angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эпоха Возрождения в литературе

Мигель де Сервантес

«Дон Кихот» — изначально задумывался как пародия, но стал тем произведением, без которого не может существовать мировая литература. Узнаем, в чем секрет успеха и подведем итоги.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Завершаем наш разговор о Возрождении одним из главных произведений эпохи — «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547–1616). Узнаем о том, как менялся замысел романа в процессе его написания.

📗 «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» (1605, 1615) — величайший роман мировой литературы. Если есть на свете романы, без которых мировая литература не существует, то «Дон Кихот» — первый кандидат в этот список.

🛡 Говоря о «Дон Кихоте», следует разделять замысел, сознательно сформулированный Сервантесом, его конечное воплощение и восприятие романа в последующие века.

И вот почему 👇

💡 Изначальный замысел Сервантеса — высмеять рыцарские романы испанского Ренессанса, создав пародийный образ безумного рыцаря.

📜 В процессе создания романа замысел претерпел изменения. Уже в первом томе (1605) автор, сознательно или нет, наградил комического героя — Дон Кихота — трогательным идеализмом и острым умом. Персонаж получился несколько неоднозначным. Он, например, произносил знаменитый монолог об ушедшем золотом веке, который начал такими словами:

«Блаженны времена и блажен тот век, который древние назвали золотым, — и не потому, чтобы золото, в наш железный век представляющее собой такую огромную ценность, в ту счастливую пору доставалось даром, а потому, что жившие тогда люди не знали двух слов: твое и мое. В те благословенные времена все было общее».

✍️ Закончив первый том, Сервантес, казалось, закончил и весь роман. Созданию второго тома помог случай — издание поддельного продолжения «Дон Кихота» авторства некоего Авельянеды. Этот Авельянеда не был столь бездарным автором, каким его объявил Сервантес, однако он извратил характеры героев и, что логично, отправил Дон Кихота в сумасшедший дом.

❇️ Сервантес, и раньше чувствовавший неоднозначность своего героя, тут же принимается за второй том. Он появился в 1615 году, спустя десять лет после создания первого.

📖 Во втором томе романа Сервантес не только акцентировал идеализм, жертвенность и мудрость Дон Кихота, но и подарил мудрость второму комическому герою, Санчо Пансе, который ранее выглядел весьма недалеким.

🆙 Сервантес закончил роман вовсе не так, как его начал. Как писатель он эволюционировал вместе со своими героями — второй том вышел более глубоким, возвышенным, совершенным по форме, чем первый.

Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Весь роман Сервантеса построен на парадоксах. Дон Кихот — один из первых патологических образов в истории литературы. И это смешной герой. Давайте узнаем, почему.

👀 Окружающим людям герой кажется странным, безумным, каким-то «не таким». У него же их слова и поступки вызывают жалость, грусть или искреннее негодование, которое парадоксально соединено со смирением. Роман действительно дает почву для такой трактовки, оголяет и усложняет этот конфликт.

😇 Дон Кихот, несмотря на все насмешки и издевательства, продолжает верить в людей. Он готов страдать за любого человека, готов переносить лишения — с уверенностью, что человек сможет стать лучше, что он выпрямится, прыгнет выше головы.

👤 Сервантес — человек рубежа 16–17 веков, а смех того времени довольно груб. Вспомним Рабле или комические сцены в трагедиях Шекспира. «Дон Кихот» задумывался как комическая книга, и она действительно представлялась комической современникам Сервантеса. Уже при жизни писателя его герои стали, например, персонажами испанских карнавалов. Героя бьют, а читатель смеется.

🤡 Однако по мере чтения «Дон Кихота» у нас возникает ощущение, что автор потихоньку, совсем не сразу проявляет мудрость героя через его безумие — и трагедию через смех. Так что во втором томе перед читателем отчетливо встает вопрос: а кто здесь безумен на самом деле? Точно ли Дон Кихот? Не являются ли умалишенными как раз те, кто издеваются и смеются над благородным идальго? И это не Дон Кихот ослеплен и обезумел в своих детских грезах, а окружающие его люди, неспособные увидеть мир таким, каким его видит этот рыцарь? И последний вопрос: а есть ли тут повод для смеха?

♠️ Акцентирование трагического звучания и философской проблематики романа — целиком заслуга авторов 19 века, романтиков и реалистов. Их интерпретация романа Сервантеса сейчас уже заслонила изначальный замысел писателя. Ее комическая сторона оказывается для нас на втором плане. И тут большой вопрос: что более значимо для истории культуры — мысль самого писателя или то, что мы за ней видим? Дмитрий Мережковский писал о том, что Сервантес не очень понимал, что за шедевр он создал.

⏳ Сервантес создает свой вариант трагической позднеренессансной личности. Дон Кихот Сервантеса — это герой, рискнувший повернуть время вспять. Как и у Шекспира, такое дерзание не может не повлечь за собой трагедии.

Со времени создания «Дон Кихота» прошло четыре столетия. Роман никогда не ускользал от внимания читателей новых поколений. Давайте узнаем, в чем секрет такой популярности и значимости «Дон Кихота».

💭 Все время с момента выхода романа его восприятие менялось. Это связано с тем, что книга постоянно провоцирует все новые и новые вопросы. Пытаясь разобраться с этим текстом, мы никогда не поставим точку. Роман не дает нам никаких окончательных ответов. Наоборот, он постоянно ускользает от любых законченных интерпретаций, заигрывает с читателем, провоцирует его погружаться в смысловую композицию все глубже и глубже. Прочтение этого текста для каждого будет «своим», очень личным, субъективным.

🌀 Это роман, чудесно эволюционирующий вместе с автором на наших глазах. Сервантес углубляет свой замысел не только от первого тома к второму, но и от главы к главе.

