angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Пушкин

Проза: «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

Проза Пушкина отличается от всей русской прозы 19 века: ее стиль — сжатый, прозрачный, лаконичный. Разберем основные произведения, их особенности и героев.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Разберем прозу Пушкина и начнем с «Повестей Белкина» 👇

✍️ Пушкин-прозаик ориентировался не на романтиков, а на Вольтера и французскую классическую традицию. В 1822 году в наброске статьи «О прозе» сформулированы принципы будущего стиля: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».

📕 В 1830 году опубликован цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга вышла без имени автора, чтобы поддержать игру. Пять текстов в сборнике приписаны вымышленному помещику Белкину.

👤 О Белкине мы знаем немного: «издатель» в предисловии рассказывает, что ему с трудом удалось добыть краткую биографию сочинителя. Белкин каждую повесть сопроводил пометкой «слышано мною от такой-то особы». Значит, у каждой повести есть минимум три выдуманных автора: устный рассказчик, Белкин, издатель — и за всеми ними реальный автор, Пушкин. К ним добавляются вставные рассказы персонажей.

📖 Повести расположены в таком порядке:

«Выстрел». Отставной военный вспоминает о мрачном загадочном Сильвио: его тайна — в истории мести и отложенной дуэли.
«Метель». Тайная свадьба из-за типичной пушкинской инфернальной метели приводит к недоразумениям — сначала трагическому, а потом и счастливому.
«Гробовщик». Похоронных дел мастер Адриан Прохоров переезжает на новое место. Во время застолья ему приходит в голову поднять тост за клиентов-покойников — они являются к нему в страшном сне.
«Станционный смотритель». Дочь скромного станционного смотрителя сбежала с гусаром. Убитый горем отец уверен, что судьба ее ужасна, но после его смерти выясняется, что она замужем и богата.
«Барышня-крестьянка». Барышня Лиза переодевается крестьянкой, чтобы познакомиться с молодым соседом. Их семьи враждуют, но победят юные влюбленные, и все закончится помолвкой и примирением.

🖋 Повести Белкина — это новеллы: в каждой излагаются только значимые для движения сюжета события, минимум персонажей и деталей, интрига движется к неожиданной развязке. У каждого текста своя узнаваемая атмосфера. В «Выстреле» — сумрачный байронический герой. В «Метели» и «Гробовщике» обыгрываются готические мотивы, в «Станционном смотрителе» и «Барышне-крестьянке» — сентиментальные мелодрамы (две последние повести при этом противоположны по эмоциональной окраске).

💭 Мир Белкина — маленький и обыкновенный. Вторжение необычного — загадки, сны, роковые ошибки, переодевания — колеблет ход вещей только на время, в конце всегда восстанавливается порядок. Пушкин пародирует моду на экстраординарные события, страсти и тайны. Возможно, Белкин пытается записывать романтические сюжеты, но повествователь он не романтический и не сентиментальный.

💎 «Повести Белкина» начали ценить только в поколении Достоевского. В 20 веке к ним стали возвращаться как к нереализованному потенциалу русской прозы. Яркий пример — «Талисман» Михаила Зощенко, «шестая повесть Белкина».

«Дубровский» — первый прозаический роман Пушкина. Он остался неоконченным: написан в 1833, опубликован только в 1841.

📘 Пушкин попробовал себя в популярном для западной литературы жанре «разбойничьего романа». Он восходит к легендам о Робин Гуде и драме Шиллера «Разбойники». В центре — образ «благородного разбойника»: герой, оказавшийся вне закона не по своей воле, сохраняет верность кодексу чести и вызывает симпатию читателей. Конфликт между неправедной властью и высокими принципами часто сопровождается историей любви с препятствиями.

🎩 У Пушкина в «разбойничьей» роли молодой дворянин Владимир Дубровский. В исходный конфликт вовлечен не он, а его отец. Антагонист — «старинный русский барин» Кирила Петрович Троекуров, известный жестокими шутками. Дубровского-старшего оскорбила шутка псаря — с этого начинается вражда, в которой побеждает Троекуров: он отбирает имение Дубровских.

