Прерафаэлиты
«Искусства и ремесла»
Движение «Искусства и ремесла» заложило основы модерна. В этой части поговорим о его основателе Уильяме Моррисе и повторим главное о прерафаэлитах.
2-3. Интерьер Красного дома, 1859
4-6. Витражи из серии «Тристан и Изольда», 1862
7. Гобелен Святой Грааль, 1890
8-9. Текстиль, 1870е–1880е
10. Ширма, 1885–1910
Расскажем о «второй волне» прерафаэлитов — и в первую очередь об Уильяме Моррисе. Он стоял у истоков влиятельного движения «Искусства и ремёсла» (Arts & Crafts).
Вот как Моррис к этому пришел 👇
🏰 Тоже был увлечен средневековой эстетикой. Моррис зачитывался легендами об Артуре, любил рукописные книги и миниатюры, изучал искусство Средних веков. Оттуда же он взял идею ручного изготовления предметов в противовес «бездушному» фабричному производству, процветавшему в 19 веке в Великобритании.
🏠 Вместе с архитектором Филиппом Уэббом спроектировал «Красный дом» (Red House). Дом 1859 года построен в позднесредневековой эстетике в противовес безликой городской застройке. Мебель, обои, ткани, декор — все было сделано вручную. Это дало начало фирме «Моррис, Маршал, Фолкнер и К°» в которую вошли разделявшие идеи Морриса художники.
🪑 Основал фирму «Моррис, Маршал, Фолкнер и К°» (впоследствии переименованную в «Моррис и К°»). Фирма вручную по средневековым технологиям производила витражные стекла, ковры, плитку, мебель. Особой популярностью пользовались обои: в викторианских домах даже стены должны были выглядеть прилично и прикрыто. Эстетику Средних веков не копировали слепо, а создавали что-то новое по мотивам.
🚪 Стремился изменить быт современников. Английские дома того времени были заставлены китайскими вазами, завешаны шкурами и оружием — хозяева любили подчеркнуть достаток и колониальное величие. Моррис больше ценил красоту и вкус — и хотел, чтобы в домах были дорогие авторские вещи.
🌱 Стоял у истоков движения «Искусства и ремёсла». В 1888 году приверженцы идей Морриса провели «Выставку общества искусств и ремесел», которая и дала название движению. «Искусства и ремесла» заложили основы модерна. Идеи эстетики и функциональности повлияли на архитектурные направления начала 20 века и промышленный дизайн.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Образец шрифтов
2. «История сверкающей долины», 1894
3. Произведения Джеффри Чосера, 1896
2. Елена Поленова. Змий, ок. 1895-1899
В этом уроке мы изучали прерафаэлитов. Давайте еще раз вспомним все, что узнали.
👨🎨 Братство прерафаэлитов — сообщество молодых художников, скульпторов и поэтов, среди которых выделялись Джон Эверетт Миллсе, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант. Их не устраивало официальное академическое искусство — парадные портреты и отсутствие исторической живописи.
🏰 Прерафаэлиты — дословно «до Рафаэля», то есть до Высокого Ренессанса. Художники искали вдохновение в Средневековье и Раннем Возрождении с его яркими красками.
🎨 Главные темы творчества: религия, литература, история.
🔸 Религия. Библейские сцены не были приняты в английской живописи, а у прерафаэлитов они еще и неканоничны: святые выглядят как обычные люди, видим много реалистичных деталей.
🔸 Литература. Главные источники вдохновения — Шекспир и рыцарские романы, особенно легенды о Короле Артуре. Россетти также ценил Данте, находя в его трагической любви к Беатриче пересечения с собственной судьбой: жена Россетти, художница и модель Элизабет Сиддал умерла в молодом возрасте.
🔸 История. Использовали сцены не только из Средних веков, но и из более поздних периодов. Во многих сюжетах поднимаются актуальные вопросы о труде, социальном неравенстве, положении женщины в обществе.
2️⃣ «Вторая волна» прерафаэлитов. В 1853 году Братство распалось. С Россетти познакомились художники Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс — они вдохновились идеями прерафаэлитов и образовали «вторую волну».
🔸 «Искусства и ремесла». Моррис противопоставлял ручное изготовление предметов с авторским подходом, как в Средние века, массовому производству. Так возникла фирма «Моррис, Маршал, Фолкнер и К°», а позже движение «Искусства и ремесла». Фирма вручную производила витражные стекла, ковры, плитку, мебель, обои.
🖼 Влияние. Многие мастера 19–20 веков почувствовали влияние прерафаэлитов — в России это были Михаил Нестеров, Елена Поленова. Прерафаэлиты «второй волны» заложили основы искусства модерна и промышленного дизайна.
В этом уроке мы познакомились с творчеством прерафаэлитов.
Какие у вас остались впечатления? Подумайте, что стало открытием? Кто из художников запомнился больше всего?
Делимся подборкой картин прерафаэлитов из галереи Тейт в Лондоне.
1. Джон Эверетт Миллес. Офелия, 1852
2. Данте Габриэль Россетти. Благовещение, 1850
3. Данте Габриэль Россетти. Бракосочетание святого Георгия и принцессы Сабры, 1857
4. Данте Габриэль Россетти. Любовь Данте, 1859-1860
5. Уильям Холман Хант. Заблудившиеся овцы, 1852
6. Форд Мэдокс Браун. Возьмите своего сына, Сэр, 1850-е
7. Форд Мэдокс Браун. Иисус, омывающий ноги Петру, 1852—1856
8. Уильям Моррис. Прекрасная Изольда, 1858
9. Эдвард Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк, 1860
10. Эдвард Бёрн-Джонс. Царь Кофетуя и нищенка, 1884
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день