, наконец, бегство на Таити определили темы, манеру и даже цветовую гамму его картин.

🎨 В 1870-е Гоген познакомился с группой импрессионистов, и особенно близко сдружился с Писсарро и Дега. Искусство увлекало его все сильнее — он начал коллекционировать картины импрессионистов, вскоре бросил работу брокера и всерьез начал заниматься живописью.

Сегодня мы пройдем путь Гогена: посмотрим, как от ранних пейзажей французской провинции он пришел к яркости и безумству островов Океании.

Поль Гоген. Автопортрет в шляпе, 1893

Как узнать картины Гогена?

🌄 Темы — из архаичных цивилизаций. Гоген пытался культивировать в своих картинах черты детского, наивного и архаического искусства. В этом ему помогали мифологические образы, таитянские религиозные мотивы. Так выражалось желание Гогена создать древний образ из далекого варварского мира.

🎨 Манера — из древнего европейского искусства. Гоген использует приемы из арсенала древних египтян, крито-микенской живописи, искусства Месопотамии. Например, неестественный разворот фигуры, когда голова человека показана в профиль, плечи в фас, ноги снова в профиль. Линейность его картин тоже оттуда: он отделяет предметы контурами и заполняет их локальным цветом, без светотеневых переходов — потому что писать древний мир нельзя приемами академической живописи.

❤️🧡💜 Цвет — красив сам по себе. Гоген пишет яркими цветами, избегая полутонов. Цвет для него самодостаточен: из всей палитры художник выбирает максимально эффектный. Гоген уходит от реалистичности, поэтому неважно, можно ли встретить такой цвет у дерева, волны или песка — главное, чтобы было красиво.

Таити и вся Полинезия — мир, где другая природа и краски, которых нет в Европе. Вспомним Ван Гога: тот тоже считал, что искусство обновят линия и цвет, но он нашел свое вдохновение в Провансе с его ярким солнцем и графичными тенями.

🖼 Монументальность и декоративность. Гоген подарил нам новое видение работы художника и картины как таковой. Он считал, что живопись утратила монументальность и декоративность совершенно зря и должна вернуть свою заметную роль в интерьере, формировать пространство вокруг себя. Отсюда — крупный формат картин и их подчеркнутая «красивость» с сочными сочетаниями цветовых пятен.

1️⃣ Реалистические пейзажи раннего периода

Ранние работы Гогена из 1870-х годов — это реалистичные пейзажи французской деревни. Они продолжают традиции художников Барбизонской школы, но с элементами импрессионистической манеры.

Примеры:

1. Дорога в лесу, 1873
2. Работа в поле, 1873
3. Набережная Сены, 1875
4. Фабрика и набережная Гренель, 1875

2️⃣ Мистические образы Понт-Авенского периода

В глухой деревне, коммуне Понт-Авен, формируется живописный метод Гогена: палитра наполняется яркими локальными цветами, картины становятся все более плоскостными и декоративными, а образы — сложными и символическими.

Примеры:

1. Видение после проповеди, 1888
2. Автопортрет с желтым Христом, 1890
3. Ивы, 1889
4. Желтый Христос, 1889
5. Бретонские девушки на перепутье, 1888

3️⃣ Экзотика Океании

Все найденные в Понт-Авенском периоде приемы многократно усиливаются, а экзотические сюжеты диктуют переход к более древним и сложным символам.

Примеры:

1. Кто мы, откуда, куда мы идем, 1897
2. День богов, 1894
3. Великий Будда, 1899
4. Жена короля, 1896
5. Женщина, держащая плод, 189
3

Мы уже упомянули символизм Гогена. Закончим часть тем, что узнаем, какие смыслы художник закладывал в картины самого яркого, последнего периода.

🗿 Слом границ между культурами. Работы таитянского периода — про слом временных, мифологических и пространственных границ между европейским и экзотическим миром. Для того, чтобы это сделать, Гоген использует разные приемы:

1️⃣ Изображает героев в позах, которые отсылают нас к классическим картинам.

2️⃣ Проводит ассоциации с Библией. Мир Океании — чужой и экзотический, но мы можем взять его себе через привычные образы. Например, обнаженной женщины рядом с деревом с плодами и увитым лианами. Сплетение мифологий на разных уровнях заставляет почувствовать, что все границы условны.

Пример: на картине «Жена короля» таитянка лежит на лугу в классической позе Венеры. Тут можно узнать Венеру Тициана или Олимпию Мане — и в то же время трактовать как Еву у Древа познания.

⌛️ Выражение в живописи вечных тем — жизни и смерти, молодости и любви, которые тоже объединяют европейскую цивилизацию с более архаичными.

Пример: картина «Сбор плодов» — размышление про начало и конец жизни. Срывание плодов с ветвей символизирует грехопадение, спящая собака — смерть, а щенки, наоборот, начало жизни. Фигуры трех женщин обозначают юность, молодость и зрелость, закольцованность человеческой жизни.

1. Поль Гоген. Жена короля, 1896
2. Тициан. Венера Урбинская, 1538
3. Эдуард Мане. Олимпия, 1863
4. Поль Гоген. Сбор плодов, 1899

Обойдемся без лишних слов — время тренироваться отличать картины Гогена! 👨‍🎨

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;