angle-down facebook instagram vkontakte warning

Постструктурализм

Люс Иригарей

Мыслительница Люс Иригарей считала, что женщинам пора отобрать инициативу у мужчин и начать говорить о своем опыте от первого лица. Поговорим об этой и других концепциях философа и психоаналитика.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева

Люс Иригарей

Как и Джудит Батлер, Люс Иригарей размышляет о бинарной оппозиции мужского и женского. Но менее радикально: ей претит отмена гендеров, полов и стирание идентичностей. Иригарей призывает перестать считать женщину «придатком» мужчины и наделить ее субъектностью. Начать изменения следует с языка.

👨‍🎓 Люс Иригарей родилась в Бельгии в 1930 году. Училась в Католическом университете Лёвена, работала учительницей, а в 1968-ом защитила диссертацию по лингвистике во Франции. Она — практикующий психоаналитик, а в настоящее время работает в Национальном центре научных исследований в Париже. Наследница Жака Лакана, Иригарей уделяет особое внимание языку, воображению, бессознательному, а в ее работах постструктурализм соединяется с психоанализом.

🙅‍♀️ На мыслительницу сильно повлияли Мартин Хайдеггер и Эммануэль Левинас. Первый работал с феноменами в целом, второй — с религиозными феноменами. Иригарей продолжает дело своих наставников, но также работает над женской субъектностью. Ей важно, чтобы женское перестало быть антонимом мужскому, чтобы женщина не определялась исключительно через отрицание мужского.

💁‍♀️ Работы Иригарей часто приводят как пример постмодернистского феминизма. Но это не совсем справедливо: в отличие от Батлер, Иригарей не спешит признать множество полов и гендеров. Она считает опасным уничтожение бинарности и полное стирание границ между мужским и женским — нужно лишь дать возможность женскому субъекту обрести независимость от мужской субъектности. Иригарей утверждает, что это реально сделать через трансформацию языка.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Фундаментом современной западной культуры является литература, которой веками занимались только мужчины. Описывая женские переживания, они создали неправдоподобный образ женщины, подчиненной и слабой.

👺 В современной культуре образ женщины создан мужчинами. Столетиями текст и письмо находились исключительно в их власти. Мужчины-авторы описывали «женское» со своих позиций, как они его видели, в то время как сами девушки заявить о себе не могли. «Тургеневские девушки» — стереотипный женский образ, выросший из произведений классика — яркий тому пример.

✍️ Женщины должны перехватить инициативу и воплотить в тексте свои настоящие переживания. В работе «Хохот Медузы» писательница Элен Сиксу ввела понятие «женское письмо» (écriture féminine), которое начала использовать Иригарей. Мыслительница настаивает, что женщинам необходимо стать субъектом текста — нужно больше авторок. Вслед за появлением большего количества книг, в которых излагается реальный женский взгляд и опыт, изменится строящаяся на письме культура. Патриархальные формы и конструкции лишатся гегемонии и, наконец, станут пережитком прошлого.

📖 У Иригарей есть работа «Это не единственный пол». В ней она призывает создать новый дискурс, который бы уважал половое различие и автономность женщин. Современный западный дискурс основывается на половом безразличии. Нужно изменить это и утвердить женскую субъектность, которая не должна сводиться к уже существующим образам патриархальной культуры: мать, жена, сестра и так далее.

Иригарей сравнивает современную патриархальную культуру с метафоричным мышлением, где один объект (женское) мыслится по аналогии с другим (мужским) и неминуемо с ним сравнивается. Философ призывает отказаться от метафоры в пользу метонимии.

🧐 Как и любой постструктуралист, мыслительница говорит о смежных дискурсах. Она касается художественного жанра и предлагает заменить метафору метонимией. Это словосочетание, где одно слово заменяется другим в переносном значении: «рука Москвы», «я три тарелки съел», «зал аплодировал стоя», «чайник кипит». Если метафора — это мышление по аналогии, через приравнивание, то метонимия основана на ассоциациях, а не сходствах.

😎 Ассоциации не делают незнакомую вещь знакомой, не «присваивают» ее себе. Они помогают установить иную связь, которая, тем не менее, приводит к пониманию предмета разговора. Так, что-то новое не сводится к уже известному, а обретает самостоятельность. Это важно с точки зрения патриархального дискурса, где образ женщины определяется через мужчину — метонимическое мышление, говорит Иригарей, поможет нам создать новый дискурс, где женское будет автономно и не производно от мужского.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;