angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рафаэль Санти

Истоки Высокого Ренессанса в работах Рафаэля

Рафаэль учился у Пьетро Перуджино, но быстро превзошел своего мастера. В этой части узнаем, что особенного было в ранних работах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусства. Просто о важном»

Рафаэль

1. Мадонна с младенцем, 1498
2–4. Коронование св. Николы из Толентино, фрагменты, ок. 1500
5. Коронование св. Николы из Толентино, этюд, ок. 1500

Рафаэль с ранних лет показал удивительный талант художника. Доказательством служат фреска «Мадонна с младенцем» и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

👩 «Мадонна с младенцем». Фреска очень сдержана по колориту, но в ней уже есть черты Высокого Ренессанса. Это особенно видно по образу Богоматери: она показана не отстраненной, а живой женщиной, которая с нежностью прижимает ребенка к груди. Младенец трогательно к ней прильнул. В этом теплом образе уже чувствуется гениальность 15-летнего Рафаэля.

👑 «Коронование св. Николы из Толентино». По изображению ангела видно, что в алтарном образе есть черты Кватроченто — холодные яркие оттенки цвета, необычный наклон головы, тщательно прописанные волоски и декоративность. Одна из первых работ Рафаэля в статусе мастера плохо сохранилась: ее распилили на несколько частей, которые хранятся в разных местах.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Пьетро Перуджино. Обручение Девы Марии Иосифу, 1502–1504
2. Рафаэль. Обручение Девы Марии Иосифу, 1504

С 1501 по 1504 Рафаэль учился в Перудже у Пьетро Перуджино. В этот период работы Перуджино заметно влияют на Рафаэля, но ученик уже превосходит учителя.

Сравним две фрески на один сюжет — «Обручение Девы Марии Иосифу», выполненные Перуджино и Рафаэлем 👇

*По преданию, за руку Марии боролись несколько претендентов, которые пришли в храм с деревянными посохами. У Иосифа посох чудесным образом расцвел, что стало символом его избранности.

📏 Перуджино. Все детали тщательно выписаны, как у кватрочентистов. Священник в центре делит композицию ровно на две части. Мария и Иосиф стоят по бокам от него в одинаковых позах. Группы людей слева и справа уравновешивают композицию. На заднем плане мы видим площадь и симметричный храм в самом центре.

〰️ Рафаэль. Чувствуется влияние работы Перуджино, но картина выглядит живее. Люди в более естественных, непринужденных позах. Мария и Иосиф смещены вправо. Священник наклонил голову и поддерживает запястье Иосифа, помогая надеть кольцо на палец Марии — очень живой, человеческий жест. Справа один из претендентов с досадой ломает посох об колено. Много визуальных рифм: полукруглые формы храма и арки, купол повторяет верхний контур картины, люди стоят дугой. Все вместе делает сцену более динамичной.

1. Микеланджело. Давид, 1501–1504
2. Леонардо да Винчи. Мона Лиза, 1503–1519

Обучение в Перудже — один из этапов становления Рафаэля. Окончательно его гений проявляется после переезда во Флоренцию.

Что переезд дал Рафаэлю 👇

🗡 После изгнания Медичи Флоренция снова стала демократической республикой. Медичи вернули власть только в 1512 году. В республике процветал дух свободы, силы человеческой личности, который еще больше усилил творческую и интеллектуальную атмосферу.

🖼 Флоренция — центр Высокого Ренессанса. Здесь находятся две вершины Возрождения: статуя Давида, созданная Микеланджело, и «Джоконда» Леонардо да Винчи.

🟠 Рафаэль сразу вписывается в круг художников и интеллектуалов. Он очарован «Джокондой», близко общается с Леонардо, который становится для него ориентиром. Во Флоренции Рафаэль создает много портретов и знаменитых изображений Богоматери.

Мы поговорили о раннем периоде в творчестве Рафаэля, который он провел в мастерской Пьетро Перуджино. Предлагаем внимательно рассмотреть и сравнить две картины на сюжет «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем», написанные художником и его наставником.

Подумайте, в чем сходство и различие между двумя работами? Какая картина вам нравится больше и почему?

Первая картина принадлежит кисти Рафаэля, вторая — Перуджино.

1. Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем
2. Пьетро Перуджино. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;