angle-down facebook instagram vkontakte warning

Трудная проблема сознания

Критика предшествующей традиции Джона Сёрла

Скандалист в мире философии. Выясним, почему Джон Сёрл признал историю философии пагубной для мышления.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева
Магистр философии и теологии, литературный редактор журнала «Философия.

👶 Джон Сёрл родился в 1932 году. В 1949-1952 годах он учился в Висконсинском университете, а затем в Оксфорде у философа Джона Остина. Тот занимался исследованиями в области философии языка: работал над теорией речевого акта и изучал обыденный язык — тот, на котором мы разговариваем в повседневной жизни.

🤦 Остин считал, что обыденный язык — ключ к решению всех философских проблем. Эти взгляды сильно повлияли на Сёрла. По легенде, однажды ученик и учитель так увлеклись обсуждением, есть ли в философии вопросы, которые невозможно решить путем анализа обыденной речи, что охранники заперли их в учебном корпусе.

👺 Сёрл — один из самых влиятельных философов сознания и известный скандалист. Он повлиял на взгляды немецкого философа Юргена Хабермаса и заочно дискутировал с Жаком Деррида. В 2006 году на конференции в Тунисе Сёрлу так не понравился доклад одного из выступающих, что он выбежал на сцену и сорвал его. Дэниела Деннета он считал неадекватным, а выводы Дэвида Чалмерса называл «коллекцией абсурдов».

✍️ К себе Джон Сёрл относился не менее строго. Он признавал, что плохо знает историю философии, так как медленно читает, а исторических курсов в Оксфорде оказалось недостаточно. Сёрл писал 👇

🗣 «Я изучал историю философии нового времени, прежде всего Декарта, Локка и Юма, но я вообще не изучал Канта, Лейбница и Спинозу и мало касался Платона и Аристотеля».

💪 Философ видел в этом свое преимущество. Сёрл считал, что малая начитанность обеспечила ему ясность ума. Многие философы прошлого не проясняли какие-то вопросы, а только приумножали их, запутывая своих последователей. Так, еще со времен Платона принято противопоставлять ментальное и физическое. Но это лишь устоявшееся правило, которое породило трудную проблему сознания и еще больше запутало ученых. Джон Сёрл говорил об этом так 👇

🗣 «Почти во всех работах на эту тему, которые я читал, принимается один и тот же набор исторически унаследованных категорий для описания ментальных феноменов, особенно сознания, и вместе с этими категориями — набор допущений о том, как сознание и другие ментальные феномены относятся друг к другу и к остальному миру. И вот этот набор категорий и допущений, которые, словно тяжелый багаж, упомянутые категории тащат с собой, совершенно не подвергается сомнению и способствует продолжению дискуссий. Формирующиеся затем различные позиции все принимаются внутри данного набора ошибочных допущений. Результат таков, что философия сознания занимает уникальное место среди современных философских предметов, и уникальность эта состоит в ложности всех наиболее известных и влиятельных теорий в этой области … Мой метод в философии заключается в том, чтобы постараться забыть об истории проблемы, а также традиционных способах мыслить ее, и попытаться ограничиться констатацией фактов, насколько они нам известны».

Джон Сёрл

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джон Сёрл перечеркивает все, что было сказано о сознании до него.

Философ отвергает термин «трудная проблема сознания». Ведь она легкая, стоит лишь ограничиться фактической стороной вопроса и отказаться от предыдущих методов ее решения и осмысления. Подробнее свои взгляды Сёрл изложил в работе «Переоткрытие сознания» 1992 года.

🧠 Джон Сёрл — физикалист. Он критикует противопоставление мира, состоящего из объективных частиц, и сознание — субъективный опыт своего носителя. Философ утверждает, что обе эти позиции верны, но сознание является прямым следствием физических процессов в мозге. Сёрл назвал это «биологический натурализм».

📖 В 2007 году вышла статья «Биологический натурализм». Ее опубликовали в авторитетном «Блэквелловском справочнике по сознанию». В ней философ снова говорит об ошибочных бинарных установках, которые противопоставляют тело и «душу» — традиция, заложенная еще Декартом. И предлагает от них отказаться, чтобы, наконец, закрыть вопрос о происхождении сознания.

Сёрл решает трудную проблему сознания в два приема 👇

💁🏼‍♂️ Мозг порождает сознание как субъективную данность. Это значит, что сознание является следствием мозга, как звук является следствием игры на фортепиано. Сознание действительно выражает субъективный опыт, оно уникально, но все равно является следствием физиологических процессов, происходящих в мозге.

🌿 Ментальное состояние — это особое свойство мозга. Биологический феномен, который можно сравнить, например, с фотосинтезом. Как листок принимает лучи солнца и становится зеленым, так и нейроны получают какие-то сложные импульсы и порождают сознание. Сознание порождено поведением нейронов и реализовано в системе мозга, полностью из них состоящего.

Мысленный эксперимент «Китайская комната»

❓Подумайте, подходит ли аргумент «китайской комнаты» для опровержения функционалистского подхода?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;