angle-down facebook instagram vkontakte warning

Трудная проблема сознания

Термин «трудная проблема сознания» и его происхождение

«Зеркальный тест» и несостоятельность бихевиоризма. Разберемся, как философы разных эпох представляли себе неосязаемое свойство человека — сознавать.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева

👨🏻‍🦳 Термин «трудная проблема сознания» в 1995 году сформулировал Дэвид Чалмерс в работе «Лицом к лицу с проблемой сознания». Но сама она существует намного дольше: еще в 17 веке ее пытался осмыслить Рене Декарт. Он утверждал, что человек состоит из двух субстанций — физической и мыслящей (ментальной) — которые существуют отдельно друг от друга и работают автономно. Декарт предлагал осмыслять человека как машину, которая обрабатывает загружаемую в него информацию и выдает механическую реакцию.

🗿 Разделив между собой пару тело-мышление, Декарт завел науку в «картезианский тупик». Так эту проблему обозначил португальский нейробиолог и философ Антонио Дамасио в своей работе «Ошибка Декарта». Один за другим философы пытались дополнить или опровергнуть концепцию Декарта, предложив другое объяснение взаимодействию ментального и телесного. В 19 веке, с развитием психологии и биологии, на место классической дихотомии тело-душа пришла другая — мозг-сознание. Возникло понимание, что мозг — это физический орган, который можно потрогать, а сознание — какая-то мистическая производная мозга. Но как и почему мозг порождает сознание и что это вообще такое?

🙅‍♂️ В 20 веке в учении о душе и психологии победил бихевиоризм. Это учение гласит, что поведение человека полностью состоит из рефлексов и реакций на стимулы окружающей среды. Проблема сознания отошла на второй план — бихевиористы заявили, что нужно подвергать анализу только поведение, физические процессы, вызванные сигналами извне. Изучение сознания отложили в сторону, так как оно не доступно объективному научному исследованию.

Посмотрим, как о проявлении сознания рассуждал психолог-бихевиорист Беррес Фредерик и за что его утверждения критиковал Ноам Хомский.

👅 Психолог-бихевиорист середины 20 века Беррес Фредерик Скиннер считал, что сознание проявляет себя через язык. Он заявил, что изучение детьми языка происходит благодаря внешним стимулам, по принципу собаки Павлова. Ребенок запоминает, что перед ним «книга», потому что его хвалят, когда он называет представленный объект именно так — и ругают, если нет. Скиннер утверждал, что люди познают язык по схеме стимул-реакция.

⚔️ Вскоре гипотезу Скиннера оспорил американский лингвист Ноам Хомский. Он высказал мнение, что стимулы к вербальному поведению могут быть не только внешними, но и внутренними. Ведь взрослые и дети могут изучать другие языки просто так, для себя, а не из практической нужды. Критический отзыв Хомского указал на несостоятельность бихевиоризма и обозначил его крах. Сам ученый представлял сознание как набор автономных модулей, каждый из которых отвечает за свою сферу деятельности: один модуль отвечает за математические способности, другой — за изучение языков. Они находятся в одном пространстве, но никак не связаны друг с другом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Попытки понять, что такое сознание и кто им обладает, привели к появлению в 1970-х «зеркального теста».

🐜 Зеркальный тест должен был выявить признаки сознания. Перед зеркалом сажали животных и годовалых детей, а затем смотрели, узнают ли они в отражении себя и cмогут ли отыскать наклейку у себя на теле через отражение. Тест на обладание сознанием считался успешным, если подопытный узнавал себя или находил наклейку. Так, признаки сознания нашли у детей до двух лет, шимпанзе, гориллы, слона, сороки и даже муравья.

🧠 Современная наука утверждает, что успешное прохождение зеркального текста еще не говорит о наличии сознания. Выяснилось, что мозг просто генерирует информацию, как предположительно выглядит и двигается его тело, и соотносит это с визуальной составляющей. У подопытного просто появляется представление, как у робота-пылесоса, который изучает квартиру и, заручившись представлением о траектории передвижения, начинает уборку. То же и с мозгом: он генерирует пропорции тела и сигнализирует об их обладании — не о наличии сознания, а только о физических пропорциях.

🧐 Трудная проблема сознания остается дискуссионной темой среди ученых. Природу сознания пытаются «раскусить» философы, психологи, нейробиологи и даже физики. Для этого необходимо проследить, как материальное переходит в психологическое, сознательное, и почему оно вообще существует.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;