angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эпоха постмодерна

Новая этика

Новая этика — это гендерное и социальное равенство под соусом вины колониального прошлого. Выясним, куда движется современное общество и кому это нужно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, педагог, координатор IB DP в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог

Первый процесс, с которого начнем знакомство с новой этикой, — постколониализм.

🗺 Начиная с 50-60-х годов исчезают европейские и американские колонии. Они освобождались или выкупались, либо их освобождали. К 90-м годам колониальных владений практически не осталось.

☝️ Сначала бывшие колонии радовались свободе. Позже выяснилось, что в ситуации независимости есть особо нечего — нужно заново выстраивать экономику. Для этого важно быть конкурентоспособными, но уровень конкуренции слишком высок.

Стало понятно, что колонии обмануты. Европейцы столетиями качали из них ресурсы, разрушали местные элиты и госструктуры. Взамен создавали новые — непривычные и ненужные. Когда колонии перестали приносить достаточно прибыли, их сбросили со своих плеч и оставили в бедственном положении.

✈️ Молодежь постколониальных стран отправилась в Европу или Америку за новой жизнью — с идеей, что метрополии им должны. Это встретило недовольство и возмущение со стороны населения метрополий. «С какой стати мы должны их кормить? С какой стати они отнимают у нас работу?»

🤔 Так начинается глобальное изучение постколониализма. Это явление становится частью концепции «новая этика». В основе лежит идея о том, что белый гетеросексуальный мужчина (это образ успешного человека в северном мире) ответственен за бедность и ужасы южного полушария, хотя сам ничего не делал.

🌍 Отсюда вытекает еще одна идея: мы должны быть политкорректными и поддерживать мультикультурность. Глобальная политика переезда совмещена с идеей вины за все, что произошло в колониях.

🇷🇺 Постепенно эта волна докатывается и до России. В 19 веке народы Средней Азии не хотели присоединения и неоднократно жестко говорили «нет». Это не помогло: их территории вошли в состав большой империи. Теперь они воспринимают нас, как ту самую метрополию, которая им должна.

1 — Первая Индокитайская война — война Франции за сохранение своих колоний в Индокитае в 1946–1954 годах
В результате военных действий французские войска покинули Индокитай, а территория Вьетнама была разделена на два независимых государства: Демократическую Республику Вьетнам (со столицей в Ханое) и Государство Вьетнам (со столицей в Сайгоне)
2 — Алжирская война — военный конфликт между французской колониальной администрацией в Алжире и вооруженными группировками, выступающими за его независимость (1954–1959 гг.). Он закончился признанием независимости Алжира Францией
3 — В 1950-х британские войска сражаются с движением мау-мау, отстаивавшим независимость Кении
4 — В 1960 году по требованию делегаций, представлявших Бельгийское Конго, бельгийское правительство вынужденно заявило о своем согласии предоставить колонии независимость. После этого Республику Конго охватил острый политический кризис. На фото — погромы в Киншасе в 1961 г.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

У многих колониальных стран с разной скоростью просыпается чувство вины: появляются фильмы и книги про эпоху колониализма.

Примеры 👇

🎥 «Аватар». В нем разыгрывается история Покахонтас.

🎥 Серия марвеловских фильмов про супергероев. Главная идея вымышленного государства Ваканда звучит так: «Мы, черное население, ничем не хуже, чем вы, белые».

🎥 Тарантиновские фильмы вроде «Джанго освобожденный».

🤔 Возможно, где-то через 15 лет в России появится немало фильмов об истории народов Средней Азии или их жизни на территории России в духе корейских «Паразитов».

Еще одно важное социальное направление, которое касается новой этики, — это гендерное сексуальное равенство.

🧐 Люди боролись за это еще во время позднего модерна. Но получить это равенство на законодательном уровне сложно.

🔎 У женщин есть стеклянный потолок в карьере и зарплате. Общество продолжает мешать представителям гомосексуального мира вести полноценную жизнь. Язык, семейное право и взгляды на семью не ложатся на новое представление о гендере.

💔 Происходит крушение традиционных отношений между мужчинами и женщинами. То, что еще в 70-е годы считалось невинной шуткой или легким флиртом, теперь становится причиной для иска.

Формируются новые представления о том, что можно, а что — нельзя. Общество становится совсем не таким весело-свободным, каким было в предыдущие периоды истории человечества — например, в 60-80-е годы. Рождается чопорное оберегание зоны комфорта, идентичности и психологического здоровья.

