Раннее Возрождение
Другие изобретения этого времени
Раннее Возрождение подарило искусству много нового: от симметрии в композициии до масляных красок. В этой части обсудим все изобретения Ренессанса.
1. Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 1490
2. Пьетро Перуджино. Святой Себастьян, 1495
Поговорим об изобретениях, которыми Кватроченто обогатило европейскую живопись. Начнем с человеческих пропорций — и опять не обойдется без древних греков.
🏛 Человек для античности — материально-чувственный космос. Тело не просто сосуд для души, а личность — сочетание духовного и материального. Отсюда в Древней Греции такой культ телесной красоты, а у античных скульпторов — мастерство в ее изображении.
👁 Раннее Возрождение возвращает античный взгляд на тело. Его интересует божественное и прекрасное внутри и снаружи. Знаменитый «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи с идеальными пропорциями создан по работам Витрувия — римского архитектора и ученого.
🏹 Святой Себастьян. Образ христианского мученика, убитого солдатами-сослуживцами, был очень популярен в европейской живописи еще до Раннего Ренессанса. Канонически его изображают в набедренной повязке — так писали только Адама и Иисуса. У кватрочентистов стрел в обнаженном теле Святого Себастьяна постепенно становится все меньше — художники учатся правильным пропорциям человека, а стрелы мешают показывать тело полностью.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь поговорим про композицию. Художники Раннего Ренессанса уделяли особое внимание симметрии, которая встречается и в античном, и в средневековом искусстве.
⚖️ Кватроченто создает правильную и уравновешенную композицию. В мире Возрождения все логично и гармонично. На картине можно провести вертикальную линию по центру: правая и левая части уравновесят друг друга — вплоть до абсолютной симметрии.
👥 Все фигуры выстроены в ряд и находятся на одном уровне: по их головам можно провести практически прямую линию. Люди при этом могут быть написаны на разном расстоянии от зрителя. Этот принцип называется изокефалия (от греч. «равный») и встречается еще на античных рельефах. Там это было важно для ритма. В Ренессансе изокефалия получает еще и философский смысл: все равны перед Творцом.
Художники Раннего Возрождения стремятся показать мир максимально реалистичным и близким к правде. Поэтому Кватроченто переходит к технике масляной живописи, которая позволяет передавать богатство фактур и оттенков. Масляная техника постепенно вытесняет темперную.
Разберемся, в чем их разница 👇
🥚 Темпера — краска из сухих порошковых пигментов разных цветов и соединяющей эмульсии — чаще всего это яичный желток. Технология темперных красок известна тысячи лет.
🎨 Масляные краски в качестве эмульсии используют растительное масло. Это делает цвета более сочными и насыщенными. Масло позволяет передать богатство оттенков, фактуру, объем, игру света и тени.
🔴 Художники Раннего Ренессанса только учатся писать маслом. Их картины легко узнать: цвета яркие, но между ними нет рефлексов, они будто существуют каждый по отдельности. Поэтому картины смотрятся ярко, но холодно.
О появлении масляной краски в Италии
В качестве задания предлагаем внимательно рассмотреть и сравнить две картины на канонический сюжет «Мария с Младенцем и ангелами».
Подумайте, какая алтарная картина была написана раньше? В чем отличие в изображении композиции, передаче перспективы и пропорций фигур?
Первая картина принадлежит кисти Мазаччо, вторая — Филиппо Липпи.
1. Мазаччо. Мадонна с младенцем
2. Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день