angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Пушкин

Поэмы: «Руслан и Людмила», «Медный всадник»

Пушкин ввел в русскую литературу жанр романтической поэмы. Давайте разберемся, что такое поэма и подробно поговорим о двух из них: «Руслан и Людмила» и «Медный всадник».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

📜 Поэма — это произведение, в котором повествование соединяется с лирическими элементами: личностным, эмоциональным высказыванием. До Пушкина в русской литературе были попытки писать героические поэмы в духе Гомера («Россиада» Хераскова) и были более компактные поэтические повествования — баллады и сказки.

✍️ Поэма в пушкинском понимании — совсем другой жанр, более гибкий. Как и в лирике, Пушкин в поэмах попробовал себя в разных эстетических системах и разной тематике. В них есть и героика, и анекдот, и романтические страсти, и стихотворный исторический роман.

🌟 Дебютная поэма Пушкина «Руслан и Людмила» ближе к предромантическим балладам и сказкам, но с более сложным сюжетом и ироническим авторским голосом.

⚡️ Скандальная «Гавриилиада», от авторства которой Пушкин сначала отказывался, а потом признал, отсылает к более ранней традиции бурлеска: «высокий», а в этом случае даже сакральный сюжет (Благовещение) опрокидывается шуточным тоном и снижением до непристойного анекдота.

☀️ Канон настоящей русской романтической поэмы складывается в пушкинских «южных поэмах»: это «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы» и «поэма-фрагмент» «Братья-разбойники» (можно добавить и незаконченную поэму «Тазит»). Изобретен этот жанр под влиянием поэм Байрона. Отметим, что в английской литературе poem — это не поэма, а стихотворение, а поэму называют narrative poem.

❤️ Романтическая поэма — нарушение классических принципов жанровой чистоты. Она смешивает частную жизнь и общезначимые события, эмоции и действия, иронию и пафос. Сюжет такой поэмы включает в себя только сильные, эмоционально насыщенные события. Мы не знакомимся с полной биографией героя, а о предыстории событий узнаем только во фрагментарных намеках или воспоминаниях.

👥 Герои «южных поэм» романтические: они необычны, одиноки, жаждут свободы и недостижимого идеала. Их окружает экзотический, красочный мир. У Пушкина экзотический эффект создается прежде всего за счет несходства национальных культур: мы видим черкесский аул в «Кавказском пленнике», гарем крымского хана в «Бахчисарайском фонтане», табор бессарабских цыган в «Цыганах». А в «Братьях-разбойниках» та же тема привязана не к месту и народу, а к разноязыкому разбойничьему сообществу: «Какая смесь одежд и лиц, / Племен, наречий, состояний! /Из хат, из келий, из темниц / Они стеклися для стяжаний!»

🌐 Как и в «восточных» поэмах Байрона, у Пушкина противопоставлены поверхностный и фальшивый мир цивилизации и «дикая», свободная и гордая жизнь за ее пределами. Конфликт нельзя преодолеть, даже если герой покинет цивилизацию. В «Кавказском пленнике» герой несвободен буквально, он в плену, как и Мария в «Бахчисарайском фонтане». А в «Цыганах» Алеко, романтик, принятый в табор, оказывается не готов к цыганской свободе: он не может преодолеть ревность.

📖 Более поздние поэмы Пушкина — «Полтава», «Медный всадник», «Анджело», незакоченный «Вадим» — ближе к пушкинской прозе и драматургии, чем к байроновской поэме. Так, «Полтава» совмещает романтическую поэму с историческим романом: Пушкин помещает нас в гущу военного эпоса, где вершатся судьбы целых народов, в историю роковой любви.

⚔️ В поэме есть авторская интерпретация реальных событий — Полтавского сражения и предательства гетмана Мазепы (который уже был романтическим персонажем у Байрона и в «Думах» Рылеева). Но и «убийственная тайна» Марии, влюбившейся в Мазепу, волнует читателя не меньше, чем загадки истории.

Поэма «Руслан и Людмила» (1817–1820) из всех ранних произведений была особенно дорога самому автору.

📕 Далеко не все критики приняли «Руслана и Людмилу», но читатели полюбили эту поэму. Именно после выхода «Руслана и Людмилы» Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя…» Поэма действительно опирается на поиски Жуковского, который стремился найти равновесие между чистой лирикой и динамичным рассказом.

🥨 К персонажам и мотивам народной культуры, сказкам, былинам, легендам тоже стали активно обращаться в поколении «учителей» Пушкина.

❇️ «Руслан и Людмила» соединяет несколько жанров:

волшебная сказка: волшебники в роли антагонистов и помощников, условные сказочные места, начиная с таинственного Лукоморья;

героическая поэма: Руслан похож на былинных богатырей, служит князю Владимиру, а в конце поэмы спасает осажденный Киев от печенегов;

рыцарский роман: в основном сюжете подвиги героя совершаются во имя любви, герой спасает даму в беде;

бурлеск или пародия: преобладает игривый тон, возвышенные образы заземляются, легенда «одомашнивается». Вероятно также, что Пушкин пародирует текст своего «учителя» — балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев».

