Рококо
Рококо в Англии: портреты и жанровые сцены
В Англии были популярны портреты и жанровые сцены — они объединились с чертами рококо. Что из этого вышло — узнаем в этой части.
Переходим к рококо в Англии. К 18 веку национальная английская школа живописи еще только складывается, а самым популярным жанром является портрет. Мы будем говорить в основном о портретах, в которых соединились приемы английских художников и черты рококо.
И начнем с «Автопортрета» Уильяма Хогарта 👇
👤 Что мы видим. Рядом с художником сидит собака, лежит палитра. Казалось бы, здесь нет ярких признаков рококо. Но это только на первый взгляд.
🟤 Автопортрет вписан в картину. Он стоит на столе в модной овальной раме. Получается интересная игра с восприятием зрителя: сразу не догадаешься, что смотришь на картину внутри другой картины. Может показаться, что художник отражается в зеркале.
🎨 На палитре есть линия, напоминающая букву S. Рядом надпись: «Линия красоты и привлекательности». В трактате по искусству Хогарт предполагает, что такая изогнутая, утонченная линия входит в формулу красоты. В искусстве рококо — французском, итальянском, английском — многие фигуры действительно повторяют эту линию. Она добавляет позам жеманности и театральности.
🐶 Собачка — символ домашнего уюта. Это часть личного, интимного пространства, которое для рококо интереснее внешних общественно-политических проблем. В 18 веке появляется большая мода на домашних животных — собаки и кошки встречаются на многих портретах. Тогда же открываются первые кладбища домашних животных: они окончательно становятся членами семьи.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Уильям Хогарт
1. Брачный контракт, 1743—1745
2. Вскоре после свадьбы, 1743—1745
Хогарт разбавил английское искусство, в котором доминировали портреты, жанровыми сценками. Он создал целую серию из шести жанровых картин под общим названием «Модный брак».
👰 Модный брак — это неравный брак, типичный для Англии 18 века. В те времена обедневшие аристократы роднились с богатыми торговцами. Первые получали деньги, вторые — титул. Ни о какой любви речи не шло. Хогарт высмеивает ситуацию с помощью живых, веселых сценок, напоминающих о живописи малых голландцев, но происходящих в английских интерьерах.
Вот пара картин из серии 👇
📜 «Брачный контракт». Родители договариваются о свадьбе. Аристократ сидит в кресле, рядом предприимчивый буржуа читает договор — на нем парик, но он явно не аристократического рода. Юноша и девушка смотрят в разные стороны, они явно не заинтересованы друг в друге. Много реалистичных деталей: роскошный интерьер, балдахин, семейный герб в овальной раме. Аристократ страдает подагрой, его нога покоится на подставке, рядом лежит трость. При этом сцена легкая, веселая и театральная.
🪑 «Вскоре после свадьбы». Семейная пара сидит в комнате с камином. Жена бодра и лениво потягивается, а сонный муж, видимо, только вернулся домой. Из его кармана торчит женский чепчик. Управляющий выходит из комнаты с пачкой неоплаченных счетов. В комнате царит беспорядок: стул перевернут, книга и шпага лежат на полу. Для английского дома это неприемлемо.
🎭 Все сцены очень театральны. О важной социальной проблеме говорится с помощью милых сценок, будто из комедийной пьесы. Театр — визитная карточка английского искусства. В этом оно резонирует с театральностью рококо.
О символике, деталях и собачках
Томас Гейнсборо
1. Портрет Мэри Кобболд и ее дочери Энн с ягненком и овцой на фоне пейзажа, 1752
2. Дама в голубом, 1770
3. Померанский шпиц и щенок, 1777
Теперь поговорим о Томасе Гейнсборо — одном из ярчайших английских художников 18 века. Часть жизни он провел в Ипсвиче — одном из самых богатых городов Англии, где жили в основном аристократы. Поэтому художник писал много портретов на заказ.
Посмотрим несколько примеров 👇
🐑 «Портрет Мэри Кобболд и ее дочери Энн с ягненком и овцой на фоне пейзажа». Мать и дочь в своих угодьях, рядом ручей, камни, старое дерево. На героинях платья нежных оттенков — розового, серебристо-жемчужного, шляпки нежно-голубого цвета с широкими полями. В руках у девушки маленький ягненок, рядом пасется овечка — запараллелена тема матери и ребенка. Светлая палитра, нежные облака с розоватым оттенком напоминают Тьеполо или Буше. В отличие от французов, лица имеют портретное сходство — все-таки перед нами портрет, а не отвлеченная сценка.
👩 «Дама в голубом». Девушка на портрете в нежно-голубом платье, с высокой прической. Она задумчива, погрузилась в свои мысли, на губах легкая полуулыбка — все черты стиля. Воздушность, внезапность рококо у Гейнсборо проявляется в легком мазке. Это предвосхищает будущий импрессионизм.
🐕 «Померанский шпиц и щенок». Героями картины стали собаки — живые и естественные на фоне пейзажа. Для англичан собаки — важная часть культуры, в этой стране вывели множество пород.
Томас Гейнсборо
1. Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом, 1779-1785
2. Дочери художника, 1756
Обсудим еще две картины Гейнсборо, объединенные темой родителей и детей — «Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом» и «Дочери художника». В эпоху рококо подход к воспитанию детей изменился — и это отразилось в живописи.
✍️ Опять не обошлось без Руссо. До середины 18 века в аристократической среде было принято отдавать ребенка кормилице, и дальше мама жила своей жизнью, а ребенком занимались няни и гувернантки. Руссо пишет, как важно, чтобы ребенка воспитывали сами родители.
Идеи Руссо стали модными далеко за пределами Франции, и это нашло отражение в портретах 👇
🤱 «Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом». Аристократка изображена с младенцем на руках, еще одного ребенка она держит за руку. Развевающаяся на ветру прозрачная ткань, струящиеся складки дорогого платья — все настраивает на мечтательный лад.
👧 «Дочери художника». Девочки на портрете бегут, держась за руки. Случайность сцены, детская непосредственность, личный взгляд художника-отца наполняют портрет теплотой.
👦 В живописи рококо появляется много детских образов. В следующем столетии эту тему разовьют романтики, которые наделят ребенка близостью к иному, мистическому миру. Пока же для рококо дети — что-то умилительное, имеющее отношение к домашнему миру семьи.
В завершение части предлагаем проверить, получится ли у вас отличить работы Уильяма Хогарта и Томаса Гейнсборо.
На первый взгляд, отличить художников несложно, но получится ли у вас сразу пройти тренажер без единой ошибки?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день