Эпоха постмодерна
Экономика и культура современности
Цифровая экономика, мемы и перфоманс. Выясним, как на нас влияет технологичность постмодерна и почему ненависть к современному искусству — это нормально.
В этой части урока поговорим о культуре и экономике постмодерна.
🚢 Сегодня большинство стран переносят свои производства туда, где производить выгоднее, потому что контейнерные перевозки стали дешевыми.
💎 Например, если вы хотите делать украшения из янтаря, вам проще закупить янтарь в Калининградской области, отправить его морем в Китай и привезти назад готовые украшения, чем делать их на месте.
💰 С другой стороны, увеличивается число финансовых инструментов и продолжают надуваться финансовые пузыри.
💳 Главное изобретение с точки зрения экономики — новая цифровая экономика. Она связана с покупками через интернет, повсеместным использованием кредитных карт и банковских переводов. Реальные деньги исчезают из рук покупателей.
☝️ Появляются ключи шифрования, связанные с распределенными системами, биткоинами и другими цифровыми валютами. Возможно, это валюта будущего.
💻 Эпоха постмодерна — технологичная. За 20 лет общество делает гигантский скачок во всем, что касается чипов и компьютеров. Это не сравнить с переходом от парового двигателя к двигателю внутреннего сгорания. Сейчас разрыв и происходящие изменения в обществе более яркие.
🤔 Цифровая экономика изменяет представление о реальности, о том, что возможно, а что — нет. Большую роль играет big data (большие данные) и использование машинного интеллекта в будущем.
🎥 Лучшая иллюстрация — сериал «Черное зеркало». Он показывает, к чему могут привести новинки современности.
Давайте попробуем разобраться, как «Черное зеркало» сбывается в реальности 👇
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Цифровизация, новая этика, экономические изменения, постколониализм — все, что происходит вокруг, отражается и на культуре.
🧐 От позднего модерна культура постмодерна переняла разделение на массовую и элитарную. Но если в эпоху модерна дистрибьюторы культуры были легко определяемы, сейчас в их роли может выступить каждый. Система торрентов, соцсетей, советов, онлайн-кинотеатров показывает, насколько разнообразны держатели культуры.
🔥 Мы приходим к новой культурной структуре, в которой автор умирает. Как только произведение выходит за пределы комнаты, автор перестает существовать.
🤷🏻♀️ Бессмысленно спрашивать автора, что он имел в виду. За него говорит культура. Постмодерн в творчестве предлагает возможность разного прочтения. Все в культуре постмодерна распадается на мельчайшие детали, которые надо пересобрать.
☝️ Эти кусочки — мемы. Термин «мем» придуман еще в 60-х годах 20 века. Это элемент памяти, мельчайшая единица всемирного интернет-фольклора. Произведения всех эпох культур, кадры фильмов могут значит совсем другое, чем значили до этого.
🥧 Культура мемов превращает современную культуру в многослойный пирог, в котором мы пытаемся прочувствовать, что же имелось в виду. Однозначного ответа здесь нет.
❗ ️Все это большой вызов для гуманитарного знания. Еще это показывает, что без хорошего гуманитария ни одна компания и стартап ничего не заработают. Смысл в потреблении становится главным для экономики впечатлений.
👀 Прочитайте о самых известных мемах года 👇
💣 А вот, кстати, выступление Омского хора, который перепел песню-мем «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» из популярного сериала на Netflix👇
Что же такое экономика впечатлений?
🛍 Представьте, что вы живете в 18 веке и покупаете кофе. Вам продают его в обычном мешке. В начале 19 века появляется магазин колониальных товаров, где приятный продавец продает вам кофе в бумажном пакете.
☕️ В середине 19 века появляется кофейня, где вы заказываете кофе. В 20 веке появляются кофемашины и кофейные автоматы, которые могут каждому приготовить кофе.
