Александр Пушкин
Драматургия: «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»
Пушкин прекрасно разбирался в театре, был знаком со многими актерами, писал статьи о театре — но его драматургию долго не принимали. Попробуем разобраться, почему так вышло, и познакомимся с главными пьесами.
Поговорим про драматургию Пушкина и начнем с пьесы «Борис Годунов» (1825), которая стала точкой пересечения двух интересов Пушкина — к российской истории и к театру Шекспира.
📜 Пьеса основана на реальных исторических событиях Смутного времени в России на рубеже 16–17 веков. Царствованию Бориса Годунова угрожает самозванец Отрепьев, который выдает себя за погибшего царевича Димитрия. Конфликт сталкивает несколько сил — кроме действий Бориса и Отрепьева, Пушкин показывает сеть политических интриг и вводит народ как самостоятельное действующее лицо.
📚 Версия Пушкина опирается на исторические труды Карамзина и на летописи. Отсюда его версия основного рычага интриги: Борис виновен в смерти царевича и страдает от угрызений совести. Неоднозначность Бориса тоже подсказана Карамзиным, который видел в царе трагическую фигуру.
📝 «Борис Годунов» не сразу получил определение «трагедия»: в черновиках пьеса называлась «Драматическая повесть». Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». Такое несовпадение связано с необычной структурой пьесы: она не соответствует классическим канонам ни трагедии, ни комедии.
👑 Сильнее всего на Пушкина повлияли хроники Шекспира, особенно «Ричард III». Для них характерна свободная композиция, скачки во времени и в пространстве, разноплановые по тону сцены и сложная мотивация персонажей. В центре «Бориса» — шекспировский вопрос о праве на власть и о том, как соотносятся политика и мораль.
📩 Из «Письма о “Борисе Годунове”», пушкинского комментария к пьесе, мы узнаем, что автор иронически относился к театральной условности: законы трагедии «…старались основать на правдоподобии, а оно-то именно и исключается самой сущностью драмы; не говоря уже о времени, месте и проч., какое, черт возьми, правдоподобие может быть в зале, разделенной на две части, из коих одна занята 2000 человек, будто бы невидимых для тех, которые находятся на подмостках».
👥 Персонажей трагедии нельзя разделить на героев и злодеев: на всех лежит вина. Пушкину интересны противоречивые и страстные характеры. Борис отягощен чувством вины почти до безумия, но не может расстаться с властью. Отрепьев — яркий авантюрный герой. Марина Мнишек, пушкинская леди Макбет, охвачена честолюбием как романтической мечтой. Пушкин писал, что хотел бы еще вернуться к этому образу.
🔀 Линии событий, которые ведут к финальному воцарению Самозванца, причудливее, чем в классических трагедиях. В пушкинской концепции истории есть место случаю, стечению обстоятельств. Как и позже в «Капитанской дочке», Пушкина привлекает идея самозванства, тотального обмана. Лжедмитрий побеждает, потому что на нем сходятся интересы бояр и поляков, согласных на спектакль — как до него власть Бориса держалась на другом обмане, сокрытии преступления.
🧑🌾 «Народ» — наиболее сложный персонаж пьесы. Он вроде бы напоминает по функции хор в античной трагедии — но у Пушкина комментарии «Народа» разрозненные и растерянные. Смысл его присутствия раскрывается в последних ремарках трагедии. Народу сообщают о смерти жены и сына Годунова (на самом деле убитых боярами) — в ответ «Народ в ужасе молчит». А в ответ на требование приветствовать нового царя — «Народ безмолвствует». Действие это или бездействие, отвращение, страх или равнодушие? Финал остается открытым для противоположных прочтений.
🗯 Пушкин считал «Бориса» своей большой удачей, это о нем в письме Петру Вяземскому написаны знаменитые слова: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
«Маленькие трагедии» — цикл из 4 коротких пьес, написанный в 1830 году. Название цикла парадоксально: трагедия по определению должна касаться «больших», высоких вопросов.
🖋 О жанровой традиции напоминает «шекспировский» пятистопный ямб, которым, как и пьесе «Борис Годунов», написаны все части цикла. Место действия — Западная Европа в разные эпохи, от средних веков до конца 18 века. В остальном связь между пьесами условная, их можно читать и по отдельности, и в произвольном порядке.
Давайте узнаем, о чем каждая из трагедий 👇
📘 «Скупой рыцарь». В условном средневековом антураже разрастается конфликт между отцом и сыном. Молодой рыцарь Альбер жалуется герцогу на своего отца — богатого барона, который отказывается делиться своими сокровищами. Конфликт едва не доходит до поединка отца и сына, но барон умирает.
🗣 В центре пьесы — монолог скупца, охваченного страстью к золоту. «Ужасный век, ужасные сердца!» — восклицает герцог в конце пьесы, оставляя читателя с вопросом, изменились ли люди со времен рыцарей.
📗 «Моцарт и Сальери». Пушкин использовал в пьесе и сделал популярной легенду о том, Моцарта из зависти отравил другой композитор — Антонио Сальери. Во время Пушкина уже было известно, что реальный Сальери невиновен — эта пьеса не об исторической правде.
