Рафаэль Санти
Рафаэлевские Мадонны: символ эпохи
Мадонны Рафаэля узнаваемы и уникальны, поэтому их называют «Рафаэлевскими». В этой части разберемся в их умиротворенных образах.
Начнем с Мадонны Грандука 👇
🟤 Изначальный замысел картины был другим. Судя по эскизам, она должна была быть заключена в тондо — круглую раму. Мадонна и младенец смотрят в разные стороны, а пейзаж едва намечен — он не помещается в круг.
🟫 В результате картина получилась вертикальной. Мадонна в полный рост с младенцем Иисусом на руках лучше вписывается в прямоугольник, чем в круг. Взгляд Мадонны задумчив, как и на эскизе. Она держит ребенка обеими руками, будто приносит его в жертву.
➰ Окружности на картине сохранены. Овальное лицо Богоматери, локоть от плеча к руке, складки — все это рифмуется с формой нимба. На нимбе Христа — крест, отличительная черта бога. Но Рафаэль скругляет и его, превращая во что-то вроде лепестков.
💨 Рафаэль использует сфумато: Богоматерь будто выходит из густой тени, дымка обволакивает лицо, делая его еще более задумчивым.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяТеперь перед нами «Прекрасная садовница».
Что о ней важно знать 👇
👶 Сюжет. На картине изображена сцена из апокрифов о том, что Иисус и Иоанн Креститель встречались в детстве — и Иоанн узнал будущего Спасителя.
🖼 Гармоничный пейзаж. Выверенная композиция показывает несколько планов разных цветов: люди, потом растения, и на горизонте скалы и камни. Так выстраивается мировой порядок. Пейзаж постепенно тает в дымке.
⛅️ Плавные переходы света и тени. Эта картина — один из образцов идеала и гармонии Ренессанса. Рафаэль — это не печаль, не радость, а умиротворение.
Завершим часть «Сикстинской Мадонной». Рафаэль написал ее для небольшой церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце. Не самый важный заказ подарил шедевр, ставший одним из символов Ренессанса.
Почему так получилось 👇
✝️ Насыщенная сцена. Слева Святой Сикст II, справа Святая Варвара, внизу ангелы. В центре навстречу нам идет Мадонна и несет на руках дитя. Сикст правой рукой указывает на зрителей, как бы говоря, что Иисус пришел всему миру во спасение. Святые благоговеют перед Богоматерью: Сикст II снял папскую тиару, а Святая Варвара даже не смеет поднять взгляд.
👁 Все персонажи связаны. Богоматерь смотрит на нас, Сикст — на Богоматерь, мафорий — платок на ее голове — ведет наш взгляд к Святой Варваре, а та смотрит на ангелов. Подобный прием использовал Леонардо в «Мадонне в скалах». Картина становится более живой и интересной.
🔺 Композиция вписана в треугольник. Это подчеркивает занавес по краям. При этом Рафаэль использует любимую форму овала: головы Богоматери, Сикста II, Святой Варвары и ангелов образуют овал, который подчеркивается линиями тиары, мафория, складками одежды.
☁️ Божественный и земной миры в гармонии. Рафаэль реалистично показал воздух и облака, Богоматерь отбрасывает на них тень. Занавески тоже делают изображение приближенным к реальности. Для художника наш мир столь же гармоничен и прекрасен, как мир небесный.
Этот урок мы посвятили изучению творчества и личности Рафаэля Санти — одного из самых важных мастеров Высокого Возрождения.
Потренируйтесь отличать работы художника в нашем тренажере.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день