angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эпоха Просвещения

Рационализм: Декарт, Ньютон, Спиноза, Локк и Гоббс

Труды и открытия рационалистов оказали огромное влияние на деятелей эпохи Просвещения. Давайте посмотрим на развитие рационалистических идей и узнаем, с какой страны началась эпоха Просвещения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Николай Могилевский
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО

🧠 Эпоха рационализма (лат. ratio — «разум») зародилась в 17 веке. Мировоззрение рационализма предполагало, что все явления жизни нужно объяснять разумом.

😇 До этого люди пытались объяснить все при помощи религии, т. е. чувств. Это касалось даже явлений природы.

🙅‍♂️ Теперь во главе всего ставился разум. Все, что не поддается разуму, должно быть исключено из картины мира.

🌪 Главными двигателеми рационализма были крупнейшие ученые и философы. Одним из первых эпоху рационализма в своих трудах стал прославлять французский математик Рене Декарт в первой половине 17 века.

🔎 Декарт хотел выстроить философскую систему, которая объясняла бы все при помощи разума. Чтобы выстроить эту философскую систему, он искал некую аксиому, которую нельзя было бы опровергнуть.

🧐 Он перебрал массу вариантов и остановился на том, который не смог опровергнуть сам, — «Я мыслю, значит, я существую» (Cogito ergo sum). Из этой аксиомы Декарт вывел свои философскую систему, основанную на разумном постижении.

🌏 Еще одним человеком, внесшим огромный вклад в развитие научного познания мира, был Исаак Ньютон. Он старался найти научное объяснение вообще всего мироздания. Для этого Ньютон вывел законы, которые объясняют устройство мира с точки зрения физики.

🔄 Его закон всемирного тяготения показал, что вселенная — это единое гармоническое целое, которое управляется одинаковыми неизменными законами.

1. Рене Декарт
2. Исаак Ньютон

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Если вселенная подчиняется общим законам, значит должны быть и законы всего человеческого бытия. После открытий Декарта и Ньютона стали появляться люди, пытавшиеся объединить вселенную и Бога.

Попытку объединить религию и новый научный взгляд на мир предпринял голландский еврей Спиноза. Он постарался выделить в этой логической разумной цепочке Бога.

🔀 Спиноза попытался объединить разумное познание мира с представлениями о Боге и пришел к пантеизму (греч. «всебожие»). Идея пантеизма в том, что Бог — душа этого мира, которая неразрывно с ним связана, а значит, Бог везде, и, открывая строение этого мира, мы открываем для себя Бога.

⚛️ Идеи Спинозы подхватил немецкий ученый и философ Лейбниц, который видел духовное присутствие даже в материи, и предположил, что мир состоит из частиц (монадов), а эти частицы исходят от Бога.

☝️ Такое изменение роли Бога в системе мировоззрения стало важным философским сдвигом 17–18 века.

1. Бенедикт Спиноза
2. Готфрид Вильгельм Лейбниц

После природы и Бога нужно было объяснить строение мира человека. В этом больше всего преуспели два английских философа — Джон Локк и Томас Гоббс.

1️⃣ Джона Локка можно считать создателем научного подхода. Он доказывал, что все наши знания и идеи не рождаются сами собой. Все, что мы знаем и понимаем, происходит из чувственных ощущений пяти чувств человека. Наш ум просто перерабатывает эти восприятия.

🔬 Таким образом, единственный правильный путь научного исследования и философского рассуждения — опираться на наблюдения и на опыты, а не на общие предположения и принятые на веру догматы. Так зародилась критическая мысль.

📜 Локк также внес большой вклад в теорию строения государства. Он первым стал рассуждать о понятии «общественный договор».

✏️ Теория общественного договора гласила, что власть изначально принадлежала обществу, но общество передало часть своих полномочий королю, заключив с ним социальный контракт. Взамен на передачу власти король должен охранять общество и заботиться о его благополучии. А если король свои условия договора не исполняет, то и общество может потребовать власть назад.

↔️ Кроме того, Локк первым предложил принцип разделения властей. (Это было очень важно). Он считал, что власть должна делиться на законодательную, исполнительную и федеративную, которая занималась бы объявлением войны и мира, дипломатией и участием во внешней политике.

2️⃣ Другой английский деятель Томас Гоббс прославился благодаря своему главному произведению — «Левиафану», в котором под Левиафаном понималось государство.

⚔️ Гоббс обосновывал необходимость государства тем, что без него было бы еще хуже, и началась бы «война всех против всех». По Гоббсу, именно наличие государства и власти позволяет гасить войны.

☝️ При этом Гоббс подчеркивал, что не только государство должно нести народу закон, но и у народа должна быть добродетель, моральный долг, общественный договор.

🔜 Таким образом, Локк обосновывал необходимость разделения властей, а Гоббс — необходимость самого государства. Эти идеи британских мыслителей оказали большое влияние на последователей на континенте, но именно с Англии начиналась эпоха Просвещения.

1. Джон Локк
2. Томас Гоббс

Задание.

Кто из французских просветителей дважды сидел в тюрьме?

курс Level One
История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;