Прерафаэлиты
Картины по пьесам Шекспира
Уильям Шекспир был кумиром прерафаэлитов. В этой части узнаем больше о картинах по мотивам его пьес.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Английское искусство к 19 веку не сильно преуспело в живописи, в отличие от литературы и театра, где кумиром стал Шекспир. Прерафаэлиты восхищались им и вдохновлялись сюжетами его пьес.
Начнем с картины «Фердинанд, соблазняемый Ариэлем» Миллеса 👇
🌊 Сюжет. Картина показывает эпизод из пьесы «Буря». Несколько героев после кораблекрушения оказались на заколдованном острове волшебника Просперо. Фердинанд — сын короля Неаполя Алонзо, на которого у Просперо зуб. Волшебник присылает к юноше духа Ариэля, чтобы убедить, что все его товарищи погибли, и заманить в пещеру.
👞 Приметы времени. Костюм, колготки с детально выписанными складками, обувь на ремешках, кошелек — виден результат внимательной работы с источниками, изучение книжных миниатюр. Миллес пытается воссоздать материальную культуру средних веков.
🌳 Пейзаж. Здесь выписан каждый листочек — в то время как барбизонцы и позже импрессионисты отходят от такой детальности. Прерафаэлиты уделяли изображению природы много внимания и часто писали тщательно проработанный пейзаж, а затем добавляли в него персонажей.
🧚♂️ Сказочность. Сказки — визитная карточка английской литературы, от Беовульфа до Гарри Поттера. Прерафаэлиты подхватили эту тему в живописи. У Шекспира дух Ариэль невидим, а Миллес изображает его в виде зеленого эльфа.
Перед нами одна из самых узнаваемых картин прерафаэлитов — «Офелия» Миллеса по мотивам «Гамлета».
💐 Сюжет. Потрясенная смертью отца Офелия собирала цветы у ручья. Она была не в себе из-за горя — упала в ручей и утонула.
В картине о смерти Миллес показал победу жизни и красоты.
Как ему это удалось 👇
🌺 Пейзаж. Перед нами невероятно красивая природа, буйство зеленых красок. Прерафаэлиты старались делать натурные зарисовки — и Миллес специально нашел живописный ручей с ивой.
*Ботаники не одобрили картину из-за недостоверности: все цветущие на ней растения в природе цветут в разное время года, а не одновременно.
👩🦰 Образ Офелии. Вместо Мадонны Рафаэля или образа королевы Виктории Миллес показал новый тип красоты: белая кожа, рыжие волосы, светлый и романтический идеал. Моделью стала 19-летняя Элизабет Сиддал — натурщица, поэтесса и художница. Миллес заставлял ее часами лежать в ванне для реалистичности.
🔙 Символизм. Офелия на картине плывет не слева направо, как привычно человеческому восприятию, а наоборот. Это добавляет ощущение победы над смертью: девушка будто уплывает от нее, а время поворачивается вспять.
1. Джон Эверетт Миллес. Мариана, 1851
2. Уильям Холман Хант. Клаудио и Изабелла, 1850
Завершаем часть двумя картинами по мотивам пьесы Шекспира «Мера за меру» — «Мариана» Миллеса и «Клаудио и Изабелла» Ханта. Обе затрагивают тему положения женщины в обществе.
Вот как пьесу увидели два художника 👇
🖼 «Мариана»
📖Сюжет. Мариана — отвергнутая невеста. Жених Анджело отказался на ней жениться, потому что ее приданое утонуло в море. Теперь она вынуждена только ждать.
✍️ Стихотворная цитата. О героине Шекспира написал поэт-романтик Альфред Теннисон:
«Как жизнь пуста! — она сказала. —
Он не придет и впредь.
А я устала, так устала,
Уж лучше умереть!»
Миллес сопроводил этим четверостишьем первую экспозицию картины на выставке в Королевской Академии художеств.
👰 Прерафаэлиты много говорят о положении женщины. В викторианской Англии она бесправна и зависима от мужчин — художники считают это недопустимым.
🖼 «Клаудио и Изабелла»
📖 Сюжет. Клаудио ждет казни в тюрьме. Его сестра Изабелла пришла к нему на свидание. Анджело, который посадил Клаудио в тюрьму, обещает освободить его за благосклонность Изабеллы. Но та готовится стать монашкой и стоит перед жестоким выбором — смерть брата или ее души. Опять поднимается женский вопрос.
✍️ Историзм. Хант тщательно воспроизводит обстановку 16 века: картина красочная, реалистичная, много точных деталей вроде трещин на полу или лютни, обвязанной ленточкой.
В качестве задания предлагаем потренироваться отличать работы одного из главных художников Братства прерафаэлитов — Джона Эверетта Миллеса.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день