angle-down facebook instagram vkontakte warning

Постмодернизм

Постмодернизм как идея: теория, философия, основные понятия

Постмодерн — культурная эпоха, которая, по мнению многих философов и историков, наступила в конце 20 века. Узнаем, что это за направление, познакомимся с идеями и главными именами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

⌛️ Постмодернистскую эпоху обычно отсчитывают с конца 1950-х, но сам термин прижился после выхода в 1979 году книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна».

🔴 «Модерн» в этом значении — то, что у нас обычно называют Новым временем: с начала 17 века до Второй мировой войны. «Модерн» — это рационализм, научные открытия расцвет европейских национальных культур — но это и имперская экспансия, колониальные войны и, наконец, фашизм и тоталитаризм. Свойственные западной цивилизации стремление к единству, целостности, порядку в 20 веке привели к катастрофам. Постмодернизм — попытка выйти из этого тупика.

🗣 По определению Лиотара, постмодерн — это недоверие к метанарративам.

📌 Метанарративы, или большие нарративы — способ с помощью одной идеологической стратегии объяснить сразу все.

➡️ Например, Просвещение — метанарратив: все можно описать как конфликт между тьмой невежества и светом разума — законы, чувства, воспитание детей или литературные стили. Марксизм — тоже метанарратив: те же законы и стили будут описаны через экономические отношения и классовую борьбу.

📝 К 60-м годам 20 века, после мировых войн и деколонизации, не осталось ни одного большого нарратива, который не подвергли бы глубокой критике. Какой станет культура, если она больше не доверяет тотальным проектам?

📖 Постмодернистская теория предлагает ряд ответов. Ее создатели — это в основном французские и американские философы, культурологи, филологи, историки: Мишель Фуко, Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делез, Юлия Кристева, Жан Бодрийяр, Фредрик Джеймисон, Хейден Уайт и др.

📍 Назовем главные термины постмодернизма:

Снятие иерархий, децентрация. Постмодерн отказывается от желания распределять все по ранжиру — потому что оно ведет к насилию. Инструменты постмодерна — ирония, критический анализ, игра, травестия — показывают, что любую иерархию можно взломать.

Ризома. Жиль Делез и Феликс Гваттари предложили самый наглядный образ постмодернистской системы. Ризома — это грибница. Классические системы используют образ дерева (например, биологическая классификация или генеалогия): в нем четко разграничены основные и второстепенные части, первичные и вторичные, все растет из единого корня. А в грибнице связи между частями могут быть какими угодно, нет ни корня, ни ствола.

Симулякр. Термин Жана Бодрийяра означает «копию, у которой нет оригинала». Например, реклама кофе с набором простых образов: теплый свитер, запотевшее окно, мягкие улыбки. Они не имеют никакого отношения к качествам напитка и не изображают ничью реальную жизнь — они отсылают к понятию «уюта». Часто слово «симулякр» используют в негативном смысле — фальшивка, подлог. В логике постмодерна это не так: высокое искусство — такой же симулякр, как и реклама.

Пастиш. Изначально пастиш — это попурри, произведение, склеенное из цитат; позже этим словом стали называть любые стилизации. Фредрик Джеймисон в работе «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» (1984) утверждает, что пастиш — основная форма современной культуры: повторение, воспроизведение, ностальгия.

Постмодернизм как литературное направление — понятие довольно размытое. Как и модернизм, постмодернизм — больше, чем литературная группа или течение. Давайте узнаем общие свойства постмодернистских текстов.

👥 Постмодернистскими называют авторов, чей художественный язык решает те же задачи, что постмодернистская теория. Для литературы 1970–90-х годов характерен интерес писателей к современной философии и теории литературы. А такие авторы, как Умберто Эко и Ролан Барт, реализовались параллельно в науке и в литературе.

🎲 Постмодернистская литература часто играет с таким повышенным «самосознанием», иронически использует терминологию или отсылки к теоретическим работам.

👇 Назовем общие свойства постмодернистской литературы.

Интертекстуальность. Этот термин ввела Юлия Кристева (под влиянием работ Михаила Бахтина). Сейчас интертекстом часто называют просто цитаты и аллюзии — но это, конечно, не особенность постмодернизма, а обычная характеристика литературы.

➡️ По Кристевой, всю литературу можно понимать как единое интертекстуальное поле — неважно, например, кто кого первым процитировал. На практике в художественных текстах постмодернистов подчеркивается бесконечность интертекста. Цитаты нужны не для обогащения авторской мысли, а чтобы напомнить читателю, что все тексты вторичны, оригинальность — это иллюзия.

