Постимпрессионизм
Гоген: главное — красота линий и цвета
Гоген начинал с реалистичных пейзажей, а затем ударился в экзотические сюжеты. Как так вышло — узнаем в этой части.
Эта часть посвящена Полю Гогену. Давайте начнем с того, что попробуем посмотреть на его картины без шпаргалок и теории.
Подумайте, какие чувства они вызывают? Что притягивает взгляд? Чем они кажутся особенными?
Поль Гоген
1. Побег, 1902
2. Кафе в Арле, 1888
3. Что нового?, 1892
4. Свинопас, 1888
5. Ива, 1889
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поль Гоген — художник, который продолжил линию экзотических поисков. Мы говорили о том, что Ван Гог вдохновлялся Японией. Гоген пошел дальше — и прочувствовал кожей чужую, дикую цивилизацию.
👨🎨 Это очень созвучно его биографии: перуанские корни, детство, прожитое в Лиме, матросская юность, и, наконец, бегство на Таити определили темы, манеру и даже цветовую гамму его картин.
🎨 В 1870-е Гоген познакомился с группой импрессионистов, и особенно близко сдружился с Писсарро и Дега. Искусство увлекало его все сильнее — он начал коллекционировать картины импрессионистов, вскоре бросил работу брокера и всерьез начал заниматься живописью.
Сегодня мы пройдем путь Гогена: посмотрим, как от ранних пейзажей французской провинции он пришел к яркости и безумству островов Океании.
Как узнать картины Гогена?
🌄 Темы — из архаичных цивилизаций. Гоген пытался культивировать в своих картинах черты детского, наивного и архаического искусства. В этом ему помогали мифологические образы, таитянские религиозные мотивы. Так выражалось желание Гогена создать древний образ из далекого варварского мира.
🎨 Манера — из древнего европейского искусства. Гоген использует приемы из арсенала древних египтян, крито-микенской живописи, искусства Месопотамии. Например, неестественный разворот фигуры, когда голова человека показана в профиль, плечи в фас, ноги снова в профиль. Линейность его картин тоже оттуда: он отделяет предметы контурами и заполняет их локальным цветом, без светотеневых переходов — потому что писать древний мир нельзя приемами академической живописи.
❤️🧡💜 Цвет — красив сам по себе. Гоген пишет яркими цветами, избегая полутонов. Цвет для него самодостаточен: из всей палитры художник выбирает максимально эффектный. Гоген уходит от реалистичности, поэтому неважно, можно ли встретить такой цвет у дерева, волны или песка — главное, чтобы было красиво.
Таити и вся Полинезия — мир, где другая природа и краски, которых нет в Европе. Вспомним Ван Гога: тот тоже считал, что искусство обновят линия и цвет, но он нашел свое вдохновение в Провансе с его ярким солнцем и графичными тенями.
🖼 Монументальность и декоративность. Гоген подарил нам новое видение работы художника и картины как таковой. Он считал, что живопись утратила монументальность и декоративность совершенно зря и должна вернуть свою заметную роль в интерьере, формировать пространство вокруг себя. Отсюда — крупный формат картин и их подчеркнутая «красивость» с сочными сочетаниями цветовых пятен.
1️⃣ Реалистические пейзажи раннего периода
Ранние работы Гогена из 1870-х годов — это реалистичные пейзажи французской деревни. Они продолжают традиции художников Барбизонской школы, но с элементами импрессионистической манеры.
Примеры:
1. Дорога в лесу, 1873
2. Работа в поле, 1873
3. Набережная Сены, 1875
4. Фабрика и набережная Гренель, 1875
2️⃣ Мистические образы Понт-Авенского периода
В глухой деревне, коммуне Понт-Авен, формируется живописный метод Гогена: палитра наполняется яркими локальными цветами, картины становятся все более плоскостными и декоративными, а образы — сложными и символическими.
Примеры:
1. Видение после проповеди, 1888
2. Автопортрет с желтым Христом, 1890
3. Ивы, 1889
4. Желтый Христос, 1889
5. Бретонские девушки на перепутье, 1888
3️⃣ Экзотика Океании
Все найденные в Понт-Авенском периоде приемы многократно усиливаются, а экзотические сюжеты диктуют переход к более древним и сложным символам.
Примеры:
1. Кто мы, откуда, куда мы идем, 1897
2. День богов, 1894
3. Великий Будда, 1899
4. Жена короля, 1896
5. Женщина, держащая плод, 1893
Мы уже упомянули символизм Гогена. Закончим часть тем, что узнаем, какие смыслы художник закладывал в картины самого яркого, последнего периода.
🗿 Слом границ между культурами. Работы таитянского периода — про слом временных, мифологических и пространственных границ между европейским и экзотическим миром. Для того, чтобы это сделать, Гоген использует разные приемы:
1️⃣ Изображает героев в позах, которые отсылают нас к классическим картинам.
2️⃣ Проводит ассоциации с Библией. Мир Океании — чужой и экзотический, но мы можем взять его себе через привычные образы. Например, обнаженной женщины рядом с деревом с плодами и увитым лианами. Сплетение мифологий на разных уровнях заставляет почувствовать, что все границы условны.
Пример: на картине «Жена короля» таитянка лежит на лугу в классической позе Венеры. Тут можно узнать Венеру Тициана или Олимпию Мане — и в то же время трактовать как Еву у Древа познания.
⌛️ Выражение в живописи вечных тем — жизни и смерти, молодости и любви, которые тоже объединяют европейскую цивилизацию с более архаичными.
Пример: картина «Сбор плодов» — размышление про начало и конец жизни. Срывание плодов с ветвей символизирует грехопадение, спящая собака — смерть, а щенки, наоборот, начало жизни. Фигуры трех женщин обозначают юность, молодость и зрелость, закольцованность человеческой жизни.
1. Поль Гоген. Жена короля, 1896
2. Тициан. Венера Урбинская, 1538
3. Эдуард Мане. Олимпия, 1863
4. Поль Гоген. Сбор плодов, 1899
Обойдемся без лишних слов — время тренироваться отличать картины Гогена! 👨🎨
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день