angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эпоха Возрождения в литературе

Рыцарство и Франсуа Рабле

В 17 веке в Испании случился бум рыцарского романа. Поговорим о них подробнее и узнаем, как Франсуа Рабле попытался сформировать идеалы свободы и самодостаточности человека.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Мы коротко упоминали рыцарскую тему в средневековой литературе. Давайте остановимся на ней чуть подробнее и узнаем как зародилась традиция рыцарского романа.

🇫🇷 На севере Франции, в Нормандии, в 12 веке появился рыцарский роман. Это были длинные стихотворные истории о рыцарях, которые сражались за прекрасных дам, боролись с карликами и великанами, странствовали в поисках Грааля и служили королю Артуру.

⚔️ В 12–13 веках такие романы были выражением куртуазной, то есть придворной этики, давали образованной аристократической публике представление об идеалах рыцарского поведения (впрочем, это не значит, что реальность всегда соответствовала идеалам).

📗 Жанр рыцарского романа просуществовал несколько веков и дожил до эпохи Возрождения. С ренессансными вариантами этой традиции мы встречаемся в Италии и Испании.

🇪🇸 Бум испанского рыцарского романа случился в 16 веке. От былой куртуазной культуры не осталось и следа — а рыцарские сюжеты остались. Рыцарские романы превратились в своего рода мыльные оперы, их читали обычные люди, которые любили сцены сражений рыцарей с полчищами врагов.

🇮🇹 По-другому традиция рыцарского романа преломилась в ренессансной Италии. Там в 15–16 веках рыцарские истории стали основой для огромных полушутливых рыцарских поэм. Самая знаменитая из них — «Неистовый Орландо» (или, в русском переводе, Роланд) Людовико Ариосто (1516–1532).

❤️ В этой поэме четырнадцать запутанных сюжетных линий. Одна из них — несчастная любовь рыцаря Орландо к китайской царевне Анжелике. Из-за своей любви он сходит с ума и начинает крушить все вокруг. Его другу даже приходится слетать на Луну, где хранится разум, покинувший Орландо. В качестве транспортного средства он использует гиппогрифа.

❇️ Хотя итальянские рыцарские поэмы, в основном, были комическими, есть одна серьезная — это «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (1559–1575).

✝️ Историческая основа произведения — завоевание Иерусалима во время Первого крестового похода. Рыцарь Готфрид Бульоский по воле архангела Гавриила должен возглавить войско крестоносцев и освободить Иерусалим. Среди персонажей есть рыцари Танкред и Ринальдо, волшебница Армида. Им будет посвящено немало литературных, живописных и музыкальных произведений в течение последующих двух столетий.

Франсуа Рабле (1494–1553)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Итальянские рыцарские поэмы — не единственные сочинения, где эстетика Ренессанса принимает ироническую форму. Один из важнейших ренессансных текстов Франции — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Сначала мы разберем сюжет романа, а затем приемы, которыми пользуется автор.

📕 «Гаргантюа и Пантагрюэль» — история жизни двух правителей-великанов — Гаргантюа и его сына Пантагрюэля. Основным объектом для сатиры Рабле является церковь и монашество.

👤 Надо уточнить, что Франсуа Рабле (1494–1553) — бывший монах, практикующий врач и весьма образованный человек. В монастыре францисканцев в Фонтене-ле-Конте он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право,

⚡️ В своем романе Рабле смеется над многочисленными притязаниями церкви, над невежеством и ленью монахов. Сильно достается средневековой схоластике — оторванным от реальной жизни размышлениям о месте Бога в земном бытии — и известным философам-схоластам в частности. Местами Рабле позволяет себе иронически обыгрывать библейские тексты.

📛 Неудивительно, что все книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» были впоследствии осуждены богословским факультетом Сорбонны как ересь.

Давайте подробнее разберем сатирические приемы Рабле и посмотрим, какую функцию они выполняют.

Почему роман Рабле больше, чем просто сатира?

❇️ Смех Рабле — тотальный, амбивалентный, то есть многосторонний.

🎲 Открывая роман Рабле, мы попадаем в стихию тотального смеха и игры. Cмех в романе можно сравнить с постмодернистским игровым принципом организации литературной реальности. Рабле смеется не только над тем, что презирает, но и над тем, что проповедует.

📌 Излюбленные приемы Рабле — гротеск и гипербола. Это связано с личностями главных героев-великанов (вот вам ренессансный титанизм в самом прямом смысле). Подчас они спокойно уживаются с обычными людьми (едят с ними за одним столом, плывут на одном корабле), но далеко не всегда.

💣 Гаргантюа садится отдохнуть на Собор Парижской Богоматери и принимает пушечные ядра за мух. Пантагрюэля приковывают к колыбели цепями, служащими для перекрытия гаваней. Кульминации этот прием достигает, когда Пантагрюэль, высунув язык, укрывает от дождя свою армию, а один из его приближенных случайно попадает в рот своему господину и обнаруживает там города и деревни.

🍷 В романе весьма грубый юмор, много говорится об одежде, вине, еде, сексе и венерических заболеваниях (пролог первой книги начинается со слов «Достославные пьяницы и вы, досточтимые венерики, ибо вам, а не кому другому, посвящены мои писания!»).

🥨 Характерная особенность «Пантагрюэля» — обилие крайне подробных и в то же время комичных перечислений блюд трапез, книг, наук, законов, денежных сумм, животных, смешных имен воинов и тому подобного.

📃 Объемные и скрупулезные перечни порой образуют целые главы. Глава 7 первой книги описывает разные варианты подтирок, и в конце концов юный Гаргантюа приходит к выводу, что удобнее всего подтираться молодыми гусятами с нежным пушком.

Что хочет донести Рабле в романе?

👁 В своем романе Рабле провозглашает новый мир так, как он его видит. Он пытается сформулировать — тоже, впрочем, не всегда серьезно — идеалы свободы и самодостаточности человека. Наиболее полно свое видение этих идей изложено в эпизоде с Телемским аббатством, которое герой романа, брат Жан, организует с разрешения Гаргантюа. В аббатстве отсутствуют принуждение и предрассудки и созданы все условия для гармоничного развития человеческой личности. Устав аббатства состоит из одного правила: «Делай, что хочешь».

🗣 Значение подобного устройства обители брата Жана Рабле объясняет так:

«Людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительною силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью. Но когда тех же самых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращают благородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, на то, чтобы сбросить с себя и свергнуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет к запретному и мы жаждем того, в чем нам отказано».

🤹‍♂️ Великий русский литературовед и мыслитель Михаил Бахтин связал книгу Рабле с традицией средневековой карнавальной культуры. Он назвал такое явление карнавализацией. Карнавал, как и текст романа Рабле — пространство тотального смеха, когда вся реальность подается в иронической ключе и кроме игры в этой мире нет ничего.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;