angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эпоха Возрождения в литературе

Театр эпохи Возрождения

Профессии актера и театральных школ не существовало до Ренессанса. В этой части посмотрим, как изменился театр и как он обращался к античным пьесам.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Большое значение в эпохе Возрождения имел театр. Давайте поговорим о театре Возрождения, о том, как зародились его традиции и главных жанрах.

Каким был театр до Ренессанса?

🤹‍♂️ В Средние века театр существовал только как зрелище на площади, а актеры представляли собой либо странствующих циркачей (их презирали), либо любителей из числа ремесленников.

📯 В эпоху Возрождения все изменилось. Возрождение традиций античного театра стало одной из задач этой эпохи, а вместе с ней появилась и профессия актера.

🪑 К позднему Возрождению сформировались национальные театральные школы, самые интересные из которых — английская и испанская.

🇮🇹 Рождение ренессансного театра произошло в Италии 15 века. Образованные люди, изучая античную литературу, увидели потерянную традицию классических трагедий и комедий. Прежде всего обратили внимание на театр древнеримский, изучив творчество великий комедиографов Плавта и Теренция, а также трагедии Сенеки.

🌀 Парадокс в том, что римские театральные трагедии не сохранились, а трагедии Сенеки изначально были написаны для чтения, не для постановки. Однако энтузиастов театрального искусства это не смутило.

🎭 Чуть позже были освоены и пьесы древнегреческого театра — великие трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида.

📜 А в 1515 году итальянский поэт написал в стиле античного театра пьесу «Софонисба». С нее начинается традиция создания пьес в античном духе. К нему, кстати, относится и польская пьеса «Отказ греческим послам» Яна Кохановского (1578).

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжим разговор о развитии театра в эпоху Возрождения, узнаем, когда появилась опера и родился театр в Англии.

✍️ От римской комедии Плавта и Теренция идет традиция бытовой комедии, такие пьесы пишут Никколо Маккиавелли, Пьетро Аретино и другие авторы.

📌 Среди других театральных жанров в Италии — пастораль, то есть пьеса об идеализированном пастушеском мире с сильными мифологическими элементами, например, «Аминта» Торквато Тассо, 1673.

🎼 В конце 16 века появляется опера — в этих постановках литературный текст в духе античного театра распевается актерами-певцами. Автор либретто первых опер — поэт Оттавио Ринуччини.

🏛 Параллельно с открытием драматургии происходит и открытие римского театрального здания. Архитекторы внимательно изучают трактаты римлянина Витрувия и берут за основу форму античного театра, который теперь может быть и крытым — с потолком.

❇️ Учитывая античные традиции, театр принимает тот вид, к которому мы привыкли сегодня. Проскений (от греч. proskenion — место перед сценой) превращается в нашу сцену, орхестра (в античном театре круглая площадка для выступлений) перед ним опускается все ниже и превращается в оркестровую яму. А музыканты благодаря своему местонахождению однажды будут названы оркестром. Впрочем, открытые уличные театры также продолжат свое существование — например, в Англии и Испании.

❇️ Расцвет английского ренессансного театра — рубеж 16–17 веков.

🏟 Спектакли ставились, как правило, в зданиях круглой формы без крыши. Балконы были дороже, чем партер, где не было сидений (там можно было либо стоять, либо приносить свои скамейки). Сцена состояла из трех частей: передняя, задняя сразу за ней и верхняя над задней, держащаяся на нескольких столбах. Эти три пространства давали некоторый объем. Декорации использовали по возможности. Когда с декорациями было трудно, просто выходили с соответствующей табличкой («лес», «поле» и так далее).

🕰 Именно в таком театре ставили свои пьесы Томас Кид, Кристофер Марло, Уильям Шекспир, Бен Джонсон, Джон Уэбстер, Джон Форд, Джон Флэтчер и другие великие драматурги того времени.

🇬🇧 Наиболее важными жанрами английского театра были трагедия и комедия. Встречались также исторические хроники. Они были похожи на трагедии, но повествовали об истории Англии и делали акцент не на внутреннем мире персонажа, а на больших исторических процессах.

Испанский театр позднего Ренессанса отличается от итальянского и английского. Давайте узнаем, чем именно.

🇪🇸 Театр в Испании — это пышные площадные зрелища, где трагедия распространена куда меньше, чем комедия. Многие серьезные пьесы, правда, тоже называли комедиями — благодаря счастливым финалам, потому что испанцы любили счастливые финалы даже у самых серьезных сюжетов.

🎭 Спектакль в Испании включал, как правило, не только основную пьесу, но и небольшие интермедии, дополнительные танцевальные и музыкальные номера. Из десяти номеров спектакля лишь три представляли собой акты основной пьесы.

🎭 Сцену размещали на площадях, а в окрестных домах продавали балконы зрителям. Декорации в испанском театре устанавливали единые для всего представления и не меняли их. Актеры произносили слова в бешеном темпе, чем удивляли всех заезжих иностранцев.

Главные авторы испанского ренессансного театра — Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Хуан Руис де Аларкон. А вот Сервантес, хоть и был автором нескольких пьес, успеха как драматург в свое время не стяжал.

📃 Параллельно с комедиями в Испании появился жанр, отсылающий к средневековым моралистическим пьесам. Это так называемые священные представления, аутос сакраменталес. В католической Испании, в которой очень сильна инквизиция, эти пьесы были весьма актуальны и даже любимы народом.

❗️Главное отличие испанского театра от английского! 😉

🥒 В испанском театре в плохих актеров было принято бросаться огурцами, а в английских — яблоками🍎 Помидоры для этих целей будут использовать в более поздние времена (помидоры — гости из далекой Америки, их пока не очень распробовали и разводят преимущественно в декоративных целях).

1 — Мистерия страстей в Валансьене. 1547 год
2 — Реконструкция внутреннего устройства «Глобуса» (после пожара 1613 года). 1958 год
3 — Праздничное представление. Гравюра Жака Калло. Флоренция, 17 век
4 — Труппа «Джелози», фламандский художник конца 17 века

Давайте прочитаем трагедию Яна Кохановского «Отказ греческим послам» (1578).

Время прочтения 〰️ 20 минут.

Какие приметы стиля или особенности сюжета вас удивили?
Обратите внимание, как достоверно Кохановский передал атмосферу античности, хоть и написал пьесу в 17 веке.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;