angle-down facebook instagram vkontakte warning

Раннее Возрождение

Художники в поисках прямой перспективы

В этом уроке увидим, как обратная перспектива сменилась прямой — и зритель наконец-то смог увидеть картину глазами героя.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»

1. Проторенессанс. Дуччо. Мадонна Ручеллаи, 1285

2. Кватроченто. Сандро Боттичелли. Поклонение Волхвов, 1482

Поговорим о прямой перспективе, которую открыло Раннее Возрождение. Она пришла на смену обратной перспективе византийских икон и итальянских алтарных картин.

Для начала поймем, чем эти перспективы отличаются 👇

🔻 Обратная перспектива. В алтарной картине все линии расходятся. Так показан божественный мир вечности и бесконечности — расходящиеся в стороны линии подчеркивают это. Сходятся линии не в изображении, а на зрителе — потому что не мы смотрим на божественный мир, а он смотрит на нас.

🔺 Прямая перспектива. Человек Ренессанса — главный герой в этом мире и смотрит на мир своими глазами. Предметы в нем, удаляясь, уменьшаются, а линии сходятся на горизонте. Художники Кватроченто пытаются воспроизводить этот эффект на плоской поверхности — стене, дереве, холсте. Соблюдение законов перспективы — важнейшая черта нового искусства.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Джотто. Благовещение святой Анне, 1304–1306
2–3. Санта-Мария-дель-Фьоре, купол 15 века
4. Пьетро Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру, 1482

Прямая перспектива кажется чем-то естественным для человеческого глаза — ведь именно так мы видим окружающий мир. Но художникам потребовалось время, чтобы научиться передавать это в живописи.

Как это происходило 👇

📐 Первые опыты в прямой перспективе делал еще Джотто. Мастер 14 века отказался от обратной перспективы в пользу более реалистичного изображения пространства.

📜 Теоретические законы перспективы создал архитектор Филиппо Брунеллески в 1420 году, работая над куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Художникам для работы необходимы были знания физики и геометрии.

🎓 Статус художника вырос. Теперь это не простой ремесленник, как сапожник или столяр — он интеллектуальная элита, ученый, постигающий загадки мироздания.

🗝 «Вручение ключей апостолу Петру». Фреска Пьетро Перуджино — пример проработанной прямой перспективы: расчерченные линии помогают художнику вести взгляд зрителя снизу вверх и от краев к центру.

1. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Атака Никколо да Толентино, 1456–1460
2. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Поражение Бернардино делла Карда, 1456–1460
3. Паоло Уччелло. Битва при Сан-Романо. Атака Микелетто да Котиньола, 1456–1460
4. Андреа Мантенья. Мертвый Христос, 1480

Разрабатывая технику прямой перспективы, художники Кватроченто работали методом проб и ошибок.

Вот пара примеров таких экспериментов 👇

🐴 «Битва при Сан-Романо». Паоло Уччелло написал серию из трех картин с фигурами людей и лошадей. Он пытается показать коня объемно, поэтому часть тела находится на одном плане, а часть на другом. Художник пытается правильно рассчитать пропорции животного, но получается не очень удачно.

✝️ «Мертвый Христос». Картина Андреа Мантенья показывает Иисуса на плащанице, после снятия с креста. Ступни находятся прямо перед зрителем, а все тело уходит вдаль. Мантенья тоже испытывает возможности прямой перспективы, чтобы передать реалистичные пропорции.

🎲 Художники Кватроченто много экспериментируют и ошибаются. На первый взгляд их попытки могут показаться наивными, но это подготовило почву для шедевров Высокого Ренессанса.

Пьеро делла Франческа. Мадонна ди Сенигаллия, 1474

курс Level One
Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;