angle-down facebook instagram vkontakte warning

Постимпрессионизм

Влияние постимпрессионизма

В этой части узнаем, какое наследие оставили после себя постимпрессионисты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»

Чем ценны постимпрессионисты для искусства? Они показали, что можно делать что угодно с формой, линией и цветом — и получится красиво. Давайте вспомним, как это делал каждый из четырех художников.

🔸 Сезанн — форма и цвет. Он будто не писал, а собирал свои картины из разных плоскостей. Так художник возвращал в живопись структуру, порядок, отброшенный импрессионистами.

🔸 Гоген — линия и цвет. Художник искал самые красивые и чистые цвета для своих картин, очерчивая их четкими линиями. Так он сделал цвет главной эстетической ценностью.

🔸 Ван Гог — линия и цвет. Вместо идеального цвета Ван Гог искал тот, который лучше всего отражал его состояние. Сильные экспрессивные мазки решали ту же задачу.

🔸 Лотрек — линия очерчивает форму. Как Гоген превратил цвет в самостоятельный элемент, Лотрек сделал это с линией. Она задает ритм, передает движение, открывая новые возможности для живописи.

1. Поль Сезанн. Дом с треснутыми стенами, 1892—1894
2. Ван Гог. Ирисы, 1889
3. Поль Гоген. Семя Ареои, 1892
4. Анри Тулуз-Лотрек. В новом цирке, 1891

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Винсент Ван Гог. Ночное кафе в Арле, 1888
2. Поль Гоген. Ночное кафе в Арле, 1888

Предлагаем еще раз полюбоваться на картины художников. В этой подборке все — из ГМИИ им. Пушкина.

1. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин, 1888
2. Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя, 1890
3. Ван Гог. Красные виноградники в Арле, 1888
4. Поль Гоген. Сбор плодов, 1899
5. Анри Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер, 1894
6. Поль Синьяк. Сосна, 1909
7. Анри Фантен-Латур. Купальщицы, вторая половина 19–20 вв.
8. Одилон Редон. Ночь и день, 1908—1911
9. Пьер Боннар. Лето в Нормандии, 1912
10. Морис Дени. Зеленый берег моря. Перро-Гирек, 1909

А что же русские постимпрессионисты? В России это направление не было известно — из прямых последователей можно назвать только художника Петра Кончаловского. Зато западные постимпрессионисты сильно повлияли на русских авангардистов.

🎨 Кончаловский подражал Сезанну. Художника прямо называли сезаннистом — его натюрморты трудно сходу отличить от работ француза.

🖼 Постимпрессионистов привезли Сергей Щукин и Иван Морозов. В Европе о художниках знали только коллекционеры. В России их продвигали знаменитые купцы-меценаты. Щукин даже открыл домашнюю коллекцию для публики.

♦️ «Бубновый валет» оценил авангардность постимпрессионизма. В русскую художественную группу авангардистов входили Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.

1. Петр Кончаловский. Натюрморт. Ташкент, 1916
2. Илья Машков. Дама с китаянкой, 1910
3. Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат, 1911
4. Наталья Гончарова. Сбор яблок, 1909

А вот что мы рекомендуем почитать, чтобы продолжить изучение темы самостоятельно 👇

📕 Ван Гог. «Письма к брату Тео».
Трогательная переписка двух братьев, которая поможет лучше понять внутренний мир и творчество Винсента Ван Гога.

📗 Парсонс Т. «Постимпрессионизм: Становление современного искусства».
Полезная книга для тех, кто хочет узнать как французский постимпрессионизм повлиял на искусство остальной Европы и России и подготовил почву для развития искусства 20 века.

📘 Ревалд Дж. «Постимпрессионизм: от Ван Гога до Гогена».
О художниках постимпрессионистах, пуантилистах и символистах от одного из самых известных исследователей французского искусства 19–20 веков.

📙 Перрюшо А. «Жизнь Тулуз-Лотрека».
Прекрасно написанная биография одного из самых ярких художников конца 19 века.

Урок по постимпрессионизму подходит к концу ⏳

Пришло время обобщить материал. Давайте выделим главное: чем отличаются подходы Сезанна, Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека к живописи.

🧠 Сезанн — аналитичность. Это первый художник, который считал, что пишет картины, а не объективную реальность. Посвятил творчество поиску порядка в природе и живописи. Его живописные находки повлияли на кубизм.

⚡️ Ван Гог — эмоция. На его живопись напрямую влияло душевное состояние. Умиротворение, гнев, усталость — вы все почувствуете через цвет, форму, композицию картины. Ван Гог заметно повлиял на экспрессионистов.

🐉 Гоген — символы. Его интересовали вечные темы: жизнь, смерть, любовь. Он говорил о них архитипичными образами и простыми формами, а красоту выражал через цвета. Влияние Гогена чувствуется в символизме, фовизме, модерне.

💃 Тулуз-Лотрек — реальность без прикрас. Художник берется за сюжеты, которые раньше не попадали на холст. Он сделал линию самодостаточным средством выразительности. Динамизм работ Тулуза-Лотрека повлияли на авангард.

Попробуем сравнить больше картин Ван Гога и Гогена, чтобы научиться их отличать. Не ограничивайтесь одним кругом — наслаждайтесь работами мастеров и тренируйте насмотренность.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;