Прерафаэлиты
Религиозные сюжеты
Прерафаэлиты первыми обращаются к религиозным сюжетам и реалистично изображают героев. В этой части внимательно рассмотрим картины и узнаем, что еще в них особенного.
Поговорим о религиозной теме в творчестве прерафаэлитов. И начнем с картины «Юность Девы Марии» Данте Габриэля Россетти.
Что мы на ней видим 👇
🍇 Реализм. Юная девушка и пожилая женщина занимаются рукоделием, мужчина в саду подвязывает виноград. На девушке скромное платье, у нее длинные распущенные волосы. О том, что перед нами Дева Мария и ее родители — Святая Анна и Святой Иоаким, говорят только едва заметные нимбы над их головами, ребенок-ангел и голубь в золотом овале.
🌴 Символизм. Картина наполнена религиозными символами: пальмовый лист на полу, красная плащаница и тернистый цветок шиповника отсылают к Христу. Белые лилии символизируют чистоту и невинность. Связанные прутья у ног Девы Марии указывают на семь радостей и скорбей Богоматери.
🚫 Нарушение канонов. Обращение к религиозному сюжету, да еще с реалистичным изображением евангельских героев — такого в английской живописи раньше не было.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Перед нами еще одна картина Россетти — «Благовещение». Это классический евангельский сюжет, когда к Деве Марии приходит архангел Гавриил и сообщает о том, что она станет Богоматерью.
Почему эту картину критиковали за неканоничность 👇
🛏 Место действия. Обычно Дева Мария встречает архангела в храме или в комнате, где она занимается рукоделием или читает священные тексты. Россетти поместил действие в келью со скромной обстановкой. На переднем плане — законченная вышивка с лилиями, показанная в «Юности Девы Марии».
👩🦰 Образ Марии. Богоматерь одета в простую белую сорочку, у нее рыжие волосы — типичная англо-саксонская внешность. На лице Девы Марии живая человеческая реакция — удивление, испуг. Такой психологизм не соответствует канону. Столь убедительно переданные человеческие эмоции отпугнули зрителей. А евангельский сюжет вызвал подозрения о лояльности художников к католицизму.
👤 Образ архангела Гавриила. У архангела нет крыльев, нимб едва заметен. О небесной природе говорит только огонь под ногами. Белая лилия в его руке указывает на чрево Девы Марии, предрекая ее будущее. Навстречу ей летит голубь.
Теперь рассмотрим картину Миллеса «Христос в родительском доме». В ней тоже предельная детализация и натурализм сочетаются с концентрированным символизмом.
Вот как Миллес это делает 👇
✍️ Сюжет. Это не сцена из Евангелия, а обращение художника к возможным обстоятельствам детства Христа.
🔨 Место действия. Миллес специально нашел мастерскую плотника и писал ее с натуры. Все в ней — стол, инструменты, трещины в досках, стружка вокруг — показано очень реалистично.
👦 Образ Христа. Это рыжеволосый мальчик с типичной внешностью британского ребенка.
🖐 Образ Иосифа. У плотника загоревшие кисти и бледные руки — такое раньше делали караваджисты. Но англичане не привыкли к подобному натурализму у своих художников.
Картина наполнена символами 👇
🔵 Дева Мария в синем платье — это традиционный цвет одежд Богоматери.
🩸 Христос поранился. Для ребенка это обычное дело. Но рана точно в центре ладони, а кровь с нее капает на ногу. Так обозначены места, где при распятии будут гвозди. Гвозди на столе тоже символизируют судьбу Христа.
🔺 Треугольник на стене символизирует Троицу, а белый голубь на лестнице — Святой Дух.
🐑 Стадо овец за плетеным забором — символ паствы Христа. Миллес рисовал овец в лавке мясника с натуры. Он предельно натуралистично выражает глубокий религиозный символ.
🧺 Мальчик в набедренной повязке из верблюжьей шкуры, который несет воду, напоминает Иоанна Крестителя.
О реакции общественности на картину Миллеса
Уильям Холман Хант
1. Нахождение Спасителя во Храме, 1854–1860
2. Светоч мира, 1853–1854
Уильям Холман Хант пишет яркие притчевые картины. Мы познакомимся с его творчеством на примере двух работ — «Нахождение Спасителя во Храме» и «Светоч мира».
👤 «Нахождение Спасителя во Храме». Картина на евангельский сюжет — во время Пасхи 12-летний Иисус приходит в Иерусалимский храм общаться с мудрыми учителями. Чтобы точно передать местный колорит, пейзажи и архитектуру, Хант поехал на Святую землю. Там он уговаривал раввинов, стариков и молодых людей позировать ему.
🕯 «Светоч мира». Аллегорическая картина иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Название тоже взято из Евангелия: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Христос стоит у дверей в полумраке ночи, освещенный только свечой в подсвечнике — символ того, что он приходит в каждое сердце.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день