angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Пушкин

Лирика: лицейские, любовные и философские стихи

Пушкин уже при жизни считался великим русским поэтом и назывался «гением» в печатных изданиях. Давайте разберем его стихи — от первых лицейских до поздних философских — и узнаем, что в них особенного.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Начнем знакомство с лирикой Пушкина с лицейского периода.

✍️ В Лицее сочинение стихов входило в учебную программу, но для большинства воспитанников было не скучной обязанностью, а увлечением. Они издавали свои журналы и устраивали литературные игры. Пушкин-подросток разделял общие интересы и ценности, а выделялся он гибкостью и восприимчивостью. За время учебы Пушкин перепробовал все поэтические роли, позы, жанры, которые были известны его поколению, побыл «наследником» и Державина, и Жуковского, и Батюшкова.

📖 Классика — не пантеон, а дружеский круг. В стихотворении «Городок» литературные кумиры лицеистов перечислены как старые знакомые и друзья. Обязательные для классического образования Гомер и Вергилий рядом с Вольтером, «Ванюша Лафонтен» — с Крыловым и Дмитриевым, Мольер с Фонвизиным.

🏛 Идеологией лицеистов было эпикурейство, их идеалы — счастливая праздность, наслаждения, любовь и земные радости. Самые ранние стихи Пушкина — анакреонтические, и даже сам древнегреческий отец поэзии удовольствий появляется у него в «Гробе Анакреона» на пороге смерти веселым «седым любовником», уходящим в танце и в компании красавиц.

👤 Другой любимый поэт Лицея — Эварист Парни, теперь почти забытая звезда французской «легкой поэзии», у которого юные поэты учились писать об эротических фантазиях изящно и непринужденно. Популярен был и Иван Барков, самый непристойный русский поэт 18 века: в лицейские годы написана «Тень Баркова», шуточная нецензурная баллада — об авторстве Пушкина, правда, до сих пор спорят. О том, как она связана с литературными играми эпохи, можно почитать здесь.

🖋 В последние годы учебы на Пушкина все больше влияет Жуковский. Любимым жанром становится элегия — размышление о бренности жизни, скоротечности счастья, или даже мрачный предсмертный монолог, как в «Наездниках».

❤️ В любовных элегиях мечтательный герой томится от разлуки или неразделенной страсти. Конечно, 16-летние страдальцы в основном подражали модным романтическим мотивам. Пушкин играет с готовыми поэтическими масками. Более личная тема — несвобода, заточение, желание вырваться из «цепей», как в элегии «Я думал, что любовь погасла навсегда».

🤝 Лицеисты глубже всех остальных романтических тем усвоили культ дружбы. Верность, единство, совместное творчество навсегда останутся в их стихах. Пушкин сделает воспоминания о Лицее предметом многих текстов, и стихотворных, и автобиографических.

📜 Писать стихи на годовщину основания Лицея (19 октября 1811 г.) придумал не Пушкин. Первые такие посвящения принадлежат его друзьям — Алексею Илличевскому и Антону Дельвигу. Традиционное «дружеское послание» в «годовщинах» приобретает элегический оттенок. Пути друзей постепенно расходятся, и раз в год они напоминают друг другу о беззаботной юности, пирах и веселье.

📝 Пушкин подключился к этой теме в 1825 году: из ссылки в Михайловском он «отправляет» друзьям стихотворение «19 октября». За ним последуют еще 4 стихотворения — в 1827, 1828, 1831 и 1836 гг. В «19 октября» объединяются эпикурейские и элегические мотивы ранних стихов Пушкина — и веселое застолье, и горечь разлуки. Пушкинские «годовщины», несмотря на их биографичность, читатели приняли как свои. Поколения будут повторять: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» — не всегда задумываясь о том, что эти слова — тост в одиночестве, на воображаемом пиру за столом, который с каждым годом будет пустеть.

Пушкинские стихи о любви, наверное, знакомы даже читателям, которые не слишком интересуются поэзией: «Я помню чудное мгновенье…» и «Я вас любил…» превратились в несокрушимые стандарты.