🗣 В повествование о приключениях Руслана все время вклинивается сторонний голос, который намекает на присутствие самого реального автора. Пушкин пародирует образ древнего сказителя: время от времени он будто отвлекается и начинает говорить о своем, шутить, делиться анекдотами и любовным опытом — и периодически сам себя одергивает: «Да впрочем дело не о том», «Но полно, я болтаю вздор».

👀 Внимание читателя притягивается к комической стороне условности любого «сказания». Повествователь приглашает нас подглядывать за сценой первой брачной ночи, с которой начинаются злоключения героев. А в драматические моменты он постоянно находит самые неподходящие сравнения. Например, похищение Людмилы сопровождается картинкой из жизни курятника — коршун «похищает» курицу у петуха:

Напрасно, горестью своей
И хладным страхом пораженный,
Зовет любовницу петух...
Он видит лишь летучий пух,
Летучим ветром занесенный.

📜 Значимо и ритмическое оформление поэмы — такой привычный современному читателю пушкинский размер. В начале 19 века еще достаточно прочными были ассоциации между стихотворным размером и четкими жанровыми рамками. Литературовед Ю. Н. Тынянов обратил внимание, что ко времени создания «Руслана и Людмилы» четырехстопным ямбом писали во всех поэтических жанрах — кроме героической поэмы. Пушкин пользуется свободным, удобным для русского языка и для самого себя ритмом, но он также приписывает ему новую функцию: теперь легенда о витязях и чародеях может звучать, как интимная лирика.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году, во время «второй болдинской осени», когда Пушкин снова пережил прилив вдохновения. В этот период он больше сосредоточен не на лирике, а на прозе и исторических изысканиях.

📘 Авторское определение «Медного всадника» — «петербургская повесть». «Повесть» здесь означает не вообще повествовательный текст, а скорее «быль», историю о реальных событиях — в поэме речь идет о наводнении 1824 года. Сравнительно небольшая (втрое короче «Полтавы») поэма включает две разные эпохи — петровское время и 19 век. Во вступлении мы видим Петербург в воображении Петра I и самого Петра как живого человека, в двух главах поэмы — современный автору Петербург и Петра в облике всем известной статуи работы Фальконе.

👑 Петр в первых строфах поэмы — романтический герой, погруженный в свою мечту, и даже двойник пушкинского поэта. «На берегу пустынных волн / Стоял он, дум великих полн» — автоцитата: в стихотворении «Поэт» мы уже видели, как поэт, призванный к «священной жертве» бежит «на берега пустынных волн». Поэтому и видение Петра легко переходит в лирическое признание в любви к Петербургу, в котором читатели Пушкина сразу узнают автора. Город как будто создан специально для него: в белые ночи хорошо писать без лампады, а «жестокая зима» типично пушкинская — с пирушками и катанием на санках.

🎩 В основной части поэмы герой совершенно иной. Евгений, который «живет в Коломне; где-то служит» — полная противоположность романтическим харизматикам, мечтателям и бунтарям. Мечта его кажется пародией на визионерство Петра: Евгений хочет жениться, получить место и воспитывать детей. Вместо идиллии его ждет фантастический конфликт со сверхчеловеческими силами — стихией, городом и его создателем.

🌊 Сюжет простой: Евгению не повезло, и он попадает в невиданное наводнение. Вырвавшаяся на волю Нева превращается в еще одно действующее лицо. Чем сильнее разгул стихии, тем больше в ней живого — в начале второй главы река, «наглым буйством утомясь», отождествляется с шайкой разбойников, уставшей после буйного грабежа, а немного дальше — с тяжело дышащим конем после битвы. Державная Нева из Вступления теряет свой «строгий, стройный вид».

🖋 Метафоры организованы так, чтобы антагонистом мы посчитали Неву и приняли текст за историю столкновения человека с природным хаосом. Но пушкинский герой решает иначе. Он назначает злодеем не воду, а императора, которому пришло в голову построить на воде город.

👀 В конце первой главы Евгений видит в статуе Петра, обращенной к нему спиной, «кумира на бронзовом коне». Во второй главе герой, потерявший все, погружается в безумие и бродит по городу, вернувшемуся к нормальной жизни.

🌀 Финал поэмы можно понимать как галлюцинацию и как фантастическую сцену, где памятник преследует человека. Авторский голос из Вступления полностью растворяется: мы не можем точно сказать, что говорит или думает повествователь, а что — герой.

📝 Даже знаменитые строки, в которых уже напрямую задаются вопросы об исторической миссии Петра — «О мощный властелин судьбы! / Не так ли ты над самой бездной / На высоте, уздой железной / Россию поднял на дыбы?» — появляются внутри строф с мыслями обезумевшего Евгения.

📚 Из «Медного всадника» выросло несколько линий русской литературы. К нему восходят и «петербургские повести» Гоголя, и все «маленькие люди», и в то же время поэтические размышления об истории и роке у Мережковского, Блока или Ахматовой.

Александр Бенуа. Иллюстрации к поэме «Медный всадник», издание 1917 года

📖 Давайте прочитаем шуточную поэму «Граф Нулин» (1825).

Время прочтения 〰️ 15 минут

👉 Эта поэма очень не понравилась критикам — как вы думаете, почему?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;