Постструктурализм
Люс Иригарей
Мыслительница Люс Иригарей считала, что женщинам пора отобрать инициативу у мужчин и начать говорить о своем опыте от первого лица. Поговорим об этой и других концепциях философа и психоаналитика.
Как и Джудит Батлер, Люс Иригарей размышляет о бинарной оппозиции мужского и женского. Но менее радикально: ей претит отмена гендеров, полов и стирание идентичностей. Иригарей призывает перестать считать женщину «придатком» мужчины и наделить ее субъектностью. Начать изменения следует с языка.
👨🎓 Люс Иригарей родилась в Бельгии в 1930 году. Училась в Католическом университете Лёвена, работала учительницей, а в 1968-ом защитила диссертацию по лингвистике во Франции. Она — практикующий психоаналитик, а в настоящее время работает в Национальном центре научных исследований в Париже. Наследница Жака Лакана, Иригарей уделяет особое внимание языку, воображению, бессознательному, а в ее работах постструктурализм соединяется с психоанализом.
🙅♀️ На мыслительницу сильно повлияли Мартин Хайдеггер и Эммануэль Левинас. Первый работал с феноменами в целом, второй — с религиозными феноменами. Иригарей продолжает дело своих наставников, но также работает над женской субъектностью. Ей важно, чтобы женское перестало быть антонимом мужскому, чтобы женщина не определялась исключительно через отрицание мужского.
💁♀️ Работы Иригарей часто приводят как пример постмодернистского феминизма. Но это не совсем справедливо: в отличие от Батлер, Иригарей не спешит признать множество полов и гендеров. Она считает опасным уничтожение бинарности и полное стирание границ между мужским и женским — нужно лишь дать возможность женскому субъекту обрести независимость от мужской субъектности. Иригарей утверждает, что это реально сделать через трансформацию языка.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Фундаментом современной западной культуры является литература, которой веками занимались только мужчины. Описывая женские переживания, они создали неправдоподобный образ женщины, подчиненной и слабой.
👺 В современной культуре образ женщины создан мужчинами. Столетиями текст и письмо находились исключительно в их власти. Мужчины-авторы описывали «женское» со своих позиций, как они его видели, в то время как сами девушки заявить о себе не могли. «Тургеневские девушки» — стереотипный женский образ, выросший из произведений классика — яркий тому пример.
✍️ Женщины должны перехватить инициативу и воплотить в тексте свои настоящие переживания. В работе «Хохот Медузы» писательница Элен Сиксу ввела понятие «женское письмо» (écriture féminine), которое начала использовать Иригарей. Мыслительница настаивает, что женщинам необходимо стать субъектом текста — нужно больше авторок. Вслед за появлением большего количества книг, в которых излагается реальный женский взгляд и опыт, изменится строящаяся на письме культура. Патриархальные формы и конструкции лишатся гегемонии и, наконец, станут пережитком прошлого.
📖 У Иригарей есть работа «Это не единственный пол». В ней она призывает создать новый дискурс, который бы уважал половое различие и автономность женщин. Современный западный дискурс основывается на половом безразличии. Нужно изменить это и утвердить женскую субъектность, которая не должна сводиться к уже существующим образам патриархальной культуры: мать, жена, сестра и так далее.
Иригарей сравнивает современную патриархальную культуру с метафоричным мышлением, где один объект (женское) мыслится по аналогии с другим (мужским) и неминуемо с ним сравнивается. Философ призывает отказаться от метафоры в пользу метонимии.
🧐 Как и любой постструктуралист, мыслительница говорит о смежных дискурсах. Она касается художественного жанра и предлагает заменить метафору метонимией. Это словосочетание, где одно слово заменяется другим в переносном значении: «рука Москвы», «я три тарелки съел», «зал аплодировал стоя», «чайник кипит». Если метафора — это мышление по аналогии, через приравнивание, то метонимия основана на ассоциациях, а не сходствах.
😎 Ассоциации не делают незнакомую вещь знакомой, не «присваивают» ее себе. Они помогают установить иную связь, которая, тем не менее, приводит к пониманию предмета разговора. Так, что-то новое не сводится к уже известному, а обретает самостоятельность. Это важно с точки зрения патриархального дискурса, где образ женщины определяется через мужчину — метонимическое мышление, говорит Иригарей, поможет нам создать новый дискурс, где женское будет автономно и не производно от мужского.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день