angle-down facebook instagram vkontakte warning

Прерафаэлиты

Религиозные сюжеты

Прерафаэлиты первыми обращаются к религиозным сюжетам и реалистично изображают героев. В этой части внимательно рассмотрим картины и узнаем, что еще в них особенного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусства. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Поговорим о религиозной теме в творчестве прерафаэлитов. И начнем с картины «Юность Девы Марии» Данте Габриэля Россетти.

Что мы на ней видим 👇

🍇 Реализм. Юная девушка и пожилая женщина занимаются рукоделием, мужчина в саду подвязывает виноград. На девушке скромное платье, у нее длинные распущенные волосы. О том, что перед нами Дева Мария и ее родители — Святая Анна и Святой Иоаким, говорят только едва заметные нимбы над их головами, ребенок-ангел и голубь в золотом овале.

🌴 Символизм. Картина наполнена религиозными символами: пальмовый лист на полу, красная плащаница и тернистый цветок шиповника отсылают к Христу. Белые лилии символизируют чистоту и невинность. Связанные прутья у ног Девы Марии указывают на семь радостей и скорбей Богоматери.

🚫 Нарушение канонов. Обращение к религиозному сюжету, да еще с реалистичным изображением евангельских героев — такого в английской живописи раньше не было.

Данте Габриэль Россетти. Юность Девы Марии, 1848–1849

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Данте Габриэль Россетти. Благовещение, 1850

Перед нами еще одна картина Россетти — «Благовещение». Это классический евангельский сюжет, когда к Деве Марии приходит архангел Гавриил и сообщает о том, что она станет Богоматерью.

Почему эту картину критиковали за неканоничность 👇

🛏 Место действия. Обычно Дева Мария встречает архангела в храме или в комнате, где она занимается рукоделием или читает священные тексты. Россетти поместил действие в келью со скромной обстановкой. На переднем плане — законченная вышивка с лилиями, показанная в «Юности Девы Марии».

👩‍🦰 Образ Марии. Богоматерь одета в простую белую сорочку, у нее рыжие волосы — типичная англо-саксонская внешность. На лице Девы Марии живая человеческая реакция — удивление, испуг. Такой психологизм не соответствует канону. Столь убедительно переданные человеческие эмоции отпугнули зрителей. А евангельский сюжет вызвал подозрения о лояльности художников к католицизму.

👤 Образ архангела Гавриила. У архангела нет крыльев, нимб едва заметен. О небесной природе говорит только огонь под ногами. Белая лилия в его руке указывает на чрево Девы Марии, предрекая ее будущее. Навстречу ей летит голубь.

Джон Эверетт Миллес. Христос в родительском доме, 1849–1850

Теперь рассмотрим картину Миллеса «Христос в родительском доме». В ней тоже предельная детализация и натурализм сочетаются с концентрированным символизмом.

Вот как Миллес это делает 👇

✍️ Сюжет. Это не сцена из Евангелия, а обращение художника к возможным обстоятельствам детства Христа.

🔨 Место действия. Миллес специально нашел мастерскую плотника и писал ее с натуры. Все в ней — стол, инструменты, трещины в досках, стружка вокруг — показано очень реалистично.

👦 Образ Христа. Это рыжеволосый мальчик с типичной внешностью британского ребенка.

🖐 Образ Иосифа. У плотника загоревшие кисти и бледные руки — такое раньше делали караваджисты. Но англичане не привыкли к подобному натурализму у своих художников.

Картина наполнена символами 👇

🔵 Дева Мария в синем платье — это традиционный цвет одежд Богоматери.

🩸 Христос поранился. Для ребенка это обычное дело. Но рана точно в центре ладони, а кровь с нее капает на ногу. Так обозначены места, где при распятии будут гвозди. Гвозди на столе тоже символизируют судьбу Христа.

🔺 Треугольник на стене символизирует Троицу, а белый голубь на лестнице — Святой Дух.

🐑 Стадо овец за плетеным забором — символ паствы Христа. Миллес рисовал овец в лавке мясника с натуры. Он предельно натуралистично выражает глубокий религиозный символ.

🧺 Мальчик в набедренной повязке из верблюжьей шкуры, который несет воду, напоминает Иоанна Крестителя.

О реакции общественности на картину Миллеса

Уильям Холман Хант

1. Нахождение Спасителя во Храме, 1854–1860
2. Светоч мира, 1853–1854

Уильям Холман Хант пишет яркие притчевые картины. Мы познакомимся с его творчеством на примере двух работ — «Нахождение Спасителя во Храме» и «Светоч мира».

👤 «Нахождение Спасителя во Храме». Картина на евангельский сюжет — во время Пасхи 12-летний Иисус приходит в Иерусалимский храм общаться с мудрыми учителями. Чтобы точно передать местный колорит, пейзажи и архитектуру, Хант поехал на Святую землю. Там он уговаривал раввинов, стариков и молодых людей позировать ему.

🕯 «Светоч мира». Аллегорическая картина иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Название тоже взято из Евангелия: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Христос стоит у дверей в полумраке ночи, освещенный только свечой в подсвечнике — символ того, что он приходит в каждое сердце.

курс Level One
Гении в истории искусства

Самый быстрый способ разобраться в искусстве — изучить картины и события жизни известных художников. На курсе из семи лекций через биографии Джотто, да Винчи, Босха, Караваджо, Моне, Кандинского и Дали поймем, как по-разному выглядит живопись разных эпох и направлений. А еще разберемся, что делает гения гением и навсегда вписывает в историю искусства.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;