🔥 Дубровский-сын приезжает к раздавленному унижением отцу и начинает мстить с романтическом размахом: поджигает бывшее отцовское имение, наводит ужас на округу. Но по законам трагического коллизии Владимир влюбляется в дочь Троекурова Машу… Третий том романа остался только в кратких планах, поэтому мы не знаем, какая развязка ждала героев.

❤️ В Дубровском сочетаются образы романтического бунтаря и трагического героя, чья судьба предопределена роком. Когда он открывается Маше, то говорит: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» — для героя его необыкновенное решение стать разбойником кажется единственным выходом.

👩‍🦱 Как и в «Онегине», с появлением героини баланс в тексте сдвигается в ее пользу. Марья Кириловна похожа на Татьяну, несмотря на совсем другое окружение: она выросла в уединении, и ее внутренний мир сформирован библиотекой с французскими романами. Пушкин пародирует сюжет сентиментального романа о мезальянсе: барышня влюбляется в учителя. Под маской скромного учителя скрывается Дубровский — тоже ей не пара, но не из-за происхождения, а из-за конфликта. Марья нарушает весь ход событий: влюбленный герой отказывается «от мщения, как от безумства».

⚡️ «Дубровского» часто считают неудачей Пушкина: это почти бульварный роман, менее глубокий и более мелодраматичный, чем остальная пушкинская проза. Но, кроме эксперимента с популярным жанром, роман интересен и тем, как задан в нем конфликт. Разлом между Троекуровым и Дубровским не сводится к частной ссоре — сталкиваются два несовместимых взгляда на жизнь, на границы дозволенного и социальные иерархии. А сам молодой Дубровский — редкий в истории русского романа пример деятельного и решительного героя.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Капитанская дочка» — самое большое прозаическое сочинение Пушкина. Ее называли то повестью, то романом: сейчас предпочитают говорить «роман» — хотя от классических русских романов книгу отличает краткость и отсутствие разветвленных сюжетных линий.

✍️ В 1832 году Пушкин начал работу параллельно над двумя текстами: художественным и документально-историческим. Оба посвящены событиям конца 18 века — восстанию Емельяна Пугачева. Пушкин работал с архивными документами, ездил в Казань и Оренбург, планируя написать «Историю Пугачева» — замысел проблематичный для цензуры, но очень важный для пушкинского взгляда на историю. В 1834 году вышла «История Пугачевского бунта», а 1836 закончена рукопись «Капитанской дочки».

В чем между ними разница?

📝 В «Истории Пугачевского бунта» собраны самые разные свидетельства. Пушкин внимательно работал с источниками, и его открытием был разрыв между взглядом «сверху» и «снизу». Различаются не только позиции сторон конфликта. Расходится рациональный взгляд на Пугачева как на политика-авантюриста, и народные легенды, в которых он — главная надежда на спасение. Пушкин исследует тему внимательно и трезво и пытается разобраться в том, почему вокруг одного случайного человека разыгралась стихия мятежа.

👤 «Капитанская дочка» написана от первого лица. Герой и рассказчик, Петр Гринев, случайно попадает в эпицентр исторических событий, но его задача — не анализировать, а просто и честно изложить свою историю. Сюжет его рассказа привязан к истории счастливой любви и женитьбы — отсюда и название романа.

👰🤵 Как в комедиях и сказках, повествование останавливается на свадьбе, когда влюбленные герои преодолели все препятствия. Пугачев для рассказчика — не столько историческое лицо, сколько таинственный рычаг личного сюжета.

🖋 Как и в «Повестях Белкина», наличие вымышленного рассказчика позволяет Пушкину играть с несколькими уровнями текста. Гринев — человек 18 века, и, хотя текст написан современным языком, в речи и мышлении рассказчика, в литературных отсылках воссоздается образ другой эпохи.

📌 Значимо и расстояние между Гриневым-рассказчиком и Гриневым-героем. Повествование ведет взрослый человек, иронически вспоминающий свои юношеские ошибки и приключения.

📖 Эпиграф задает всю проблематику романа: «Береги честь смолоду». Главное для героя — сохранение кодекса чести, даже в опасных и морально сомнительных ситуациях. Гринев постоянно проверяет сам себя на соответствие кодексу. Если бы мы смотрели на него со стороны, мог бы получиться более пафосный благородный герой — но Гринев-рассказчик не склонен к торжественности и тем более к похвальбе, он больше рассказывает о своих страхах и сомнениях.