🗣 В постмодерн появляется «Старбакс», где ваше имя пишут на стакане и громко выкрикивают, когда вы получаете кофе. Это еще одно место, куда вы можете прийти кроме дома и работы. В «Старбаксе» есть определенная атмосфера: вы можете познакомиться с другими людьми, либо провести вечер с ноутбуком.
💰 Теперь вы платите не за сам продукт, а за бренд и впечатление от него. Именно так работает экономика впечатлений.
🍏 Хороший пример — Apple. Он стоит дорого, потому что это Apple. Изделия могут быть не такими удобными, как менее известные аналоги, но человек все равно выбирает Apple за марку и бренд.
💡 Преподаватель истории Зев Зигл, писатель Гордон Боукер и учитель английского языка Джерри Болдуин познакомились за 10 лет до начала «Старбакс», будучи студентами университета Сан-Фрациско.
🛍 В 1970 году в США не было ни моды на кофе, ни культуры употребления этого напитка. Идея открыть оптовый магазин качественного кофе пришла в голову Гордону Боукеру и показалась свежей и интересной всей компании.
💰 Скинувшись по $1,5 тысячи и взяв пятитысячный заем в банке, Зигл, Боукер и Болдуин арендовали помещение для будущего магазина на Вестерн Авеню, вблизи рынка Пайк Плэйс в Сиэтле.
☕️ 30 марта 1971 года двери первого Starbucks распахнулись для покупателей. В магазине можно было оптом купить обжаренные кофейные зерна, чай, специи, бобы и посуду. Кофе варили только для дегустации.
🔥 В мае 1982 года Starbucks открыл пятый фирменный магазин в Сиэтле — первый кофейный бар, в котором уже заваренный кофе продавался в розницу.
💎 К концу 80-х заканчивается история создания бренда «Старбакс» и начинается новая глава — зарождение самой крупной в мире сети кофеен.
Нам осталось поговорить о современном искусстве.
🎨 В эпоху постмодерна никому не нужны просто кино, скульптура, литература или живопись. Когда существуют высокотехнологичные способы воспроизводства реальности, все это превращается либо в декоративно-прикладное искусство (в картину, которую вы вешаете в спальне), либо в новые жанры искусства.
☝️ Главное явление — перформативное искусство. Произведением искусства становится само действие. Пример — художница Марина Абрамович. Она показывает, что искусство заключается в том, как человек реагирует и что делает с объектами или людьми, которые находятся в его пространстве.
🖼 Даже традиционные картины и скульптуры больше не претендуют на то, чтобы сделать зрителю приятно. Скорее наоборот: главная задача искусства эпохи постмодерна — сделать вам неприятно, вывести из зоны комфорта.
👀 Так искусство призывает человека увидеть то, что он не замечает. Оно политически ангажировано, и у него есть этический смысл. Оно заставляет думать или испытывать сложные эмоции и разбираться с ними.
🎭 Современное искусство показывает человеку, что в вещах и явлениях, которые его окружают, есть много того, о чем он не задумывается. Так, например, делают представители поискового театра. В России и странах постсоветского пространства это театральные режиссеры Някрошюс, Бутусов, Додин или Фоменко. В их театры бессмысленно приходить в вечерних платьях, чтобы выпить коньяк или шампанское в антракте. Если вы и побежите пить алкоголь, то только чтобы притупить травмы, которые режиссер из вас вытащил.
🤔 Глядя на современное искусство, люди часто видят непонятную мазню и не понимают, что их злость и есть то, что художник хотел вызвать. Произведение искусства — это не объект перед вами, а вы сами, погруженные в пространство.
🟦 Когда в фильме «О чем говорят мужчины» герой приходит в музей современного искусства и видит некие квадраты и треугольники, в этом случае произведение искусства — это рассказ героя об этом, а не сами геометрические фигуры.
❗️ С этой новой и сложной формой искусства не скоро сживутся потребители массовой культуры, которые привыкли, что она нужна для развлечения. В современном искусстве нет развлечения.
Прочитайте о самых известных перформансах Марины Абрамович👇
👁 12 перформансов
⠀
О произведении искусства в эпоху постмодерна
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день