🕰 «Дон Кихот» оказался в центре внимания в 17 веке, затем повлиял на многих авторов в эпоху Просвещения (в том числе на Генри Филдинга, одного из создателей современного типа романа), затем вызвал восторг последовательно у романтиков, реалистов, модернистов, постмодернистов.

😥 Со времен литературы романтизма для большинства читателей «Дон Кихот» — это трагическая история о великом идеалисте, которого не понимают и не принимают окружающие его люди.

💛 Образ Дон Кихота оказался очень близок русскому миропониманию. К нему часто обращались наши писатели. Например, князь Мышкин, герой романа Достоевского «Идиот» — это и «князь-Христос», и одновременно Дон Кихот; книга Сервантеса специально упоминается в романе. «Донкихотствующие» герои встречаются у Лескова в романах «Захудалый род» и «Соборяне».

✍️ Тургенев написал блестящую статью, в которой сравнил Дон Кихота и Гамлета. Писатель сформулировал различие двух внешне будто бы похожих героев, надевших на себя маску безумия. Для Тургенева Дон Кихот — это своеобразный экстраверт, который всего себя отдает другим людям, который полностью открыт для мира, тогда как Гамлет, наоборот, — интроверт, который замкнут на самом себе, принципиально отгорожен от мира.

Интерес к Дон Кихоту не пропадает и сейчас. Мы советуем посмотреть современную вариацию сюжета — фильм Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота», который режиссер снимал около 20 лет.

Предлагаем пройтись по всей эпохе Возрождения в формате игры и проверить свое литературное чутье.

В этом уроке мы изучали эпоху Возрождения и ее главные произведения. Давайте подведем итоги.

👉 Возрождение берет начало в 14 веке во Флоренции, к 15 веку охватывает всю Италию, а на протяжении 16 века — всю Европу.

❇️ Черты Возрождения: преобладание развитой городской культуры, гуманизм, эстетический интерес к телу, бурное развитие новой науки и светской литературы.

👥 Главные имена в литературе Возрождения:

🇮🇹 Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Микеланджело Буонаротти, Николо Маккиавелли, Торквато Тассо;

🇫🇷 Франсуа Рабле, Мишель Монтень;

🇪🇸 Мигель де Сервантес, Лопе де Вега;

🇬🇧 Джеффри Чосер, Томас Мор, Кристофер Марло, Уильям Шекспир, Эразм Роттердамский, Себастьян Брант, Ганс Сакс.

❤️ В конце 13 века во Флоренции возникает поэтическая школа «нового сладостного стиля» («дольче стиль нуово»), которая возводила в культ мистическую любовь. Один из главных поэтов нового сладостного стиля — Данте. Любовь Данте к Беатриче вдохновила его на написание двух его главных сочинений — «Новой жизни» (1283–1293) и «Божественной комедии» (1308–1321).

✍️ Новаторство Данте в том, что он создает свою классификацию грехов и добродетелей, распределяет по Аду, Чистилищу и Раю всех, кого знает в истории, литературе, политике, исключительно по своему усмотрению.

📌 Один из главных жанров эпохи Возрождения — сонет, стихотворение из 14 строк. Первый из известных сонетов был написан поэтом сицилийской школы Якопо да Лентини в втором-третьем десятилетиях 13 века.

📗 «Декамерон» Джованни Боккаччо (1348–1352) — третья важнейшая книга раннего Возрождения после «Божественной Комедии» Данте и «Книги песен» Петрарки. Она утвердила бытовую тему и внимание к обычной жизни в литературе Возрождения и сыграла огромную роль в складывании жанра новеллы.

⚔️ На севере Франции, в Нормандии, в 12 веке появился рыцарский роман — длинные стихотворные истории о рыцарях, которые сражались за прекрасных дам, боролись с карликами и великанами, странствовали в поисках Грааля и служили королю Артуру. Бум испанского рыцарского романа случился в 16 веке.

📕 Один из важнейших ренессансных текстов Франции — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле — история жизни двух правителей-великанов. Основным объектом для сатиры Рабле является церковь и монашество. Открывая роман Рабле, мы попадаем в стихию тотального смеха и игры. Рабле смеется не только над тем, что презирает, но и над тем, что проповедует.

🎭 К позднему Возрождению сформировались национальные театральные школы, самые интересные из которых — английская и испанская. Театр в Испании — это пышные площадные зрелища, где трагедия распространена куда меньше, чем комедия. Наиболее важными жанрами английского театра были трагедия и комедия.

💪 Если в начале эпохи Возрождения человек воспринимался как титан, как лучшее творение Бога, через несколько веков писатели начинают видеть противоречивость, слабость человека, даже его отвратительные черты. Этот процесс назвали кризисом ренессансного титанизма.

👉 Одним из главных его знаков стали пьесы Шекспира. Шекспир рисует титанических героев, однако вне зависимости от направления их дерзаний подчеркивает трагических финал их дерзновений. Наказаны у Шекспира не только Ричард III, Макбет и недальновидный Лир, но и Гамлет, Отелло, Ромео и Джульетта. Небеса как будто смеются над человеческими дерзаниями.

📗 «Дон Кихот» — роман Мигеля де Сервантеса оказался в центре внимания в 17 веке, затем повлиял на многих авторов в эпоху Просвещения, вызвал восторг последовательно у романтиков, реалистов, модернистов, постмодернистов. Его персонаж получился несколько неоднозначным, это один из первых патологических образов в истории литературы.

🙏 Окружающим людям Дон Кихот кажется странным, у него же их слова и поступки вызывают жалость. Несмотря ни на какие насмешки и издевательства, Дон Кихот продолжает верить в людей.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;