Раннее Возрождение
Художники в поисках прямой перспективы
В этом уроке увидим, как обратная перспектива сменилась прямой — и зритель наконец-то смог увидеть картину глазами героя.
1. Проторенессанс. Дуччо. Мадонна Ручеллаи, 1285
2. Кватроченто. Сандро Боттичелли. Поклонение Волхвов, 1482
Поговорим о прямой перспективе, которую открыло Раннее Возрождение. Она пришла на смену обратной перспективе византийских икон и итальянских алтарных картин.
Для начала поймем, чем эти перспективы отличаются 👇
🔻 Обратная перспектива. В алтарной картине все линии расходятся. Так показан божественный мир вечности и бесконечности — расходящиеся в стороны линии подчеркивают это. Сходятся линии не в изображении, а на зрителе — потому что не мы смотрим на божественный мир, а он смотрит на нас.
🔺 Прямая перспектива. Человек Ренессанса — главный герой в этом мире и смотрит на мир своими глазами. Предметы в нем, удаляясь, уменьшаются, а линии сходятся на горизонте. Художники Кватроченто пытаются воспроизводить этот эффект на плоской поверхности — стене, дереве, холсте. Соблюдение законов перспективы — важнейшая черта нового искусства.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Джотто. Благовещение святой Анне, 1304–1306
2–3. Санта-Мария-дель-Фьоре, купол 15 века
4. Пьетро Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру, 1482
Прямая перспектива кажется чем-то естественным для человеческого глаза — ведь именно так мы видим окружающий мир. Но художникам потребовалось время, чтобы научиться передавать это в живописи.
Как это происходило 👇
📐 Первые опыты в прямой перспективе делал еще Джотто. Мастер 14 века отказался от обратной перспективы в пользу более реалистичного изображения пространства.
📜 Теоретические законы перспективы создал архитектор Филиппо Брунеллески в 1420 году, работая над куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Художникам для работы необходимы были знания физики и геометрии.
🎓 Статус художника вырос. Теперь это не простой ремесленник, как сапожник или столяр — он интеллектуальная элита, ученый, постигающий загадки мироздания.
🗝 «Вручение ключей апостолу Петру». Фреска Пьетро Перуджино — пример проработанной прямой перспективы: расчерченные линии помогают художнику вести взгляд зрителя снизу вверх и от краев к центру.
1. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Атака Никколо да Толентино, 1456–1460
2. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Поражение Бернардино делла Карда, 1456–1460
3. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Атака Микелетто да Котиньола, 1456–1460
4. Андреа Мантенья. Мертвый Христос, 1480
Разрабатывая технику прямой перспективы, художники Кватроченто работали методом проб и ошибок.
Вот пара примеров таких экспериментов 👇
🐴 «Битва при Сан-Романо». Паоло Уччелло написал серию из трех картин с фигурами людей и лошадей. Он пытается показать коня объемно, поэтому часть тела находится на одном плане, а часть на другом. Художник пытается правильно рассчитать пропорции животного, но получается не очень удачно.
✝️ «Мертвый Христос». Картина Андреа Мантенья показывает Иисуса на плащанице, после снятия с креста. Ступни находятся прямо перед зрителем, а все тело уходит вдаль. Мантенья тоже испытывает возможности прямой перспективы, чтобы передать реалистичные пропорции.
🎲 Художники Кватроченто много экспериментируют и ошибаются. На первый взгляд их попытки могут показаться наивными, но это подготовило почву для шедевров Высокого Ренессанса.
Об изображении воздуха в картине
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день