angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рафаэль Санти

Портреты римских пап и автопортрет Рафаэля

Рафаэль писал по заказу Ватикана, повлиял на развитие автопортрета и парных портретов. Поговорим об особенностях творчества художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

В прошлой части мы предложили вам проанализировать, почему портреты урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро и его супруги Елизаветы Гонзага — парные. Теперь делимся с вами своим вариантом.

Почему эти портреты парные 👇

👤 Одинаковый ракурс изображения фигур. Выражения лиц максимально спокойные и отрешенные.

Общий пейзаж за спинами. Линия холма справа в портрете Гвидобальдо будто продолжается в портрете Елизаветы.

🦂 В портрете Елизаветы Гонзага больше интересных подробностей. Украшение в виде скорпиона на лбу — возможно, знак зодиака. А загадочная надпись на окантовке лифа платья напоминает шифр. Однако Рафаэль — не Леонардо, и не увлекался сложным шифрованием. В других его работах подобных ребусов не встречается.

1. Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1514
2. Рубенс. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1630
3. Рембрандт. Автопортрет, 1640

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжаем говорить о портретах Рафаэля. Теперь перед нами поздняя работа художника — «Портрет Бальдассаре Кастильоне».

✍️ Бальдассар Кастильоне — писатель, дипломат, политический деятель. Служил в дипломатических миссиях при разных итальянских дворах. Автор трактата «Придворный», в котором описаны идеальный черты аристократа, человека при дворе. Он должен уметь вести светскую беседу, рассуждать о музыке и математике, играть на нескольких музыкальных инструментах — словом, быть человеком Возрождения.

👤 На портрете Кастильоне воплощает образ из своего трактата. Он сидит в идеальной позе, в правильной одежде, смотрит спокойно и с достоинством.

👨‍🎨 Портрет повлиял на многих художников. Рубенс сделал копию, а Рембрандт — эскизы, на основе которых написал несколько автопортретов.

О Елизавете Гонзага и Бальдассаре Кастильоне

Рафаэль

1. Портрет папы Юлия II, 1511
2. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси, 1518

Рафаэль писал портреты в разные периоды своего творчества. Уже работая в Риме по заказу Ватикана, он создал портреты двух Римских Пап — Юлия II и Льва X.

Посмотрим их внимательнее 👇

🔸 Портрет Юлия II. Рафаэль честно показывает внешность и возраст: обвислые щеки, нависшие брови, морщинистые руки — и в то же время получается красивый глубокий образ, который вызывает восхищение. Такой тип портрета Папы с поколенным срезом стал каноном на несколько десятилетий.

🔹 Портрет Льва X. В «Портрете Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» Рафаэль сочетает тонкий психологизм и внимание к деталям. Папа показан любителем и ценителем искусства. Перед ним роскошная Библия с искусным тиснением, украшенная закладкой, ювелирными деталями. Тщательно переданы бархат мантии, металл колокольчика. В набалдашнике на спинке кресла отражается свет из окна.

Рафаэль. Автопортрет, 1506

Завершаем разговор о портретах автопортретом Рафаэля. Он написал его еще во Флоренции, в 1506 году.

Почему эта работа повлияла на многих художников 👇

✍️ Подпись автора. Для Ренессанса подписанный автопортрет — большая редкость. Обычно художники не делали акцента на себе — поэтому мы не уверены, например, в автопортрете Боттичелли. Рафаэль сразу заявляет, что написал себя.

🟫 Лаконичность. Вместо акцента на фоне, одежде, деталях, внимание сосредоточено на внутреннем мире художника.

👨‍🎨 Образ художника. Мечтательный вид, задумчивый взгляд. Художник смотрит не на зрителя, а скорее в себя. Получился лирический образ интеллектуального человека.

Влияние. Большинство художников пишут автопортреты под влиянием Рафаэля — и в 17, и в 20 веке: с мечтательным видом, чуть приподнятым подбородком. Рафаэль создал канонический образ творческого человека.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;