📍 Жанровые образцы — пастиш, коллаж, центон (стихотворение, полностью составленное из чужих строк). Популярны и целые «ремейки» классических сюжетов.

Смерть автора и рождение читателя. «Смерть автора» — знаменитая статья Ролана Барта 1967 года. Барт доказывает, что уже с середины 19 века фигура Автора, созданная культурой Нового времени, начинает исчезать из художественных текстов. Устраняется прямое авторское высказывание, все реже слышен голос Автора-Бога, который владеет и управляет созданным им миром, подсказывает, что думать или кому сочувствовать.

➡️ Постмодерн — культура, в которой от классического автора уже ничего не осталось. Смысл текста создает сам читатель.

Гипертекст. Постмодернистский текст строится как система отсылок — как внешних (интертекстуальных), так внутренних.

➡️ Простой пример гипертекста — словарь: его читают не подряд, а произвольно двигаясь между фрагментами-статьями. Многие писатели пытались написать гипертекстовый роман, у которого не было бы начала и конца, и порядок чтения определял бы читатель.

📍 Яркий пример — «Хазарский словарь» Милорада Павича, а также каталоги внутри текста, параллельные вложенные рассказы, развернутые примечания.

Снятие границ между элитарной и массовой литературой. Писатели демонстративно цитируют комиксы о супергероях, песни из хит-парадов, популярные детективы и фантастику в одном ряду с Данте и Шекспиром. А Умберто Эко, например, превратил в принцип игру с массовыми жанровыми моделями, которые он одновременно исследовал как литературовед.

Металитературность и метафикция: тексты о текстах, тексты в текстах. Если у романтиков и модернистов сюжет о творчестве серьезен, у постмодернистов писать — не значит творить. Литература изображается как переписывание, комментирование, тиражирование.

📚 Ни одна из этих характеристик не изобретена в эпоху постмодерна, все это можно найти в более ранних текстах. Постмодернисты только повышают концентрацию и доводят до логического предела фрагментарность, цитатность, нелинейность, иронию. Часто среди предшественников постмодернизма называют такие произведения, как «Дон Кихот» Сервантеса, «Приключения Тристрама Шенди» Лоуренса Стерна или даже пушкинский «Евгений Онегин».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

❔ В литературе разных стран границы постмодернизма понимают по-разному, часто возникают споры о принадлежности того или иного автора к постмодернистской литературе. Давайте перечислим самые известные имена постмодернистов в разных странах.

🇺🇸 США: Томас Пинчон, Джон Барт, Доналд Бартелми (иногда отсчет начинают с Курта Воннегута).

🇬🇧 Британия: Джон Фаулз, Антония Сьюзен Байетт, Том Стоппард, Питер Акройд, ранний Джулиан Барнс.

🇦🇷 Южная и Латинская Америка: Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Марио Варгас Льоса (Борхеса считают предтечей всего постмодерна, но есть и мнение, что в южноамериканской литературе 20 века своя отдельная художественная система).

🇮🇹 Италия: Итало Кальвино, Умберто Эко.

🇫🇷 Франция: Мишель Турнье, Филипп Соллерс, Ролан Барт.

🇩🇪 Германия: Патрик Зюскинд, Хайнер Мюллер, Ингеборг Бахман, Криста Вольф.

🇦🇹 Австрия: Кристоф Рансмайр

🇷🇺 Россия: Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Павел Пепперштейн. (Русский постмодернизм — все еще спорная тема.)

🇷🇸 Сербия: Милорад Павич, Горан Петрович

Постмодернизм в искусстве:

1. Джефф Кунс. Скульптуры из нержавеющей стали изображают игрушечного кролика, собачку, скрученную из воздушного шарика. Большое и маленькое, взрослое и детское иронически соединяются.

2. Дэмьен Херст «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Под этим названием выставлена акула в формальдегиде - нарушаются границы между реальностью, иллюзией, искусством

3. Здание музея Гуггенхайма в Бильбао, архитектор Фрэнк Гери. Извивы и изломы разрушают привычную упорядоченность музейного здания.

📖 Давайте прочитаем первую главу романа Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник».

Время прочтения 〰️ 35 минут

Какие черты постмодернизма вы можете отметить? Понравилось ли вам читать текст?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;