angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эпоха постмодерна

Экономика и культура современности

Цифровая экономика, мемы и перфоманс. Выясним, как на нас влияет технологичность постмодерна и почему ненависть к современному искусству — это нормально.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, педагог, координатор IB DP в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог

В этой части урока поговорим о культуре и экономике постмодерна.

🚢 Сегодня большинство стран переносят свои производства туда, где производить выгоднее, потому что контейнерные перевозки стали дешевыми.

💎 Например, если вы хотите делать украшения из янтаря, вам проще закупить янтарь в Калининградской области, отправить его морем в Китай и привезти назад готовые украшения, чем делать их на месте.

💰 С другой стороны, увеличивается число финансовых инструментов и продолжают надуваться финансовые пузыри.

💳 Главное изобретение с точки зрения экономики — новая цифровая экономика. Она связана с покупками через интернет, повсеместным использованием кредитных карт и банковских переводов. Реальные деньги исчезают из рук покупателей.

☝️ Появляются ключи шифрования, связанные с распределенными системами, биткоинами и другими цифровыми валютами. Возможно, это валюта будущего.

💻 Эпоха постмодерна — технологичная. За 20 лет общество делает гигантский скачок во всем, что касается чипов и компьютеров. Это не сравнить с переходом от парового двигателя к двигателю внутреннего сгорания. Сейчас разрыв и происходящие изменения в обществе более яркие.

🤔 Цифровая экономика изменяет представление о реальности, о том, что возможно, а что — нет. Большую роль играет big data (большие данные) и использование машинного интеллекта в будущем.

🎥 Лучшая иллюстрация — сериал «Черное зеркало». Он показывает, к чему могут привести новинки современности.

Давайте попробуем разобраться, как «Черное зеркало» сбывается в реальности 👇

👀 Технологии, которые уже пришли в наш мир

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Цифровизация, новая этика, экономические изменения, постколониализм — все, что происходит вокруг, отражается и на культуре.

🧐 От позднего модерна культура постмодерна переняла разделение на массовую и элитарную. Но если в эпоху модерна дистрибьюторы культуры были легко определяемы, сейчас в их роли может выступить каждый. Система торрентов, соцсетей, советов, онлайн-кинотеатров показывает, насколько разнообразны держатели культуры.

🔥 Мы приходим к новой культурной структуре, в которой автор умирает. Как только произведение выходит за пределы комнаты, автор перестает существовать.

🤷🏻‍♀️ Бессмысленно спрашивать автора, что он имел в виду. За него говорит культура. Постмодерн в творчестве предлагает возможность разного прочтения. Все в культуре постмодерна распадается на мельчайшие детали, которые надо пересобрать.

☝️ Эти кусочки — мемы. Термин «мем» придуман еще в 60-х годах 20 века. Это элемент памяти, мельчайшая единица всемирного интернет-фольклора. Произведения всех эпох культур, кадры фильмов могут значит совсем другое, чем значили до этого.

🥧 Культура мемов превращает современную культуру в многослойный пирог, в котором мы пытаемся прочувствовать, что же имелось в виду. Однозначного ответа здесь нет.

️Все это большой вызов для гуманитарного знания. Еще это показывает, что без хорошего гуманитария ни одна компания и стартап ничего не заработают. Смысл в потреблении становится главным для экономики впечатлений.

👀 Прочитайте о самых известных мемах года 👇

😄 Лучшие мемы 2020 года

💣 А вот, кстати, выступление Омского хора, который перепел песню-мем «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» из популярного сериала на Netflix👇

🎶 «Ведьмаку заплатите...»

Что же такое экономика впечатлений?

🛍 Представьте, что вы живете в 18 веке и покупаете кофе. Вам продают его в обычном мешке. В начале 19 века появляется магазин колониальных товаров, где приятный продавец продает вам кофе в бумажном пакете.

☕️ В середине 19 века появляется кофейня, где вы заказываете кофе. В 20 веке появляются кофемашины и кофейные автоматы, которые могут каждому приготовить кофе.