📘 «Капитанская дочка» расходится с нормами исторического романа: Пугачев вводит в текст не отсылки к реальности, а, наоборот, сказочную стихию. Необычен он тем, что играет роль сразу и сказочного злодея, представителя темных сил, и волшебного помощника героя.

🕯 Появляется Пугачев во второй главе — «Вожатый». В «мутном кружении метели» заблудившиеся герои видят темную фигуру — не то волка, не то человека. Странный встречный помогает им выбраться, но Гриневу по пути снится жуткий сон, в котором место его отца занял «мужик с черной бородой». Наяву герой отдает замерзшему вожатому свой заячий тулуп, а рассказчик объясняет читателям, что в это время начинается восстание — а вожатый, конечно, окажется самим Пугачевым.

💬 Пушкин поэтически осмыслил ту же тему, что волновала его как историка-исследователя: чтобы понять бунт, нужно обратиться к народному мифологическому мышлению.

«Пиковая дама» была написана во «вторую болдинскую осень», одновременно с «Медным всадником» и «Историей Пугачева». Повесть была опубликована в 1834 году и пользовалась большим успехом у современников Пушкина.

♠️ Сюжет «Пиковой дамы» напоминает романтическую готику: тайна, рок, неопределенность границ между фантастикой и реальностью. В ней видят влияние фантастических повестей Гофмана. Главный герой носит немецкое имя Германн (есть версия, что это не имя, а фамилия). Он холоден и рационален, но цепь случайностей ведет его к безумию.

🗣 Приятель Германна Томский за карточной игрой рассказывает о своей бабушке, некогда светской львице: она будто бы знает тайну беспроигрышной игры. Германном овладевает идея узнать секрет «трех карт», но, когда ему кажется, что он на пороге победы, одна карта — пиковая дама — ломает игру и приводит его к отчаянию.

🃏 В повести точно описываются карточные игры, популярные в то время. Об их правилах и возможном смысле можно почитать в статье Анатолия Королева.

⚡️ Роковой игрой оказывается фараон — игра простая и построенная на случае. Германн надеется с помощью волшебного правила победить хаос игры, а в итоге хаос захватывает его собственный разум. Имеет значение и гадание на картах: в эпиграфе цитата из «Новейшей гадательной книги»: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».

🎭 История могла бы развиваться комически: в начале повести игра — обычное развлечение. Зловещие оттенки текст приобретает из-за разрушительной мании Германна. Он соблазняет юную воспитанницу графини Лизу, преследует старуху и пугает ее до смерти. Томский позже поражает Лизу мрачной характеристикой героя: «Этот Германн, — продолжал Томский, — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».

🎩 Германн — первый «наполеонический» герой в русской прозе (к нему присоединятся Чичиков и Раскольников): речь не о сходстве с историческим лицом, а о мифологии успеха любой ценой и сверхчеловеческих претензиях. Желания Германна при этом приземленные и простые, он мечтает только о богатстве.

🧑‍🦳 Старая графиня в повести — последний осколок 18 века, эпохи больших приключений и мистификаций. Ее прототип — княгиня Наталья Петровна Голицына, звезда придворных интриг 18 века: во время создания «Пиковой дамы» ей было около 90, как и героине повести. Секрет трех карт графиня узнала от Сен-Жермена — знаменитого авантюриста, алхимика, шпиона. Намеком на фатальный сюжет может быть и то, что Жермен и Германн — варианты одного имени.

✍️ В «Пиковой даме» мистический сюжет контрастирует с пушкинским ясным стилем — в этой повести Пушкин даже более краток, чем обычно. Короткие, скупые на метафоры эпитеты и предложения передают пошаговое движение к неизбежной развязке: «Время шло медленно. Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать, — все умолкло опять. Германн стоял, прислонясь к холодной печке. Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое». А эпилог повести, в котором изложены судьбы Германна, Лизы и Томского, укладывается в пять предложений.

✍️ Давайте прочитаем неоконченный текст Пушкина «Мы проводили вечер на даче...»

Время прочтения 〰️ 12 минут

👉 Анна Ахматова считала, что его можно читать не как отрывок, а как завершенное произведение — а как думаете вы?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;