Читателей всегда волновало, как соотносятся стихи с реальностью, кто их адресаты. Разгадывание, кому посвящен тот или иной текст, — целый спорт для биографов поэта с бесконечным «донжуанским списком». Теперь легко узнать подробности любовных историй и познакомиться с женщинами, вдохновлявшими Пушкина — например, в таком пересказе.

👒 История, правда, мало что дает для понимания стихотворений. Часто вспоминают о шокирующем несоответствии: Анна Керн как «гений чистой красоты» в стихотворении и как «Вавилонская блудница» в пушкинском письме — это лицемерие, жестокость или просто правила игры, в которой у жизни и литературы нет ничего общего?

📖 Вспомним сам текст «К***» («Я помню чудное мгновенье…»): в стихотворении нет портрета героини: «голос нежный» и «милые черты» не позволят установить сходство. А вот лирический герой несколькими словами намекает на то, что за ним скрывается не условность, а конкретный человек, с биографией и развитием: «В глуши, во мраке заточенья / Тянулись тихо дни мои». Героиня является ему «как мимолетное виденье» дважды, совершенно одинаково, с точным повтором слов в симметричной композиции. Он проживает жизнь и меняется, а она неизменна — в этом стихотворении легче увидеть посвящение скорее музе, чем реальной женщине.

🖋 Пушкин часто пишет о любви, которая уже прошла, или невозможна, или должна оставаться тайной. Это сближает его с романтической эстетикой, которая требует разрыва, напряжения между желанием и реальностью — но Пушкина отличают интонации примирения, мудрости, принятия скоротечности любви. Перечитаем:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

✍️ Текст приведен к полной гармонии: каждый темный образ уравновешен светлым, внешнее — внутренним, утверждение — отрицанием. Унынье и горящее сердце — из традиционного элегического лексикона, но их острота снимается. Перечитайте стихотворение вслух: оно построено на музыкальных созвучиях и повторах, но звуковая игра очевидно подчиняется смыслу — повторенное три раза подряд «тобою, тобой, тобой» прямо воспроизводит состояние героя.

📚 У Пушкина много и стихов «на случай», альбомных: из домашних игр часто рождаются необыкновенные тексты. Например, «Признание», посвященное Александре Осиповой (Беклешовой в замужестве). На домашний контекст намекают и «Алина», имя не из арсенала поэтических клише, и обращение на «вы» (как в реальности: во времена Пушкина «ты» в любовном тексте — более абстрактный адресат), и шутливый тон.

💌 Только для «случайного» стихотворения слишком точно выстроена симметрия, слишком много литературных намеков: даже знаменитый финал «Ах, обмануть меня не трудно!.. / Я сам обманываться рад!» — отсылка к одной из элегий Парни. Обаяние текста в том, что он не «признается» до конца, остается на границе между игрой и серьезностью.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В позднем творчестве Пушкина много стихов, которые принято называть «философскими». Давайте разберемся, какие это стихотворения и что за мотивы в пушкинской философской лирике.

📖 Философские стихи обращаются к вечным большим темам — жизни и смерти, вере и сомнениям, судьбе. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» (1834), «Вновь я посетил...» (1835), «Из Пиндемонти» (1836), «Была пора: наш праздник молодой...» (1836), «Отцы пустынники и жены непорочны...» (1836) — стихотворения, которые отличает универсальность и глубина, в них даже появляются слова из философского и религиозного лексикона, которые у Пушкина раньше не звучали всерьез.

🔎 На самом деле, Пушкин не бывает совершенно абстрактен, наоборот — он находит очень точные, осязаемые образы, из которых мы вычитываем общечеловеческую ситуацию.

🛣 Один из общих мотивов поздних стихов — дорога. Романтический образ поэта-странника и вечного движения у Пушкина вписан в узнаваемые бытовые контексты — с ямщиками, колокольчиками, метелью — и, главное, с желанием вырваться из бесконечного путешествия. «Зимняя дорога», «Дорожные жалобы» и «Бесы» складываются стихийный цикл, который от текста к тексту становится темнее и тревожнее. В «Дорожных жалобах» размышление о невеселом будущем скорее ироническое:

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

И в конце есть надежда, что герой все же доберется домой.

❄️ В «Зимней дороге» скука замыкает все в утомительный круг, выход из него вроде бы есть — «Завтра к милой возвратясь, / Я забудусь у камина» — но после этих строк продолжается движение по кругу, тот же однозвучный колокольчик и отуманенный «лунный лик».

