Эпоха Возрождения в литературе
Мишель де Монтень и Уильям Шекспир
Жанр эссе обязан своим происхождением Мишелю де Монтеню. Он начинает трансформацию гуманистических воззрений на человека. Узнаем, как эти изменения отражаются в произведениях Уильяма Шекспира.
В этой части урока мы поговорим Мишеле Монтене — враче, мыслителе и писателе эпохи Возрождения, авторе знаменитой книги «Опыты» (1572–1592).
👤 Мишель Монтень (1533—1592) родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Бордо. Дважды был мэром города Бордо (кстати, мэром этого города был в свое время и его отец). Монтень довольно много путешествовал. Недавно на русский язык был переведен дневник его путешествий.
📌 Монтень — родоначальник жанра эссе.
Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения по конкретному поводу или предмету.
📇 Само слово «эссе» (essais — «опыты», «попытки») в его современном значении обязано своим происхождением Монтеню. Этому жанру было суждено большое будущее. Среди великих эссеистов — Хосе Ортега-И-Гассет, Иосиф Бродский, Сьюзен Сонтаг.
📕 Книга «Опыты» очень прихотлива по своему построению. Никакого четкого плана нет, изложение подчиняется извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными. Поначалу книга напоминала компиляцию выдержек из античных текстов, но затем обрела свое уникальное лицо, в ней зазвучал неповторимый голос автора.
📗 В «Опытах» Монтень пишет о том, что всякий человек отражает в себе человечество. Он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения.
🔖 Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм. Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления.
🗝 Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, а находит вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья. Потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то ему будут недоступны счастье и душевное спокойствие.
👎 Он критикует человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.
🎯 Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым. Считая достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему бесплодным.
📖 Книгу Монтеня считают знаком трансформации первоначальных оптимистических и гуманистических ренессансных воззрений. Монтень смотрит на человека не как на титана, а как на сложный, противоречивый и, вместе с тем, очень интересный объект наблюдения — и нисколько не заблуждается на его счет.
Мы уже упоминали про титанизм как одну из черт эпохи Возрождения. Теперь поговорим про кризис ренессансного титанизма.
📝 Поздние тексты Ренессанса часто отражают собой процесс, который философ Алексей Федорович Лосев назвал кризисом ренессансного титанизма.
💪 Если в начале эпохи Возрождения человек воспринимался как титан, как лучшее творение Бога, через несколько веков писатели начинают видеть противоречивость, слабость человека, даже его отвратительные черты. Это прослеживается в творчестве двух гениев английского театра — Кристофера Марло и Уильяма Шекспира.
🤦 Герои трагедий Марло «Тамерлан Великий», «Мальтийский еврей», «Варфоломеевская ночь», «Трагическая история доктора Фауста» столь же титаничны, сколь и отвратительны. Это борцы с огромным честолюбием и грандиозной жизненной энергией. Они выплескивают свою душу в полных патетики длинных монологах, которые Марло ввел в арсенал приемов английского театра.
➡️ Поэт видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами.
👥 Герои Марло неоднозначны. Они вызывали у зрителей одновременно ужас и восхищение. Они восстают против средневекового смирения человека перед силами природы, против смиренного принятия жизненных обстоятельств.
💥 Сам Кристофер Марло (1564–1593) был довольно скандальной личностью своего времени. Он, например, склонялся к атеизму, который, кстати, формируется именно в эпоху Позднего Ренессанса.
🔪 За смелые высказывания Марло преследовали (кстати, показания на него дал под пытками другой известный драматург того времени — Томас Кид), а потом он был убит неизвестными в одной из таверен Лондона.
🔎 Поскольку смерть Марло совпадает по времени с появлением первых пьес Шекспира, есть конспирологическая гипотеза, что Марло, сымитировавший свою смерть, скрылся и продолжал писать под именем Шекспира. Эту версию, например, использует Джим Джармуш в фильме «Выживут только любовники» (2013).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте прочитаем наиболее известную трагедию Уильяма Шекспира — пьесу «Макбет» (1623). Пьеса есть в нескольких переводах, каждый из которых по-своему хорош, но мы будем ориентироваться на перевод М. Лозинского.
Время прочтения 〰️ 45 минут.
Как вы думаете, чем эта пьеса выделяется на фоне других произведений Шекспира?
В чем успех такой популярности? Какие проблемы актуальны и в наши дни?
Одним из главных знаков кризиса ренессансного титанизма стали пьесы Шекспира. Давайте узнаем, почему и поговорим о шекспировских героях подробнее.
📃 Шекспир с большим интересом воспринимает мысль итальянского писателя Никколо Маккиавелли об использовании преступных средств ради достижения благих политических целей (трактат «Государь») — в той мере, в какой был знаком с ней по английским пересказам.
👁 Идея о благой цели выпала из внимания Шекспира, зато политических цинизм Макиавеля (как Шекспир именовал Макиавелли) стал основой для создания многих образов в исторических хрониках и трагедиях — Ричард III, Клавдий в «Гамлете», Макбет, Яго в «Отелло» и многие другие.
✍️ Шекспир рисует титанических героев, однако вне зависимости от направления их дерзаний подчеркивает трагических финал их дерзновений. Наказаны у Шекспира не только Ричард III, Макбет и недальновидный Лир, но и Гамлет, Отелло, Ромео и Джульетта. Небеса как будто смеются над человеческими дерзаниями.
🗣 У Шекспира появляются великие метафоры для обозначения непрочности человеческого существования:
➖ мир сравнивается с театром и сном («Макбет»),
➖ герой отчаянно взывает в голой степи во время бури («Король Лир»),
➖ герой задается вопросами о смысле своей жизни и деятельности («Гамлет»).
🎭 В поздних пьесах Шекспир приходит к жанру трагикомедии, наполняет их полусказочными интонациями. Он вплотную приближается к эстетике барокко с ее нестабильностью, динамизмом, прихотливостью и ощущением непрочности бытия.
У Шекспира много известных пьес, как вы считаете — что объединяет их героев, какие они?
О ведьмах, судьбе и ренессансном титанизме в «Макбете»
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день