👥 Сальери и Моцарт — противоположные типы творцов. С точки зрения рационального труженика Сальери, который «поверил алгеброй гармонию», беспечный гений Моцарта — фатальная несправедливость. Моцарт, однако, не так уж беспечен: его преследует страх перед «человеком в черном», заказчиком «Реквиема».
📕 «Каменный гость». Пушкин написал свою версию «вечного сюжета» о Дон Жуане. Главным стимулом была опера Моцарта, но пушкинский Дон Жуан отличается от всех своих предшественников. Из классических эпизодов осталась только мрачная развязка: героя убивает статуя Командора, у Пушкина — мужа Доны Анны, убитого героем. Анна в пьесе — подлинная любовь бывшего соблазнителя, который гибнет на пороге счастья.
📙 «Пир во время чумы». Пьеса основана на одной сцене из большой драматической поэмы Джона Уилсона «Чумной город». Пушкин заимствовал имена персонажей и ситуацию: во время лондонской чумы 1665 года герои устраивают богохульное пиршество и поют песни. Сохранив эту рамку, Пушкин написал совершенно другой текст.
📢 Самая известная его часть — «Гимн в честь чумы», который поет Председатель — романтический гимн дерзости и риску. Пушкин рифмует чуму с зимой, вписывая ее в круг своих любимых тем. Это единственная из четырех пьес, в которой смерть не персонифицирована, а воплощена во всеобщей катастрофе.
📖 «Маленькие трагедии» не были предназначены для постановки, это пьесы для чтения. В них нет списка действующих лиц, и события словно вырваны из более широкого контекста. В каждой пьесе за очевидным конфликтом — спорами персонажей, убийствами, вызовами — виден другой, более глубокий. Герои в своих репликах воспроизводят все значимые для Пушкина оппозиции — судьба и случай, свобода и закон, хаос и порядок.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Несмотря на количество текстов, драматургию Пушкина театр не принимал очень долго. Пушкинские пьесы считались «несценичными». При жизни автора состоялась только одна постановка «Моцарта и Сальери» в 1823 году, но не имела успеха.
🎭 Первая постановка «Бориса Годунова» состоялась только в 1870 году в Петербурге в Александринском театре. Спектакль продержался недолго, как и несколько последующих попыток в московских театрах.
🧐 Станиславский ставил в МХТ «Бориса Годунова», «Моцарта и Сальери», «Каменного гостя» и «Пир во время чумы». По отзывам критиков, театральный почерк Станиславского казался слишком тяжеловесным для пушкинских текстов, а актерская техника не подходила для стихотворных пьес. Запомнилась только работа Александра Бенуа как художника-постановщика «Маленьких трагедий».
✨ Проклятие несценичности «Маленьких трагедий» первым преодолел театр им. Вахтангова в постановке Евгения Симонова 1959 году. А самой успешной постановкой советских времен стал спектакль Леонида Вивьена в Александринском театре (1962), который прожил несколько десятилетий с разными актерскими составами. Сохранилась запись телеверсии 1966 года.
⚡️ Из новейших постановок цикла резонансной была версия Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» в 2017 году.
📽 В кино событием стала экранизация Михаила Швейцера (1979), в которой «Маленькие трагедии» вписаны в рамку сцен с импровизатором из «Египетский ночей» (его играет Сергей Юрский). Дон Гуан в этом фильме стал последней киноролью Владимира Высоцкого.
🎞 Есть также полуанимационный фильм-фантазия Ирины Евтеевой (2009).
🏛 Судьба «Бориса Годунова» складывалась еще труднее. Опера Мусоргского весь 20 век была гораздо популярнее драматических спектаклей. Интересно, что ее выбрали для дебюта в оперном театре сразу два великих кинорежиссера — Андрей Тарковский и Александр Сокуров.
🎵 След в истории драматического театра оставил спектакль 1982 года в театре на Таганке Юрия Любимова, с участием фольклорного ансамбля Дмитрия Покровского). Есть видеозапись 1999 года.
⭐️ В 21 веке «Бориса» стали ставить гораздо чаще. За последние годы к нему обращались Эймунтас Някрошюс, Николай Коляда, Константин Богомолов.
🎬 Классическую экранизацию «Бориса Годунова» снял в 1986 году Сергей Бондарчук. А в 2011 году вышел фильм Владимира Мирзоева, в котором действие перенесено в современность.
1. А. Бенуа. Эскиз декорации к «Пиру во время чумы», 1914
2. «Борис Годунов», реж. Петер Штайн, театр «Et cetera », 2015
3. «Борис Годунов», реж. Эймунтас Някрошюс, Национальный драматический театр Литвы, 2015.
4. Опера «Борис Годунов», реж. Андрей Тарковский, Ковент Гарден, 1982
5. «Маленькие трагедии» («Каменный гость»), реж. Кирилл Серебренников, Гоголь-центр, 2017
6. «Пушкин. Очень маленькие трагедии» в театре кукол, реж. Алексей Лелявский, Минск, 2019
🎬 Давайте посмотрим «Моцарта и Сальери» в фильме Михаила Швейцера.
Время просмотра — 34:23–01:11:00
👉 Как воплощается конфликт пьесы в визуальном языке и в актерских работах?
О пьесе «Сцены из рыцарских времен»
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день