🌔 А в «Бесах» практически тот же антураж зимней дороги превращается в место действия страшной сказки: луна уже «невидимка», и к концу стихотворения становится только страшнее, герой окружен роем бесов, чей визг надрывает сердце.

🌚 Может быть, самый загадочный из текстов этого времени — «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830):

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...

🕰 Здесь те же мотивы, что в «дорожных стихах», — скука, часы, монотонность — соединились с сильным мифологическим подтекстом. Парка, богиня судьбы, впервые является в таком странном обличье. Стихотворение точно воспроизводит физические и психологические эффекты бессонницы, когда все едва слышные звуки становятся заметны, — и из них рождается поток вопросов о самом важном, о смысле.

Остановимся подробнее на пушкинской «Осени», текст которой, пусть и обрывками, все наверняка помнят. Замечательно это стихотворение тем, что его можно читать и как пейзаж, и как философствование, и как описание творческого процесса, и как сон.

🍂 «Осень» — это «отрывок». Фрагмент, отрывок — один из типично романтических жанров. Романтики ценили незавершенность и недосказанность и считали, что отдельное сильное мгновение важнее развернутой большой истории. У Пушкина, однако, текст разворачивается во множестве подробностей, вроде бы совсем не романтических.

💛 На поверхности — признание в любви к одному сезону и прямой рассказ о том, чем осень хороша — не вообще, а для одного человека. Пушкин иронически «разоблачает» традиционную символику времен года. Весна — не условная пора цветения и юности, а «вонь, грязь», болезнь и тоска. Зима, о прелестях и опасностях которой читатель Пушкина уже все знает, приятнее, но надоедает. (надоедают и зимние прогулки в санях «с Армидами младыми» — штамп любовной лирики от Вяземского до самого Пушкина). От летнего счастья у безжалостного поэта остались только «зной, да пыль, да комары, да мухи».

📝 И далее все стихотворение стремительно меняет тон почти в каждой строчке — от литературного к бытовому, от одухотворенного к приземленному. В пятой строфе появляется «читатель», и начинается игра уже признанного поэта со своими читателями-друзьями (теми же, которым посвящен «Евгений Онегин») — они призываются в критики и союзники.

🍁 Осень, вопреки образам увядания и смерти, — время возрождения и пробуждения. Этот мотив воплощается снова в двух планах. Сначала провокация: «Я снова жизни полн — таков мой организм /(Извольте мне простить ненужный прозаизм)» — это Пушкин, которого ругали за грубые «прозаизмы» в стихах и который прекрасно знает, что в них его сила и оригинальность.

➡️ Но дальше из прозы рождается поэзия: «Я сладко усыплен моим воображеньем, / И пробуждается поэзия во мне: / Душа стесняется лирическим волненьем». Осень превращается в музу. Мало того, что действует она точно так же, как героиня стихотворения «Я помню чудное мгновенье»: являясь вновь, возвращает к жизни и творчеству. Она еще и сравнивается с «чахоточной девой» — Пушкин отсылает к романтическим образам болезненной красоты и культу ранней смерти.

✍️ Стихотворение предваряет эпиграф из Державинского стихотворения «Евгению. Жизнь Званская». Этот текст о счастье жизни вдали от шума и интриг, о простоте и «прозаичности» вдохновения, конечно, близок Пушкину. Но для «Осени» он выбрал особенную строку: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?» Значит, все это происходит на пороге сна?

⚡️ В конце «Осени» картина действительно меняется резко, как во сне. Откуда взялся корабль с матросами? Вода уже появлялась в метафорах: душа «….ищет, как во сне, / Излиться наконец свободным проявленьем» и «Минута — и стихи свободно потекут». Поэзия не создается, а «течет».

💬 Отточия после «Куда ж нам плыть?» напоминают, что перед нами «отрывок», читателю остается думать, где его продолжение — во сне, в других стихах, а может быть, и в «нас».

📖 Давайте прочитаем стихотворение «Мадона» (1830) и его предысторию.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

👉 Как вы думаете, что меняет в нашем понимании стихотворения знание контекста?

Про стихи Пушкина о смысле поэзии — от чернильницы до алтаря

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;