angle-down facebook instagram vkontakte warning

Прерафаэлиты

Темы несвободы, стыда и труда

Прерафаэлиты писали не только Средние века, но и другие эпохи. Их волновали социальные вопросы: например, проблема тяжелого труда и зависимой жизни. Подробнее — в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Джон Эверетт Миллес. Приказ об освобождении, 1852

Прерафаэлиты вдохновлялись не только Средневековьем. В этой части посмотрим картины, которые показывают другие эпохи, но поднимают те же вечные вопросы.

Начнем с «Приказа об освобождении» Миллеса 👇

⛓ О чем. Картина говорит о последствиях якобитского восстания 18 века, в ходе которого часть шотландской аристократии добивалась возвращения на престол династии Стюартов. Миллес показывает сцену, когда освободившийся из тюрьмы шотландец встречается с семьей.

🟩 Внимание к деталям. У мужчины на килте один тартан (узор из клеток), у ребенка — другой, видимо, принадлежащий клану его матери. Миллес специально изучал тартаны разных шотландских кланов, чтобы добиться достоверности.

Социальный подтекст. Изначально картина называлась «Выкуп». Видно, что семья небогатая. Возникает вопрос: как молодая женщина смогла заплатить выкуп за мужа. Снова поднимается тема потребительского отношения к женщине.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд, 1853

Теперь перенесемся в Лондон 19 века. Современная прерафаэлитам викторианская Англия — консервативная, чопорная, высоконравственная. Но у нее есть темные стороны. Прерафаэлиты заглядывают и туда.

Как Хант в картине «Пробудившийся стыд» 👇

🖼 О чем. Перед нами меблированные комнаты с пошлым интерьером и вычурными обоями. Парочка музицирует за фортепиано. Девушка, судя по всему, содержанка богатого мужчины. Она о чем-то задумалась и встала с его колен.

🌳 Символизм. Девушка смотрит в окно: мы видим это через отражение в зеркале. Там много зелени и света, это символ более светлой и притягательной жизни. Окно в другой мир — частый романтический штамп, не зря прерафаэлитов называют последними романтиками эпохи.

🎵 Музыка. На нотах видно название: «Как часто в тишине ночной». Это песенка про честную крестьянскую жизнь на природе. Судя по всему, девушка почувствовала, что в ее собственной жизни все идет не так, как нужно.

🐈 Кот и птица. Под столиком кот держит пойманную птичку — мужчина-хищник так же поймал девушку-жертву.

🚫 Реализм. В Лондоне 19 века аристократы часто посещают содержанок. Но суровая ханжеская мораль не оставляет девушкам шанса выпутаться из такой ситуации. Испортить репутацию очень легко, а вернуть уже невозможно.

1. Форд Мэдокс Браун. Труд, 1852
2. Генри Уоллис. Дробильщик камня, 1857 3. Густав Курбе. Дробильщики камня, 1849

Теперь посмотрим, как прерафаэлиты раскрывали тему труда. В протестантской этике труд — это христианская добродетель. Но вознаграждение за нее не всегда справедливо.

Вот что об этом говорят прерафаэлиты 👇

✍️ «Труд». Форд Мэдокс Браун показал красоту физического труда: пять рабочих, которые роют траншею, похожи на античные скульптуры. На их фоне контрастируют аристократы на лошадях, праздные горожане, торговец цветами: они не трудятся. Двое мужчин справа — философы Томас Карлейль и Фредерик Денисон Морис. Оба тяготели к социалистическим теориям и сочувственно относились к людям труда. Картина показывает все классы викторианского общества и прославляет физический и интеллектуальный труд.

⛏ «Дробильщик камня». Генри Уоллис показывает нам молодого мужчину в каменоломне. Это самая тяжелая работа в работном доме. Сначала кажется, что герой уснул после тяжелого трудового дня. Но рама картины подписана строчкой из «Погребальной песни» поэта Альфреда Теннисона — «Теперь твой долгий трудный день окончен». Художник намекает, что рабочий умер от непосильного труда. День гаснет так же, как и жизнь человека.

Мы узнали, что в своем творчестве прерафаэлиты часто обращались к различным историческим эпохам, и в особенности любили средневековье. Предлагаем внимательно рассмотреть, как Миллес и Россетти изобразили Жанну д’Арк — национальную французскую героиню времен Столетней войны.

Проанализируйте, как передан образ и характер героини на этих картинах? Чья интерпретация вам нравится больше?

Первая картина принадлежит кисти Миллеса, вторая — Россетти.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;