angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Пушкин

Публицистика и критика

Пушкин активно участвовал дискуссиях на злободневные темы, писал критические статьи и рецензии и публицистику. Обсудим его статьи и подведем итоги.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

⚡️ Журналистская работа Пушкина почти всегда полемическая — он охотно вступал в споры, писал злые эпиграммы и фельетоны.

👤 Вечным соперником и объектом насмешек Пушкина был Фаддей Булгарин, писатель, критик и издатель, после декабрьского восстания ставший рупором консерватизма. С конца 1820-х ведущие позиции в литературном мире занимал «журнальный триумвират» — «Северная пчела» Булгарина, «Сын отечества» Николая Греча и «Библиотека для чтения» Осипа Сенковского. Пушкин и его единомышленники пытались найти альтернативы.

📇 Пушкин как издатель и редактор ориентировался на образованную публику, настроенную на серьезный и свободный разговор. Ни один пушкинский проект не достиг коммерческого успеха, но у его идей найдутся поклонники и продолжатели.

🗞 В 1830 году Пушкин и Дельвиг начали издавать «Литературную газету», выходившую раз в пять дней. А в в 1836 году Пушкин создал журнал «Современник»: при жизни основателя вышло четыре тома. В журнале печатались произведения Гоголя, Жуковского, Тютчева, документальные и научные материалы по истории и этнографии, критические рецензии и статьи. Пушкинский «Современник» после смерти поэта прожил недолго, у журнала было всего 600 подписчиков, но позже он возродился под руководством Н. А. Некрасова.

✍️ Пушкин много писал о литературе. Помимо иронических текстов, связанных с литературным бытом, — эпиграмм, памфлетов, фельетонов — он серьезно рассуждал о новых тенденциях и литературной истории. Поэт хотел вывести критику на новый уровень. Свою программу он сформулировал в заметке «О журнальной критике»: критика должна перейти от выяснения отношений между писателями и простых оценок к обобщениям, пояснениям, серьезному анализу. Ни писатели, ни публика в России в 30-е годы еще не были готовы к такому системному и рациональному подходу к литературной жизни.

📖 Большая часть замыслов Пушкина в области критики и публицистики осталась незавершенной. Он собирался написать полную историю русской литературы, от древнерусской до современной. Много небольших статей написал о литературе 18 века — Ломоносове, Державине, Радищеве.

✍️ После «Истории Пугачева» Пушкин работал над трудом об эпохе Петра I. «Арап Петра Великого», «Полтава» и «Медный всадник» должны были, как «Капитанская дочка», получить в пару документальный текст, где те же события были бы представлены максимально нейтрально и объективно. А перед смертью Пушкин работал над предисловием и комментариями к «Слову о полку Игореве».

🖋 Пушкинские документальные тексты по стилю близки к его художественной прозе — компактные, прозрачные, остроумные.

В завершение обсуждения Александра Пушкина давайте поговорим о его восприятии в культуре 19-го, и 20-го века.

⭐️ Пушкин стал центральной фигурой русской литературы в конце 19 века. Его культ создало поколение Достоевского, пришедшее в литературу уже после его смерти, в эпоху некрасовского «Современника» и бесконечного раздора между писателями, поделившимися на непримиримые лагеря. Пушкин стал символом подлинного искусства, единственной общей ценностью.

🕯 Пушкинские годовщины, начиная с 50-летия со дня его смерти в 1887 году, становились этапами формирования мифа о национальном гении. При жизни неудобный для критиков и даже друзей и поклонников, веселый и противоречивый поэт стал недостижимым идеалом.

👤 Все лидеры культуры Серебряного века, от Брюсова и Розанова до Ахматовой и Маяковского находили в Пушкине не просто великого поэта, которого надо изучать, продолжать или опрокидывать, чтобы найти свое место в русской литературе. Пушкин стал персонажем, с которым хотелось вести воображаемый диалог.

📖 Вспомним самую лирическую версию мифа в стихотворении Ахматовой:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

📕 Весь 20 век писатели стремились создавать «своего Пушкина», в противовес застывшему официальному канону и школьным штампам. Одно из лучших литературных воплощений этой темы — повесть Сергея Довлатова «Заповедник» (1983). Герой повести приезжает в музей-заповедник в Михайловском, чтобы работать экскурсоводом. Устраиваясь на работу, он сталкивается с официальным культом Пушкина: требуется ритуально признаваться в любви к Пушкину и вести экскурсии строго по методичке.

👁 Личный взгляд героя (и самого Довлатова: Пушкин — это русский Ренессанс) никому не нужен. Заповедник оказывается театральной декорацией, где нет ничего подлинного, даже связанные с жизнью Пушкина музейные объекты — фальшивки.

📙 В рассказе Татьяны Толстой «Сюжет» (1987) обыгрывается еще одна популярная линия мифологической пушкинистики — размышления о том, что было бы, если бы Пушкин не погиб в 1837. У Толстой он убивает на дуэли Дантеса, но судьбоносной для истории оказывается не дальнейшая литературная жизнь поэта, а случайная встреча с маленьким Володей Ульяновым. Толстая доводит до комического предела идею, что выживший Пушкин изменил бы к лучшему все будущее России.

🎊 Первый постсоветский юбилей Пушкина в 1999 году открыл другую эпоху: Пушкин в современной культуре в первую очередь объект массовой культуры — юбилей отмечали большими телевизионными проектами (включая коллективное чтение «Евгения Онегина») и взрывом сувенирной индустрии, вплоть до конфет «Пир во время чумы». Постмодернистский и современный миф о Пушкине подробно описала филолог Марина Загидуллина в книге «Пушкинский миф в конце 20 века».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🧐 Пушкинистика — это практически отдельная наука, она объединяет литературоведов, историков, культурологов, искусствоведов, специалистов музейного дела. Об истории пушкинистики можно почитать в материале Алины Бодровой на «Горьком».

