angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рококо

Рококо в Италии: аллегории и мифы

Картины итальянского рококо отличались своими эмоциональными и мифологическими сюжетами, аллегориями. Узнаем об особенностях стиля в этой стране.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Луи Дориньи. «Автопортрет», 1712-1730

«Рококо» — французское слово, но это не значит, что направление развивалось только во Франции. В этой части поговорим о рококо в Италии. Начнем с «Автопортрета» Луи Дориньи — художника первой половины 18 века.

В этой работе Дориньи даже предвосхитил некоторые находки французских коллег 👇

👤 На автопортрете — молодой мужчина. Он сидит вполоборота на темном фоне, рука на подлокотнике кресла. Приподнятый подбородок придает ему горделивый вид. На герое дорогой домашний халат — видно, что перед нами богатый аристократ. Лента рубашки развязана: мужчина находится дома и чувствует себя расслабленно. При этом на нем парик, прядь которого красиво падает на плечо.

🤩 Получается парадоксальный образ. С одной стороны, мужчина явно в домашней обстановке. С другой — на нем парадный парик. Такое позерство позже будет свойственно рококо: да, мы читали Руссо и ведем себя естественно на лоне дикой природы — но всегда немного играем на публику. Дориньи создал «двойственный» автопортрет раньше, чем Руссо опубликовал свой труд, а французские живописцы им вдохновились.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джованни Баттиста Питтони
1. Олиндо и Софрония, 1721
2. Диана и нимфы, 1723—1725

Теперь посмотрим на две картины Джованни Баттиста Питтони «Олиндо и Софрония» и «Диана и нимфы». Это примеры того, как искусство рококо показывает эмоциональные сцены и мифологические сюжеты.

🔥 «Олиндо и Софрония»

🔹 О чем. Эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». По сюжету мусульмане хотят казнить всех христиан в отместку за то, что кто-то разрушил планы правителя Иерусалима Аладина. Чтобы спасти остальных, вину на себя берет Софрония. Влюбленный в нее Олиндо делает то же самое, и обоих хотят сжечь на костре. В последний момент их спасает дева-воительница Клоринда.

🔹 Как это показано. Питтони изобразил кульминационный момент: юноша и девушка привязаны к столбу, слева уже показалась спасительница. Но это меньше всего похоже на муки приближения смерти: Софрония стоит в изящной позе, у нее нежная белая кожа, одежда красиво струится. Небо прозрачно-голубое с жемчужными облаками, много света и светлых оттенков. В барокко сцену бы написали в мрачных тонах, а героев — на пике эмоционального напряжения.

🦌 «Диана и нимфы»

🔹 О чем. Диана — девственная богиня-охотница, чью наготу никто не может видеть. Молодой охотник Актеон увидел купающуюся Диану, за что был наказан: богиня превратила юношу в оленя, и его загрызли собственные собаки.

🔹 Как это показано. На первом плане на берегу ручья — Диана в жеманной позе. Она грациозно вытянула ножку, нимфы вокруг помогают ей раздеться. Актеон с головой оленя и приближающиеся к нему собаки — на заднем плане, его сразу даже сложно заметить. Гибель юноши оставлена за кадром, главное для художника — показать женскую красоту. Если французы ушли от мифологических сюжетов, то для итальянцев античная культура по-прежнему близка. Но обращаются они к ней по-новому.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Время, открывающее истину», 1745

Завершим часть венецианским мастером Джованни Баттистом Тьеполо — крупнейшим художником итальянского рококо.

🎨 Тьеполо был виртуозным монументалистом. Он создавал фрески — роспись по сухой штукатурке. Эта техника требует от художника очень быстрой работы, чтобы краска не успела высохнуть — а для росписи плафонов приходилось лежать на спине. Тьеполо удавалось покрывать огромные площади удивительно яркими и реалистичными изображениями. Его приглашали расписывать дворцы по всей Италии и в Испанию.

*Русский художник и историк искусства Александр Бенуа писал, что когда смотрел на фрески Тьеполо даже в бинокль, сохранялась иллюзия реального воздуха и облаков.

Тьеполо часто изображал мифологические сюжеты и аллегории. Вот одна из них 👇

«Время, открывающее истину». Эту аллегорию Тьеполо написал для одного из дворцов Карло Корделлины — лучшего венецианского адвоката. Такие изображения вешали над дверью высоко под потолком. Художник учитывает направление взгляда.

🌍 Абстрактные понятия показаны в виде людей. Время — старец, вокруг которого летает ангел с песочными часами. Истина — девушка рядом с земным шаром. Вокруг много воздуха, простора — в отличие от барочных картин, где герои обычно зажаты в тесные рамки.

Свет в руке Истины символизирует знание, просвещение, истину, правду — важный мотив для Просвещения.

🛋 Истина сидит с большим комфортом — в эпоху рококо впервые задумались об удобной мебели, до этого были твердые стулья, громоздкие комоды и диваны.

О картине Пьетро Лонги «Новый мир»

Пьетро Лонги. «Новый мир», 1749—1759

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;