angle-down facebook instagram vkontakte warning

Постмодернизм

Постмодернизм в массовой культуре и итоги урока

К 90-м постмодернизм стал узнаваемым стилем. Посмотрим, как игра с цитатами, коллажи, иронические переписывания классических историй стали использовать всюду — от массовой литературы до детских мультфильмов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

🌀 Постмодернизм в литературе и искусстве начался с деклараций о том, что границы между элитарной и массовой культурой должны быть разрушены. Постмодернисты пародируют, доводят до абсурда, демифологизируют идею «высокого искусства» и романтической гениальности. Жанры популярной литературы — детектив, триллер, шпионский роман — участвуют в интертекстуальной игре на равных правах с каноническими произведениями классиков и модернистов.

А как на это отреагировала сама поп-культура? Одно из ее главных свойств — способность заимствовать, усваивать и приспосабливать к массовому производству авторские открытия и эксперименты.

🖋 Жанры, которые считались схематичными и закрытыми — триллер, хоррор, фэнтези — научились самоиронии и интертекстуальным играм.

📗 Например, в пародийных фэнтези-романах Терри Пратчетта в мир встроен в качестве первоэлемента «нарративиум»: «Плоский мир» подчиняется законам повествования, а не физики.

📕 В «Приключениях Жихаря» Михаила Успенского фигурирует «идолище Проппа»: ученый Владимир Пропп, сформулировавший принципы устройства волшебной сказки, стал богом псевдосказочных персонажей. Массовый читатель давно уже не так «наивен», как его представляли себе первые теоретики масс-культуры, и умеет считывать ироническую металитературность.

👸 Эталон доступного постмодернизма — мультфильм «Шрек». В напичканном цитатами фильме перевернут сюжет о заколдованной принцессе, которая превращается в огра: когда чары сняты, «настоящая» Фиона, оказывается, такой же огр, как Шрек — это и есть счастливый конец. У студии Dreamworks были коммерческие мотивы: ирония — единственный способ конкурировать с Диснеем. Дворец злодея в «Шреке» — Диснейлэнд, и цитаты отсылают не к фольклорным или литературным сказкам, а к диснеевским. Диснеевская индустрия все больше претендует на роль производителя нового глобального метанарратива, и пародии ей в этом не помешали.

📽 Идеальный пример столкновения постмодернистской теории с массовыми жанрами — фильм «Матрица». В начале фильма в кадре появляется книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляции». Культовому философу даже предлагали сняться в фильме. Бодрийяр отказался и потом не раз объяснял, почему «Матрица» — не экранизация его теории.

🎞 В фильме реальность — виртуальная симуляция: вроде бы похоже на постмодернистские романы. Но классический сюжет воспроизведен всерьез: герой должен разрушить иллюзию и открыть подлинную реальность. Матрица — не симулякр, а ложь: у Бодрийяра конфликт истины и лжи не имеет смысла. Сам философ говорил, что к его идеям гораздо ближе, например, фильм Дэвида Линча «Малхолланд драйв».

🎬 Книга Бодрийяра на экране — это и есть единственный настоящий постмодернистский прием в «Матрице». Фильму удалось втянуть философа в обсуждение популярного кино не с высоты академических обобщений.

📖 Отличие масс-культуры постмодерна от авторских постмодернистских текстов — в характере иронии. Массовые жанры могут пародировать сами себя, подмигивать читателю, но по определению все равно должны восстанавливать гармонию. Борис Акунин в детективах о Фандорине применяет формально почти тот же метод, что Сорокин в «Романе» или «Голубом сале» — воссоздает симулякр русской классической прозы — но эффект противоположный: не разрушительный, а ностальгический.

Что почитать о постмодернистской литературе:

🔹 Шаши Мартынова. Кратчайшее введение в литературу постмодерна (об издательском проекте «Скрытое золото 20 века»);
🔸 Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. 2001;
🔹 Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. 1997;
🔸 Репенкова М. М. Вращающиеся зеркала. Постмодернизм в литературе Турции. 2017;
🔹 Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. 2002;
🔸 Эко У. О литературе. 2016;
🔹 Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. 2000;
🔸 Лаврентьев А. И. Черный юмор в американском романе 1950–1970-х гг. 2004.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

📚 Книги и лекции по философии и теории постмодерна

🔹 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. 1989
🔸 Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. 2018
🔹 Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. 1996
🔸 Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. 1998
🔹 Козловски П. Культура постмодерна. 1997
🔸 Лиотар Ж.–Ф. Состояние постмодерна. 1998
🔹 Марков А. Постмодерн культуры и культура постмодерна. Лекции по теории культуры. 2018
🔸 Хаустов Д. Лекции по философии постмодерна. 2018. А также аудиозаписи лекций
🔹 Лекции Александра Павлова о постмодернизме и о философии культуры Джеймисона.