🗣 В постмодерн появляется «Старбакс», где ваше имя пишут на стакане и громко выкрикивают, когда вы получаете кофе. Это еще одно место, куда вы можете прийти кроме дома и работы. В «Старбаксе» есть определенная атмосфера: вы можете познакомиться с другими людьми, либо провести вечер с ноутбуком.

💰 Теперь вы платите не за сам продукт, а за бренд и впечатление от него. Именно так работает экономика впечатлений.

🍏 Хороший пример — Apple. Он стоит дорого, потому что это Apple. Изделия могут быть не такими удобными, как менее известные аналоги, но человек все равно выбирает Apple за марку и бренд.

Зев Зигл, Гордон Боукер и Джерри Болдуин в одном из первых магазинов «Старбакс», 1979 год.

💡 Преподаватель истории Зев Зигл, писатель Гордон Боукер и учитель английского языка Джерри Болдуин познакомились за 10 лет до начала «Старбакс», будучи студентами университета Сан-Фрациско.

🛍 В 1970 году в США не было ни моды на кофе, ни культуры употребления этого напитка. Идея открыть оптовый магазин качественного кофе пришла в голову Гордону Боукеру и показалась свежей и интересной всей компании.

💰 Скинувшись по $1,5 тысячи и взяв пятитысячный заем в банке, Зигл, Боукер и Болдуин арендовали помещение для будущего магазина на Вестерн Авеню, вблизи рынка Пайк Плэйс в Сиэтле.

☕️ 30 марта 1971 года двери первого Starbucks распахнулись для покупателей. В магазине можно было оптом купить обжаренные кофейные зерна, чай, специи, бобы и посуду. Кофе варили только для дегустации.

🔥 В мае 1982 года Starbucks открыл пятый фирменный магазин в Сиэтле — первый кофейный бар, в котором уже заваренный кофе продавался в розницу.

💎 К концу 80-х заканчивается история создания бренда «Старбакс» и начинается новая глава — зарождение самой крупной в мире сети кофеен.

Нам осталось поговорить о современном искусстве.

🎨 В эпоху постмодерна никому не нужны просто кино, скульптура, литература или живопись. Когда существуют высокотехнологичные способы воспроизводства реальности, все это превращается либо в декоративно-прикладное искусство (в картину, которую вы вешаете в спальне), либо в новые жанры искусства.

☝️ Главное явление — перформативное искусство. Произведением искусства становится само действие. Пример — художница Марина Абрамович. Она показывает, что искусство заключается в том, как человек реагирует и что делает с объектами или людьми, которые находятся в его пространстве.

🖼 Даже традиционные картины и скульптуры больше не претендуют на то, чтобы сделать зрителю приятно. Скорее наоборот: главная задача искусства эпохи постмодерна — сделать вам неприятно, вывести из зоны комфорта.

👀 Так искусство призывает человека увидеть то, что он не замечает. Оно политически ангажировано, и у него есть этический смысл. Оно заставляет думать или испытывать сложные эмоции и разбираться с ними.

🎭 Современное искусство показывает человеку, что в вещах и явлениях, которые его окружают, есть много того, о чем он не задумывается. Так, например, делают представители поискового театра. В России и странах постсоветского пространства это театральные режиссеры Някрошюс, Бутусов, Додин или Фоменко. В их театры бессмысленно приходить в вечерних платьях, чтобы выпить коньяк или шампанское в антракте. Если вы и побежите пить алкоголь, то только чтобы притупить травмы, которые режиссер из вас вытащил.

🤔 Глядя на современное искусство, люди часто видят непонятную мазню и не понимают, что их злость и есть то, что художник хотел вызвать. Произведение искусства — это не объект перед вами, а вы сами, погруженные в пространство.

🟦 Когда в фильме «О чем говорят мужчины» герой приходит в музей современного искусства и видит некие квадраты и треугольники, в этом случае произведение искусства — это рассказ героя об этом, а не сами геометрические фигуры.

❗️ С этой новой и сложной формой искусства не скоро сживутся потребители массовой культуры, которые привыкли, что она нужна для развлечения. В современном искусстве нет развлечения.

Прочитайте о самых известных перформансах Марины Абрамович👇

👁 12 перформансов

О произведении искусства в эпоху постмодерна

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;