Психодиагностика
Методики диагностики и о чем говорят детские рисунки
Обсудим две группы методик диагностики, узнаем, чем тесты отличаются от опросников и посмотрим на тест для космонавтов. Расскажем, можно ли по детским рисункам предположить наличие проблем у ребенка.
Поговорим о том, как именно психологи узнают что-то о клиенте и его проблемах. Обсудим две группы методик психодиагностики и выясним, можно ли по детским рисункам поставить диагноз.
1️⃣🚺 Малоформализованные методики используют во всех направлениях психотерапии в первую очередь и в большинстве случаев, если это не телесно-ориентированная терапия и не арт-терапия.
Это могут быть 👇
📽 Интервью. Когда человек впервые приходит к психологу, тот сначала задает ему общие вопросы: возраст, откуда он родом, что беспокоит, спрашивает о его детстве и других жизненных этапах, какие были травмирующие события. Это сбор анамнеза, часть диагностики. Каждый психолог в зависимости от школы, которой он придерживается, будет задавать свои вопросы и решать в ходе сессии свои задачи. Нет заранее составленных вопросов, но есть направление для опроса.
🔭 Наблюдение. Психолог не только слушает, что ему рассказывает клиент, но и наблюдает за мимикой, жестами, позой, движениями — считывает невербальную информацию. Например, закрытая поза — руки и ноги перекрещены — может указывать на тревогу, а если человек не может спокойно сидеть и постоянно двигается, то это может говорить о раздражении.
👥 Беседа. Когда психолог собрал всю нужную информацию, он может рассказать о своих наблюдениях, констатировать факты, наводить на размышления и воспоминания. Такая беседа уже является частью терапии.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вторая группа методик психодиагностики всегда имеет четко заданные критерии и конкретную форму. Обсудим их подробнее.
2️⃣🛂 Строгоформализованные методики
📑 Тесты нужны, чтобы измерить уровень чего-то, например, интеллект. В них всегда есть правильный ответ. Тесты используют для диагностики ментальных расстройств.
📋 Опросники не предполагают правильный ответ. Нужно выбрать тот, который точнее описывает ваши действия или эмоции в конкретной ситуации. В основном в жизни мы сталкиваемся именно с опросниками. Они опираются на наше субъективное представление о себе.
🖼 Проективные методики. Человеку дают задание нарисовать что-то конкретное, например, дом, дерево и человека. И затем по четко заданным параметрам оценивают рисунок. Еще пример такого типа методики — тематический апперцептивный тест (ТАТ).
Этот тест применяют, когда нанимают на ответственные должности пилотов, руководителей, космонавтов. Человеку показывают 20 карточек с картинками и просят их описать. Например, на одной изображена женщина, склонившаяся над перилами моста. Карточка важна для диагностики риска суицида среди женщин.
🩺 Психофизиологические методики. С их помощью оценивают, как человек реагирует на какой-нибудь стимул. Оценивают не только его речь, но и отклик организма.
🔻 Самый простой пример — детектор лжи. Человеку задают вопросы и измеряют пульс, кожные и другие реакции.
🔻 Другой пример: человека просят что-то делать или показывают ему изображения и одновременно замеряют деятельность мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).
Многие думают, что можно взять любой детский рисунок, показать психологу и тот сделает выводы об эмоциональном состоянии ребенка. На самом деле нет.
🐱 В детской психологии применяется такая методика диагностики — ребенка просят нарисовать несуществующее животное. Казалось бы, как можно оценить рисунок кошки с рыбьим хвостом? Оказывается, есть четкие критерии оценки: какие линии — толстые/тонкие, ровные/кривые, какие предметы изображены, какого размера. Все это прописано в методике.
👨👩👧 Чтобы узнать, как ребенок себя чувствует в своей семье, психолог просит его нарисовать себя, своих родителей и других членов семьи. И потом оценивает, где ребенок расположил себя относительно фигур родителей, какого размера эти фигуры, держатся ли они за руки и т.д.
➡️ Чтобы сделать какие-то выводы, психолог должен:
🔸 дать ребенку конкретные инструкции, что рисовать;
🔸 наблюдать, как именно ребенок рисует.
🧸 Когда ребенок просто рисует для своего удовольствия вне диагностики, он занимается творчеством. Он пробует, как рисует карандаш при разном нажатии. Наблюдает, какие следы оставляет фломастер. Он экспериментирует и это никак нельзя потом трактовать. У него в силу возраста может быть еще не очень развита координация.
◼️ Даже выбор темных цветов — черного и коричневого — ни о чем не говорит. Детям просто нравятся контрастные рисунки на белой бумаге.
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день