❓ Давайте поразмышляем: какие черты постмодернистской культуры еще актуальны, а какие ушли в прошлое?

В этом уроке мы обсуждали постмодернизм. Давайте повторим главное и подведем итоги.

❇️ Постмодернизм — обозначение культурной эпохи, которая наступила в конце 20 века. Свойственные западной цивилизации стремление к единству, целостности, порядку в 20 веке привели к катастрофам. Постмодернизм — попытка выйти из этого тупика.

🖋 Инструменты постмодерна — ирония, критический анализ, игра, травестия.

📍 Общие свойства постмодернистской литературы — это интертекстуальность, смерть автора и рождение читателя (по статье Ролана Барта «Смерть автора» 1967 года), гипертекст и снятие границ между элитарной и массовой литературой.

👤 Мы обсудили Джона Фаулза, в его произведениях виден переход от модернизма к постмодернизму и обнажается игра автора с читателем, частью которой становятся мифологические и литературные отсылки.

📗 Роман «Любовница французского лейтенанта» построен на игре со стереотипами викторианской литературы. На этот раз Фаулз выбрал в качестве источника аллюзий не одно конкретное произведение, а всю культурную эпоху.

📘 Мы обсудили «Парфюмера» Патрика Зюскинда — роман считают началом постмодернистской литературы на немецком языке. Это деконструкция немецкого романтизма. Зюскинд обращается к жанрам романа воспитания и «романа о художнике», основное поле аллюзий в романе — к Гете, Новалису, Тику, Гофману.

🌀 Мы поговорили поговорили о гипертекстах на примере «Хазарского словаря» Милорада Павича. Павич использует тему, в которой сходятся легенды и факты, разные мировоззрения и точки зрения. Статьи словаря отсылают друг к другу, поэтому мы можем составить чтение «прыжками» через части текста. Вариаций получится множество, они складываются в разнообразные сюжеты, но все в какой-то момент обрываются. «Хазарский словарь» оказывается лабиринтом без выхода.

📕 Мы обсудили «Игру в классики» Хулио Кортасара, в котором автор изобрел особую литературную технику — это сложные, но эфемерные конструкции, возникающие на миг и созданные из обрывков.

👤 Мы подробно поговорили об Умберто Эко — его роман «Имя розы» реконструирует средневековый образ мыслей, детали культуры и быта. Игра во многом строится на том, что читатель начинает узнавать параллели между 14 веком и современностью. Его современное увлечение конспирологией — такая же попытка придать упорядоченность и смысл хаосу жизни, как и предсказания конца света или бесконечные поиски шифров в священных текстах. Эти темы нашли свое воплощение в романах «Маятник Фуко» и «Пражское кладбище».

🇺🇸 Мы поговорили об американском постмодернизме, его первые проявления — это сюрреалистические, абсурдистские тексты Курта Воннегута, Джозефа Хеллера, Уильяма Гэддиса. В них серьезные, даже трагические темы смешиваются с юмористической манерой повествования.

🇷🇺 Мы поговорили о русском постмодернизме. Отсчет русского постмодернизма начинают с трех книг рубежа 60-70-х, которые стоят особняком в своей эпохе. Это «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева и «Школа для дураков» Саши Соколова и «Пушкинский дом» Андрея Битова.

👤 Мы обсудили Владимира Сорокина, близкого к западному постмодернизму. Он абсолютно последователен в реализации идеи «смерти автора». Его проза представляет собой только стилизации, пародии, пастиши: они выполнены с исключительным мастерством.

😎 Мы поговорили о романах Виктора Пелевина, в его текстах есть игра с советским мифом, множество точных реалистических деталей, которые создают портрет современности, много цитат и отсылок к другим произведениям литературы. А поздние романы Пелевина читаются уже как пародия на постмодернизм.

🍿 Мы обсудили постмодернизм в массовой культуре: с началом 1990-х игра с цитатами, коллажи, иронические переписывания классических историй превратились в инструмент, доступный всем — от массовой литературы до детских мультфильмов. Жанры, которые считались схематичными и закрытыми — триллер, хоррор, фэнтези — научились самоиронии и интертекстуальным играм.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;