angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рафаэль Санти

Как прочитать особенности эпохи по картинам Рафаэля

Портреты Рафаэля — отражение традиций того времени. Узнаем, почему они напоминают «Джоконду», чем примечательны и зачем в них изображать единорога.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Рафаэль. Дама с единорогом, 1505–1506

Поговорим о портретах Рафаэля. И начнем с «Дамы с единорогом», написанной в первые годы после переезда во Флоренцию.

Чем интересен этот портрет 👇

👩 Композиция копирует «Джоконду». Тот же разворот фигуры, девушка сидит на фоне окна, за ее спиной нейтральный пейзаж. Мы знаем, что у «Джоконды» тоже были колонны по краям, но позже их обрезали. К моменту написания «Дамы с единорогом» шедевр Леонардо еще не был завершен, но даже в таком виде смог вдохновить Рафаэля.

🦄 Единорог — символ целомудрия. По легенде, приручить единорога может только девственница. Портреты с такой символикой могли быть предсвадебными — их приносили в дом жениха, если обручение происходило заочно.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Рафаэль. Парный портрет супругов Дони, 1506

Теперь перед нами «Парный портрет супругов Дони» — Аньоло и Маддалены. Здесь тоже не обошлось без влияния «Джоконды».

Присмотримся к портретам 👇

👥 Парные портреты супругов — частый жанр того времени. Это отдельные картины, но вешали их обычно в одном помещении.

👨 Аньоло показан интеллектуалом. Это успешный торговец тканями и коллекционер, который уважает художника, интересуется искусством. Мы видим его умный, проникновенный взгляд, локоть лежит на парапете.

👩 Маддалена сидит в позе «Джоконды». Но если Леонардо стремился свести всех персонажей к одному идеализированному образу, Рафаэль сохраняет портретные черты и даже эмоции. Юная Маддалена с мужем совсем разные, и она не в восторге от того, что ей приходится позировать — мы легко это считываем.

🔎 Большое внимание уделено деталям. Интерес к фактурам и поверхностям, игре света на них — влияние Кватроченто и нидерландской школы, с которой Рафаэль был хорошо знаком. Красивые узоры на тканях — отсылка к торговле Дони. Идеальный мир «Джоконды» не так детализирован.

🟠 Краски и линии притягивают взгляд. Высокий Ренессанс любит круг как идеальную фигуру. На портрете Маддалены округлые плечи рифмуются с овалом лица, вырезом платья, формой груди. Пышные рукава — самостоятельная деталь одежды того времени: к одному и тому же платью можно было подвязать разные, попроще или подороже, в зависимости от повода.

Рафаэль. Женский портрет (немая), 1507

Завершаем эту часть портретом «Немая». Мы не знаем, кто на нем изображен — отсюда и название. Возможно, это бедная вдова при флорентийском дворе. «Немая» тоже напоминает «Джоконду», но наполнена совсем другими смыслами.

Давайте разберемся, в чем уникальность портрета 👇

👁 Спокойный, таинственный образ. Женщина проникновенно смотрит нам прямо в глаза. Темный фон вместо природы акцентирует внимание на ней.

👗 Одета очень скромно. Простое платье, обычные рукава — вспомните, какие богатые рукава были у Маддалены Дони.

🎨 Реалистичность. Завязки на рукавах потрепаны, из концов торчат нитки. Из прически, прикрытой вуалью, выбилось немного волос — это оживляет образ. Такого «неидеального» реализма мы ожидаем от Караваджо, художников 19 века — но не от Высокого Ренессанса.

🧩 Рафаэль вдохновляется разными идеями — но применяет их по-своему. Безусловно, в его работах чувствуется влияние Леонардо, Кватроченто, голландской живописи, но художник свободен в своем выборе приемов и решений.

О роли рисунка во флорентийском искусстве и картинах Рафаэля

Рафаэль

1. Рисунки женских голов, 1507–1520
2. Рисунок обнаженной фигуры, 1515

В качестве тренировки предлагаем взглянуть на два портрета Рафаэля — портрет урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро и его супруги Елизаветы Гонзага.

Что, по вашему мнению, объединяет эти работы? Как бы вы доказали, что это парные портреты?

Рафаэль

1. Портрет Елизаветы Гонзага, ок.1504
2. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро, ок.1506

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;