Прерафаэлиты
Темы несвободы, стыда и труда
Прерафаэлиты писали не только Средние века, но и другие эпохи. Их волновали социальные вопросы: например, проблема тяжелого труда и зависимой жизни. Подробнее — в этой части.
Прерафаэлиты вдохновлялись не только Средневековьем. В этой части посмотрим картины, которые показывают другие эпохи, но поднимают те же вечные вопросы.
Начнем с «Приказа об освобождении» Миллеса 👇
⛓ О чем. Картина говорит о последствиях якобитского восстания 18 века, в ходе которого часть шотландской аристократии добивалась возвращения на престол династии Стюартов. Миллес показывает сцену, когда освободившийся из тюрьмы шотландец встречается с семьей.
🟩 Внимание к деталям. У мужчины на килте один тартан (узор из клеток), у ребенка — другой, видимо, принадлежащий клану его матери. Миллес специально изучал тартаны разных шотландских кланов, чтобы добиться достоверности.
❓ Социальный подтекст. Изначально картина называлась «Выкуп». Видно, что семья небогатая. Возникает вопрос: как молодая женщина смогла заплатить выкуп за мужа. Снова поднимается тема потребительского отношения к женщине.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь перенесемся в Лондон 19 века. Современная прерафаэлитам викторианская Англия — консервативная, чопорная, высоконравственная. Но у нее есть темные стороны. Прерафаэлиты заглядывают и туда.
Как Хант в картине «Пробудившийся стыд» 👇
🖼 О чем. Перед нами меблированные комнаты с пошлым интерьером и вычурными обоями. Парочка музицирует за фортепиано. Девушка, судя по всему, содержанка богатого мужчины. Она о чем-то задумалась и встала с его колен.
🌳 Символизм. Девушка смотрит в окно: мы видим это через отражение в зеркале. Там много зелени и света, это символ более светлой и притягательной жизни. Окно в другой мир — частый романтический штамп, не зря прерафаэлитов называют последними романтиками эпохи.
🎵 Музыка. На нотах видно название: «Как часто в тишине ночной». Это песенка про честную крестьянскую жизнь на природе. Судя по всему, девушка почувствовала, что в ее собственной жизни все идет не так, как нужно.
🐈 Кот и птица. Под столиком кот держит пойманную птичку — мужчина-хищник так же поймал девушку-жертву.
🚫 Реализм. В Лондоне 19 века аристократы часто посещают содержанок. Но суровая ханжеская мораль не оставляет девушкам шанса выпутаться из такой ситуации. Испортить репутацию очень легко, а вернуть уже невозможно.
1. Форд Мэдокс Браун. Труд, 1852
2. Генри Уоллис. Дробильщик камня, 1857
3. Густав Курбе. Дробильщики камня, 1849
Теперь посмотрим, как прерафаэлиты раскрывали тему труда. В протестантской этике труд — это христианская добродетель. Но вознаграждение за нее не всегда справедливо.
Вот что об этом говорят прерафаэлиты 👇
✍️ «Труд». Форд Мэдокс Браун показал красоту физического труда: пять рабочих, которые роют траншею, похожи на античные скульптуры. На их фоне контрастируют аристократы на лошадях, праздные горожане, торговец цветами: они не трудятся. Двое мужчин справа — философы Томас Карлейль и Фредерик Денисон Морис. Оба тяготели к социалистическим теориям и сочувственно относились к людям труда. Картина показывает все классы викторианского общества и прославляет физический и интеллектуальный труд.
⛏ «Дробильщик камня». Генри Уоллис показывает нам молодого мужчину в каменоломне. Это самая тяжелая работа в работном доме. Сначала кажется, что герой уснул после тяжелого трудового дня. Но рама картины подписана строчкой из «Погребальной песни» поэта Альфреда Теннисона — «Теперь твой долгий трудный день окончен». Художник намекает, что рабочий умер от непосильного труда. День гаснет так же, как и жизнь человека.
Мы узнали, что в своем творчестве прерафаэлиты часто обращались к различным историческим эпохам, и в особенности любили средневековье. Предлагаем внимательно рассмотреть, как Миллес и Россетти изобразили Жанну д’Арк — национальную французскую героиню времен Столетней войны.
Проанализируйте, как передан образ и характер героини на этих картинах? Чья интерпретация вам нравится больше?
Первая картина принадлежит кисти Миллеса, вторая — Россетти.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день