Постструктурализм
Джудит Батлер
Эта американка одной из первых заговорила, что пол и гендер навязаны социумом, а не биологией. Узнаем, за что представительница новой волны теоретического феминизма критиковала феминисток.
Джудит Батлер — американский философ, профессор Калифорнийского университета и яркая представительница новой волны теоретического феминизма. В 1990-х она одна из первых обратила внимание на то, что пол и гендер навязаны нам культурой, их существование выгодно власти, а на самом деле это все социальный конструкт, который следует оставить в прошлом.
📚 Взгляды Батлер подробно изложены в работах «Гендерное беспокойство» и «Тела, которые значат». В первой автор применяет деконструкцию по отношению к полу и гендеру, а в «Телах, которые значат», пытается деконструировать телесные знаки и провести аналогию между знаком письменным и телесным — как Юлия Кристева.
✨ В 1990-х Батлер окрестили «академической звездой». Все из-за научной плодотворности и запутанной манеры письма. Ее часто критиковали: в частности, философ Марта Нуссбаум упрекала коллегу за излишне сложный язык, который ни одна обычная женщина, о которых пишет Батлер, не поймет. Ее философия — это переосмысление деконструктивистской и постструктуралистской проблематики, она уделяет много внимания понятиям, анализирует дискурсивные основания репрезентации гендера в современном обществе.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Джудит Батлер пытается переосмыслить понимание терминов «пол» и «гендер». По мнению философа, они навязаны социумом и поддерживаются властью, чтобы обществом было легче управлять.
🧠 «Гендерное беспокойство» — одна из немногих работ Батлер, переведенных на русский язык. Она написана в контексте дискуссии о феминизме и дискурсивных понятиях, которыми он пользуется — женщина, гендер, пол, имеющих очень широкое смысловое поле. Главное и основополагающее: они являются не биологическими терминами, а социальным конструктом. Батлер подтолкнула феминизм 1990-х иначе взглянуть на понятия гендерной идентичности и гендерного поведения.
🦹♀️ Философ переосмысляет устоявшийся канон. По нему, женщинам и мужчинам предписывается вести себя определенным образом: мужчина должен быть сильным и смелым кормильцем, а женщина — хранительницей очага и заботливой матерью. Батлер настаивает, что такое понимание сильно устарело, а идеальным считает общество квир-людей: людей, которые преодолели условности половой и гендерной самоидентификации, отказались соответствовать навязанному образцу мужчины или женщины.
💁♀️ Батлер выдвинула перформативную теорию гендерной идентичности. Согласно ей, гендерные роли возникли в результате общественного воспитания, но за ними абсолютно ничего не стоит: нет никаких различий между мужчиной и женщиной, которые бы закрепляли за ними ту или иную модель поведения. Видов поведения вообще гораздо больше, чем два, и они универсальны. Нам кажется, что есть связь между поведением и телом, но это искусственно созданный конструкт, возведенный чередой предыдущих поколений и «введенный» нам в процессе воспитания.
🏛 Культурным конструктом является не только гендер, но и пол. Здесь Батлер идет в разрез с психоанализом, который очень сильно завязан на половых различиях. Мыслительница деконструирует понятия «пол», «гендер» и приходит к тому, что они навязаны нам властью. С помощью этих категорий государству легче нами управлять, но на самом деле даже пол не является детерминированной биологической установкой.
👅 Преодолеть трудности помогут альтернативные стратегии поведения и говорения. Если мы будем правильно пользоваться языком, то мы сможем низвергнуть устоявшуюся веками бинарную оппозицию мужского и женского, на которой основана западная культура, и достигнем верховенства «идентичности без сущности».
Борясь за справедливость в войне против патриархального угнетения, феминистки создали закрытое сообщество и лишь усугубили бинарную оппозицию. Это навязывает женщинам новые критерии поведения и препятствует возникновению общества без идентичностей.
👥 Батлер также рассуждает об Имени. Она говорит, что очень долго в феминизме единственным устойчивым означающим было понятие «женщина». Настало время исследовать его и выяснить, какие противоречивые смыслы и коннотации оно несет. Философ критиковала феминизм за то, что в своем современном состоянии он рассматривает женщин как обособленную группу с собственными интересами, установками, признаками. Батлер говорит, что такой подход лишь усиливает бинарную оппозицию западной культуры и уводит от истины: мы не должны объяснять строение общества через деление на мужское и женское.
❌ Понятие «женщина» стало удобным зонтичным термином для их объединения. Оно универсализирует женщин и одновременно устанавливает критерии, которым женщина должна соответствовать. Использование и тиражирование этого понятия, его защита, устанавливают границы и закрывают возможность формирования разнообразных квир-идентичностей. Феминизму пора прекратить защищать «цеховые интересы», отбросить устаревшие категории «мужчина» и «женщина».
🤔 Феминизм бывает разный: феминизм американских богатых женщин, женщин арабских стран, темнокожих женщин и так далее. Батлер настаивает на этом и утверждает, что если мы начнем рассматривать феминизм, учитывая национальные, этнические и классовые тонкости, то его противники больше не смогут упрекнуть движение в зацикленности на патриархальной идеологии и будут обезоружены.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день