angle-down facebook instagram vkontakte warning

Прерафаэлиты

Религиозные сюжеты

Прерафаэлиты первыми обращаются к религиозным сюжетам и реалистично изображают героев. В этой части внимательно рассмотрим картины и узнаем, что еще в них особенного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусства. Просто о важном»

Поговорим о религиозной теме в творчестве прерафаэлитов. И начнем с картины «Юность Девы Марии» Данте Габриэля Россетти.

Что мы на ней видим 👇

🍇 Реализм. Юная девушка и пожилая женщина занимаются рукоделием, мужчина в саду подвязывает виноград. На девушке скромное платье, у нее длинные распущенные волосы. О том, что перед нами Дева Мария и ее родители — Святая Анна и Святой Иоаким, говорят только едва заметные нимбы над их головами, ребенок-ангел и голубь в золотом овале.

🌴 Символизм. Картина наполнена религиозными символами: пальмовый лист на полу, красная плащаница и тернистый цветок шиповника отсылают к Христу. Белые лилии символизируют чистоту и невинность. Связанные прутья у ног Девы Марии указывают на семь радостей и скорбей Богоматери.

🚫 Нарушение канонов. Обращение к религиозному сюжету, да еще с реалистичным изображением евангельских героев — такого в английской живописи раньше не было.

Данте Габриэль Россетти. Юность Девы Марии, 1848–1849

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Данте Габриэль Россетти. Благовещение, 1850

Перед нами еще одна картина Россетти — «Благовещение». Это классический евангельский сюжет, когда к Деве Марии приходит архангел Гавриил и сообщает о том, что она станет Богоматерью.

Почему эту картину критиковали за неканоничность 👇

🛏 Место действия. Обычно Дева Мария встречает архангела в храме или в комнате, где она занимается рукоделием или читает священные тексты. Россетти поместил действие в келью со скромной обстановкой. На переднем плане — законченная вышивка с лилиями, показанная в «Юности Девы Марии».

👩‍🦰 Образ Марии. Богоматерь одета в простую белую сорочку, у нее рыжие волосы — типичная англо-саксонская внешность. На лице Девы Марии живая человеческая реакция — удивление, испуг. Такой психологизм не соответствует канону. Столь убедительно переданные человеческие эмоции отпугнули зрителей. А евангельский сюжет вызвал подозрения о лояльности художников к католицизму.

👤 Образ архангела Гавриила. У архангела нет крыльев, нимб едва заметен. О небесной природе говорит только огонь под ногами. Белая лилия в его руке указывает на чрево Девы Марии, предрекая ее будущее. Навстречу ей летит голубь.

Джон Эверетт Миллес. Христос в родительском доме, 1849–1850

Теперь рассмотрим картину Миллеса «Христос в родительском доме». В ней тоже предельная детализация и натурализм сочетаются с концентрированным символизмом.

Вот как Миллес это делает 👇

✍️ Сюжет. Это не сцена из Евангелия, а обращение художника к возможным обстоятельствам детства Христа.

🔨 Место действия. Миллес специально нашел мастерскую плотника и писал ее с натуры. Все в ней — стол, инструменты, трещины в досках, стружка вокруг — показано очень реалистично.

👦 Образ Христа. Это рыжеволосый мальчик с типичной внешностью британского ребенка.

🖐 Образ Иосифа. У плотника загоревшие кисти и бледные руки — такое раньше делали караваджисты. Но англичане не привыкли к подобному натурализму у своих художников.

Картина наполнена символами 👇

🔵 Дева Мария в синем платье — это традиционный цвет одежд Богоматери.

🩸 Христос поранился. Для ребенка это обычное дело. Но рана точно в центре ладони, а кровь с нее капает на ногу. Так обозначены места, где при распятии будут гвозди. Гвозди на столе тоже символизируют судьбу Христа.

🔺 Треугольник на стене символизирует Троицу, а белый голубь на лестнице — Святой Дух.

🐑 Стадо овец за плетеным забором — символ паствы Христа. Миллес рисовал овец в лавке мясника с натуры. Он предельно натуралистично выражает глубокий религиозный символ.

🧺 Мальчик в набедренной повязке из верблюжьей шкуры, который несет воду, напоминает Иоанна Крестителя.

Уильям Холман Хант

1. Нахождение Спасителя во Храме, 1854–1860
2. Светоч мира, 1853–1854

Уильям Холман Хант пишет яркие притчевые картины. Мы познакомимся с его творчеством на примере двух работ — «Нахождение Спасителя во Храме» и «Светоч мира».

👤 «Нахождение Спасителя во Храме». Картина на евангельский сюжет — во время Пасхи 12-летний Иисус приходит в Иерусалимский храм общаться с мудрыми учителями. Чтобы точно передать местный колорит, пейзажи и архитектуру, Хант поехал на Святую землю. Там он уговаривал раввинов, стариков и молодых людей позировать ему.

🕯 «Светоч мира». Аллегорическая картина иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Название тоже взято из Евангелия: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Христос стоит у дверей в полумраке ночи, освещенный только свечой в подсвечнике — символ того, что он приходит в каждое сердце.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;