angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эпоха Возрождения в литературе

Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо

Сонеты Петрарки и новеллы Боккаччо — «визитная карточка» литературы Возрождения. Познакомимся поближе с самими авторами и жанрами, в которых они работали.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Давайте разберем один из главных жанров эпохи Возрождения — сонет и узнаем отличия итальянской формы от английской.

Что такое сонет?

🔴 Это стихотворение из 14 строк. Такое строгое формальное ограничение появилось в Италии и прижилось. Поэты пишут сонеты до сих пор.

✍️ Первый из известных сонетов был написан поэтом сицилийской школы Якопо да Лентини в втором-третьем десятилетиях 13 века.

📝 Однако культ этого жанра связан с поэтами нового сладостного стиля и итальянскими поэтами более позднего времени. Десятки сонетов написали Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Чекко Анджольери, Пьетро Бембо.

❤️ Причем если поэты нового сладостного стиля пишут о мистической любви, Франческо Петрарка — о любви хоть и прекрасной, но вполне земной, то Чекко Анджольери нередко позволял себе писать в сонетах вполне бытовые и даже кощунственные вещи.

🇮🇹 В Италии же впервые появились сонеты не на итальянском языке — Иммануэль Римский (Иммануэль бен Шломо) во времена Данте использовал эту форму в сонетах на иврите (!).

⚜️ Традиционная итальянская форма сонета — это 14 строк, группирующихся в два катрена/четверостишия (с рифмовкой abab или abba) и два терцета-трехстишия (с разнообразной рифмовкой).

👥 В 16 веке форма сонета приживается и в других языках, в том числе французском и английском. Великими авторами сонетов были Пьер Ронсар, Филип Сидни, Генри Говард граф Суррей, Уильям Шекспир.

🇬🇧 Английская форма сонета отличается от итальянской: в ней три катрена/четверостишия и одно двустишие.

📖 Классический пример сонета — сонет 107 Франческо Петрарки в переводе Е. Солоновича:

От этих глаз давно бежать бы прочь —
Бессмысленны надежды на пощаду,
На то, что прекратят они осаду,
Что сердцу можно чем-нибудь помочь.

Пятнадцатый уж год, как день и ночь
Они сияют внутреннему взгляду,
Слепя меня куда сильней, чем смладу,
И мне сиянья их не превозмочь.

Повсюду предо мной горит упорно,
Куда ни гляну, этот свет слепящий
Или другой, зажженный этим, свет.

Единый лавр разросся пышной чащей,
Где заблудился я, бредя покорно
За недругом моим Амуром вслед.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Франческо Петрарку в литературе часто называют первым поэтом Возрождения (Данте во многом еще средневековый автор). Давайте поговорим о значении его творчества для всей эпохи Возрождения.

✨ Интерес к божественному сменяется в творчестве Франческо Петрарки (1304–1374) интересом к внутреннему миру человека, его переживаниям, эмоциям, чувствам. В дальнейшем авторы Ренессанса, придерживаясь того, что наметил Петрарка, будут воплощать целостные образы внутреннего мира человека и поднимать проблемы этики.

📃 Петрарка — непревзойденный мастер сонетной формы. Именно благодаря Петрарке сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Канцоньере» («Книга песен», 1373) надолго определила пути развития всей европейской лирики. В книге 366 стихотворений (из них 317 в форме сонета), с одной сюжетной линией — рассказ о любви поэта к Лауре.

📌 Есть пометка, сделанная рукой Петрарки на его рукописной книге Вергилия:

«Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями, впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля, в соборе святой Клары, в Авиньоне. И в том же городе, также в апреле и также шестого дня того же месяца, в те же утренние часы в году 1346 покинул мир этот луч света, когда я случайно был в Вероне, увы, о судьбе своей не ведая. Горестная весть… настигла меня в Парме того же года утром 19 мая. Это непорочное и прекрасное тело было погребено в монастыре францисканцев в тот же день вечером. Душа её… возвратилась, в чем я уверен, на небо, откуда она и пришла. В память о скорбном событии, с каким-то горьким предчувствием, что не должно быть уже ничего, радующего меня в этой жизни, и что, после того как порваны эти крепчайшие сети, пора бежать из Вавилона [т.е. грешного мира], пишу об этом именно в том месте, которое часто стоит у меня перед глазами. И когда я взгляну на эти слова и вспомню быстро мчащиеся годы, мне будет легче, с Божьей помощью, смелой и мужественной думою, покончить с тщетными заботами минувшего, с призрачными надеждами и с их неожиданным исходом».

👫 Лаура, вероятно, имела семью и была замужем. Петрарка любил ее вполне земной любовью, которую не связывал с мистикой (в отличие от Данте), однако не смел добиваться своей возлюбленной.

❣️ Если позволите ложку дегтя, то Петрарка, хоть и принял духовный сан и не мог жениться, но в плотской страсти себя не ограничивал — у него было по крайней мере двое внебрачных детей от других женщин.

🎉 Вплоть до 1356 года Петрарка ежегодно отмечал годовщину знакомства с возлюбленной написанием сонета. Писал он сонеты и без повода. После смерти Лауры он воспевал ее еще 10 лет. Логично, что «Книга песен» разбита издателями на 2 части:

🔸 «На жизнь мадонны Лауры», 263 сонета;
🔹 «На смерть мадонны Лауры», 103 сонета.