Вот некоторые важные работы пушкинистов разных лет 👇

🔹 Виноградов В. В. Стиль Пушкина. 1941
🔸 Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. 1978
🔹 Кошелев В. А. Пушкин: история и предание. 2000
🔸 Лотман Ю. М. Пушкин. 2003 (в этой книге собраны все работы Лотмана о Пушкине)
🔹 Мейлах Б. С. Сквозь магический кристалл. 1990
🔸 Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники.1969
🔹 Проскурин О. А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. 1999

О Пушкине глазами писателей 👇

🔹 Моя пушкиниана. 1999 (сборник эссе и статей русских писателей о Пушкине)
🔸 Пушкин плюс. Незаконченные произведения А. С. Пушкина в продолжениях творческих читателей 19–20 вв. 2008

🌐 Пушкинская энциклопедия онлайн — произведения, исследования, биография, справочники.

📽 Пушкина экранизировали много раз — в основном прозу и сказки. Назовем некоторые фильмы, запомнившиеся историкам кино и зрителям 👇

🔹 «Капитанская дочка», 1958, реж. Владимир Каплуновский
🔸 «Метель», 1964, реж. Владимир Басов
🔹 «Станционный смотритель», 1972, реж. Сергей Соловьев
🔸 «Руслан и Людмила», 1972, реж. Александр Птушко
🔹 «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976, реж. Александр Митта
🔸 «Маленькие трагедии», 1979, реж. Михаил Швейцер
🔹 «Пиковая дама», 1982, реж. Игорь Масленников
🔸 «Борис Годунов», 1986, реж. Сергей Бондарчук
🔹 «Благородный разбойник Владимир Дубровский», 1988, реж. Вячеслав Никифоров
🔸 «Барышня-крестьянка», 1995, реж. Алексей Сахаров
🔹 «Онегин», 1998, реж. Марта Файнс (уникальная попытка британцев экранизировать роман, а не оперу)
🔸 «Борис Годунов», 2011, реж. Владимир Мирзоев

В этом уроке мы изучали Александра Пушкина. Давайте вспомним главное и подведем итог.

⭐️ Пушкин значим для русской литературы по нескольким причинам: он — создатель русского литературного языка, все его идеи, темы и сюжеты подвижны и изменчивы, поэтому Пушкина все считают своим, а также его стиль отличают легкость, ясность, жизнелюбие.

👨 Пушкинский талант многие признали сразу, ему помогал и покровительствовал Василий Жуковский.

🎵 Мы обсудили лицейские стихотворения Пушкина. Идеологией лицеистов было эпикурейство, их идеалы — счастливая праздность, наслаждения, любовь и земные радости. Самые ранние стихи Пушкина — анакреонтические, его любимым жанром становится элегия — размышление о бренности жизни, скоротечности счастья.

❤️ Мы поговорили о любовной лирике Пушкина, которую отличают интонации примирения, мудрости, принятия скоротечности любви. Каждый темный образ уравновешен светлым, внешнее — внутренним, утверждение — отрицанием.

💬 Философские стихи Пушкина обращаются к вечным большим темам — жизни и смерти, вере и сомнениям, судьбе. Поэт находит очень точные, осязаемые образы, из которых мы вычитываем общечеловеческую ситуацию. Один из общих мотивов поздних стихов — дорога.

✍️ Пушкин ввел в русскую литературу жанр романтической поэмы, и в пушкинском понимании это гибкий жанр: в них есть и героика, и анекдот, и романтические страсти, и стихотворный исторический роман.

📕 Дебютная поэма Пушкина «Руслан и Людмила» ближе к предромантическим балладам и сказкам, но с более сложным сюжетом и ироническим авторским голосом. Более поздние поэмы Пушкина — «Полтава», «Медный всадник», «Анджело», незакоченный «Вадим» — ближе к пушкинской прозе и драматургии, чем к байроновской поэме.

📖 Мы обсудили хрестоматийный текст Пушкина — роман «Евгений Онегин». Обаяние «Онегина» во всем, что кажется незначимым для сюжета: в точных деталях жизни в провинции и двух столицах, психологических наблюдениях и в виртуозной литературной игре.

🖋 Пушкин изобрел для романа новый тип композиции — «онегинскую строфу». В строфе 14 строк (как в сонете), рифма разбивает их на три четверостишия (у каждого свой тип рифмовки)⁠ и одно двустишие.

📝 Мы узнали, что Онегин в тексте «закодирован» с помощью знаков моды. Также портрет Онегина сначала определяется книгами и театром.

📚 Мы поговорили про «Повести Белкина». Стиль пушкинской прозы — сжатый, прозрачный, лаконичный. Пушкин-прозаик ориентировался не на романтиков, а на Вольтера и французскую классическую традицию. «Повести Белкина» — это новеллы: в каждой излагаются только значимые для движения сюжета события, минимум персонажей и деталей, интрига движется к неожиданной развязке.

📜 Мы обсудили драматургию Пушкина: «Бориса Годунова» и «Маленькие трагедии», в них Пушкин больше всего ориентировался на Шекспира. О жанровой традиции напоминает и «шекспировский» пятистопный ямб, которым написаны пьесы.

✍️ Пушкин много писал о литературе. Помимо иронических текстов, связанных с литературным бытом, — эпиграмм, памфлетов, фельетонов — он серьезно рассуждал о новых тенденциях и литературной истории. Свою программу он сформулировал в заметке «О журнальной критике»

🔎 Для более детального изучения наследия Пушкина существует отдельная наука — пушкинистика, она объединяет литературоведов, историков, культурологов, искусствоведов, специалистов музейного дела.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;