Рафаэль Санти
Истоки Высокого Ренессанса в работах Рафаэля
Рафаэль учился у Пьетро Перуджино, но быстро превзошел своего мастера. В этой части узнаем, что особенного было в ранних работах.
Рафаэль
1. Мадонна с младенцем, 1498
2–4. Коронование св. Николы из Толентино, фрагменты, ок. 1500
5. Коронование св. Николы из Толентино, этюд, ок. 1500
Рафаэль с ранних лет показал удивительный талант художника. Доказательством служат фреска «Мадонна с младенцем» и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.
👩 «Мадонна с младенцем». Фреска очень сдержана по колориту, но в ней уже есть черты Высокого Ренессанса. Это особенно видно по образу Богоматери: она показана не отстраненной, а живой женщиной, которая с нежностью прижимает ребенка к груди. Младенец трогательно к ней прильнул. В этом теплом образе уже чувствуется гениальность 15-летнего Рафаэля.
👑 «Коронование св. Николы из Толентино». По изображению ангела видно, что в алтарном образе есть черты Кватроченто — холодные яркие оттенки цвета, необычный наклон головы, тщательно прописанные волоски и декоративность. Одна из первых работ Рафаэля в статусе мастера плохо сохранилась: ее распилили на несколько частей, которые хранятся в разных местах.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Пьетро Перуджино. Обручение Девы Марии Иосифу, 1502–1504
2. Рафаэль. Обручение Девы Марии Иосифу, 1504
С 1501 по 1504 Рафаэль учился в Перудже у Пьетро Перуджино. В этот период работы Перуджино заметно влияют на Рафаэля, но ученик уже превосходит учителя.
Сравним две фрески на один сюжет — «Обручение Девы Марии Иосифу», выполненные Перуджино и Рафаэлем 👇
*По преданию, за руку Марии боролись несколько претендентов, которые пришли в храм с деревянными посохами. У Иосифа посох чудесным образом расцвел, что стало символом его избранности.
📏 Перуджино. Все детали тщательно выписаны, как у кватрочентистов. Священник в центре делит композицию ровно на две части. Мария и Иосиф стоят по бокам от него в одинаковых позах. Группы людей слева и справа уравновешивают композицию. На заднем плане мы видим площадь и симметричный храм в самом центре.
〰️ Рафаэль. Чувствуется влияние работы Перуджино, но картина выглядит живее. Люди в более естественных, непринужденных позах. Мария и Иосиф смещены вправо. Священник наклонил голову и поддерживает запястье Иосифа, помогая надеть кольцо на палец Марии — очень живой, человеческий жест. Справа один из претендентов с досадой ломает посох об колено. Много визуальных рифм: полукруглые формы храма и арки, купол повторяет верхний контур картины, люди стоят дугой. Все вместе делает сцену более динамичной.
О влиянии Перуджино на Рафаэля
1. Микеланджело. Давид, 1501–1504
2. Леонардо да Винчи. Мона Лиза, 1503–1519
Обучение в Перудже — один из этапов становления Рафаэля. Окончательно его гений проявляется после переезда во Флоренцию.
Что переезд дал Рафаэлю 👇
🗡 После изгнания Медичи Флоренция снова стала демократической республикой. Медичи вернули власть только в 1512 году. В республике процветал дух свободы, силы человеческой личности, который еще больше усилил творческую и интеллектуальную атмосферу.
🖼 Флоренция — центр Высокого Ренессанса. Здесь находятся две вершины Возрождения: статуя Давида, созданная Микеланджело, и «Джоконда» Леонардо да Винчи.
🟠 Рафаэль сразу вписывается в круг художников и интеллектуалов. Он очарован «Джокондой», близко общается с Леонардо, который становится для него ориентиром. Во Флоренции Рафаэль создает много портретов и знаменитых изображений Богоматери.
Мы поговорили о раннем периоде в творчестве Рафаэля, который он провел в мастерской Пьетро Перуджино. Предлагаем внимательно рассмотреть и сравнить две картины на сюжет «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем», написанные художником и его наставником.
Подумайте, в чем сходство и различие между двумя работами? Какая картина вам нравится больше и почему?
Первая картина принадлежит кисти Рафаэля, вторая — Перуджино.
1. Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем
2. Пьетро Перуджино. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день