🍂 8 апреля 1341 года на Капитолийском холме в Риме, в Сенатском дворце 36-летний Франческо Петрарка был увенчан лавровым венком. Это действо было совершено в знак признания его лучшим поэтом и непревзойденным знатоком античной литературы.

📖 Перед церемонией триумфатора предварительно проэкзаменовал по классической филологии неаполитанский король Роберт Мудрый. Он был поражен познаниями поэта, за что и подарил Петрарке подбитую горностаем пурпурную мантию для церемонии.

🏵 Так, после тысячелетнего перерыва, возродилась античная традиция увенчания лаврами выдающихся личностей. Традиционно эту дату — 8 апреля 1341 года — символически считают началом эпохи Возрождения.

🗣 Франческо Петрарке принадлежит знаменитая фраза, много раз процитированная в разных вариантах в более поздней литературе: «Что толку знать природу птиц и зверей, и рыб, и змей, и не знать или презирать природу людей, кто мы есть, откуда и куда направляемся?» («О своем и чужом невежестве», 1370).

Давайте поговорим чуть подробнее о раннем Возрождении и рассмотрим творчество еще одного автора — Боккаччо.

📗 «Декамерон» Джованни Боккаччо (1348—1352) — третья важнейшая книга раннего Возрождения после «Божественной Комедии» Данте и «Книги песен» Петрарки.

📌 Название книги «Декамерон» и переводится с греческого как «Десятидневник». Название намекает на трактат св. Амвросия Медиоланского «Гексамерон» («Шестоднев»), рассказывающий о создании мира Богом за шесть дней. Несмотря на перекличку названий, «Декамерон» абсолютно светское произведение.

👑 У книги есть и второе название — «Принц Галеотто». Галеотто — это рыцарь короля Артура Галехот, который способствовал взаимоотношениям жены короля Артура Джиневры и Ланселота. Это намек на любовную тему. Большинство новелл этой книги действительно посвящено теме любви, начиная от ее эротического и заканчивая трагическим аспектами.

❇️ Рассмотрим подробнее сюжет книги.

📝 Боккаччо начинает книгу с истории чумы 1348 года (той самой, что унесла жизнь петрарковой Лауры). Группа из трех благородных юношей и семи дам встречаются в церкви Санта Мария Новелла и уезжают из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу в двух милях от города, чтобы спастись от болезни. За городом они проводят время, рассказывая друг другу различные занимательные истории: десять дней по десять новелл. Молодые люди провели на вилле две недели — со среды до среды, они начали рассказывать новеллы в первую среду, закончили в последний вторник и не обменивались историями в постные дни — пятницы и субботы (то есть вместо 14 получается 10 дней).

🖼 Боккаччо использует рамочную историю о чуме, которая обрамляет сборник из 100 новелл. Каждый день начинается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных правилам благородства и воспитанности.

✝️ Церковь, по причине достаточного количества эротических и антиклерикальных моментов в новеллах, сразу же резко осудила «Декамерон» как произведение безнравственное и наносящее ущерб ее авторитету, настаивая на отречении автора от своего детища.

🗣 Боккаччо, страдая от этого нажима, поведал о своих колебаниях Петрарке, который в ответном письме удержал его от сожжения «Декамерона». В конце жизни Боккаччо был близок к раскаянию в том, что написал эту книгу.

❌ В 1559 году книга была включена в Индекс запрещенных книг; впоследствии распространялась с крупными цензурными купюрами. Они присутствуют и в фундаментальном издании 1582 года.

❇️ Книга Боккаччо имеет важнейшее значение для литературы Ренессанса.

1️⃣ Во-первых, она утвердила бытовую тему и внимание к обычной жизни в литературе Возрождения.

2️⃣ Во-вторых, она сыграла огромную роль в складывании жанра новеллы, который был очень популярен в Италии.

Теперь поговорим о главных чертах новелл Боккаччо и о том, кто еще писал в этом жанре в эпоху Возрождения.

📌 Новелла — короткий рассказ с занимательным, удивительным, острым сюжетом.

📚 Многие из ста новелл — не оригинальные сочинения Боккаччо. Это переработанные им фольклорные, легендарные и классические сюжеты, в том числе из античных текстов, городских анекдотов, религиозно-нравоучительных сочинений (так называемых «экземла», то есть сюжетных «примеров» для проповедей в храмах), восточных сказок.

❇️ Основные черты новеллы Боккаччо:

🔸 анекдотическая фабула
🔹 бытовой элемент
🔸 жизненная непосредственность
🔹 прославление находчивости и остроумия
🔸 непочтительное отношение к попам и монахам
🔹 интерес к жизни
🔸 стремление к реалистичности
🔹 своего рода попытка психологизма
🔸 сознательный артистизм формы, воспитанный внимательным изучением античных авторов.

✍️ Вслед за Боккаччо новеллы в Италии писали Франко Саккетти («Триста новелл»), Мазуччо («Новеллино»), Маттео Банделло (четыре книги новелл, в них есть четыре новеллы, сюжет которых позаимствовал для своих пьес Шекспир, в том числе сюжет «Ромео и Джульетты»), Джиральди Чинтио («Сто сказаний», в том числе новелла об Отелло, сюжет которой позаимствовал Шекспир), Аньоло Фиренцуола («Беседы»), Джованни Франческо Страпарола («Приятные ночи»).

📖 Сборники новелл, подобные книге Боккаччо, пишут и в других странах, к ним относятся «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Гептамерон» Маргариты Наваррской, «Назидательные новеллы» Сервантеса.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;