☝️ В обществе постмодерна происходит радикальный слом в представлении о гендере, о роли детей, о том, что такое семья. Это экспериментальные процессы, которые устаканятся не в ближайшее время. При этом важно, что новые ответы и решения в том, как реагировать на разные социальные ситуации нащупываются уже сейчас.

👩🏻‍🦽 Еще одна важная вещь — инклюзия, включение в общественную жизнь людей, которых в Средние века и эпоху Модерна предпочли бы не заметить или убить. Речь о людях с психическими расстройствами и серьезными болезнями, инвалидах. Для них создается специальная инфраструктура, для их обозначения появляется специальный язык.

👦🏻 В современном французском учебнике есть описание разных детей. Этот ребенок черный. Эта девочка носит очки. Этот мальчик любит хардрок. Этот мальчик гей. А этот мальчик церебр — у него церебральный паралич. Это просто его свойство — он не отличается от других детей, может также играть или гулять.

❗️ В какой-то момент общество постмодерна придет к мнению, что каждое человеческое существо имеет право на существование в обществе. То, что Канье Уэст баллотируется в президенты с биполярным расстройством и у него есть шансы, говорит о том, что наш мир сильно изменился.

Характерное наследие модерна — поколенческая теория. В ней было четкое определение разных поколений: бумеров, миллениалов, зумеров.

🤔 Эта теория популярна в педагогике, социологических исследованиях, продажах и маркетинге. Но если начать в ней разбираться, мы обнаружим, что в разных странах и культурах она работает по-разному. Большое влияние оказывают сочетания культурных традиций.

☝️ Поколенческая теория хорошо работала для истории 19 и 20 века. В эпоху постмодерна, в 2000–2010 годы, она дает сбой 👇

Во всех предыдущих ситуациях новое поколение детей и подростков старалось максимально порвать связь с предыдущим поколением взрослых. Это происходило при помощи языка, моды, субкультур.

Новое поколение, которое появляется в 2000-е и позже, в отношениях с родителями выстраивает не протестную линию, а линию согласия.

💻 Они и родители — люди одной технологической эпохи.

🧑🏻‍🎤 Эти молодые люди живут в мире мультисубкультур. Каждый день человек может менять одежду, выглядеть по-разному, дружить с разными людьми и не относить себя к одному сообществу.

🤨 Они часто не понимают, почему родители с опаской ждут от них, когда они начнут куролесить. Это люди, которые серьезно относятся к сексу и алкоголю.

😟 Мы видим два поколения: родителей и их детей, стоящих на очень близких позициях. И одиночество, в котором оказываются представители предыдущего поколения — бумеры. Чем меньше их становится, тем в большем одиночестве они оказываются.

☝️ Поэтому, например, постоянно возникают идеи ограничить чьи-то избирательные права. Есть страх, что молодые заведут общество куда-то не туда.

Поколенческая теория

О постколониализме и бремени белого человека

В эпоху модерна маятник сильно качнулся в сторону левых взглядов и представлений о новой этике. На это должен был появиться ответ, и это случилось.

☝️ Новые правые или альтернативные правые (альтрайты) — это люди, которые все время выступают как несогласные. Это понятие включает и конспирологов, и тех, кто не согласен с новой этикой и хочет сохранить прежнюю культуру, и тех, кто считает сторонников новой этики лицемерами.

🔥 Яркий пример — новые консерваторы и новые религиозные консерваторы. По всему миру, начиная с 2000—2010-х годов, растет христианский, мусульманский и иудейский фундаментализм среди молодежи.

🇫🇷 Возьмем французского араба — эмигранта в третьем поколении, который живет во Франции. Его дед по привычке делал намаз, а отец ко всем традициям относился брезгливо и лишь иногда заходил в мечеть. Вдруг этот молодой человек, выросший в европейской среде, начинает отращивать бороду и становится радикальным мусульманином.

👀 В этом видно отторжение постколониальной гендерной мультикультурной риторики.

🇮🇷 Один из примеров — Иран. Исламская революция полностью переворачивает существовавшие до этого ценности.

🤔 Другие примеры — новые мусульмане, консервативная православная молодежь или молодые поляки, которые голосуют за консерватора Анджея Дуду, а не за либералов.

❗️ Новые правые и новый фундаментализм — ответ на то, где левые передавили с новой этикой.

📸 Основные события исламской революции в Иране 👇

🔥 Революция 🔥

В 1960-х-1970-х годах Иран в западном мире считали одной из наиболее прогрессивных и светских стран в мусульманском регионе

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;