Рококо
Как идеи рококо отражались в пейзажах
В 18 веке стремительно развивались поджанры пейзажа: пейзаж-руина и пейзаж-ведут. Узнаем, как в них отражались идеи рококо.
1. Марко Риччи. Пейзаж с античными руинами, 1725
2. Юбер Робер. Руины с обелиском вдали, 1775
3. Юбер Робер. Колизей в Риме, 1790
4. Джованни Баттиста Пиранези. Храм Сатурна из серии «Виды Рима», между 1748 и 1774
5. Джованни Баттиста Пиранези. Храм Кибелы из серии «Виды Рима», 1753
Поговорим о пейзажах. В 18 веке этот жанр активно развивается, появляются разные поджанры. Мы рассмотрим пейзаж-руину и пейзаж-ведуту.
Начнем с первого 👇
🏛 Пейзаж-руина — изображение живописных древних развалин на фоне природы. Популярность таких картин связана с Просвещением. История развивается как наука, приходит осознание, насколько прошлое далеко от современности. В Италии на это повлияли раскопки в Геркулануме и Помпеях. На таких пейзажах памятники прошлого обычно рушатся, исчезают — а современный человек их совсем не ценит.
🤷♂️ Повседневности нет дела до великого прошлого. Пейзажи показывают древнеримское искусство во всех проявлениях: полуразрушенная архитектура, рельефы, скульптуры, античные вазоны. Все поросло мхом, деревья прорастают сквозь крыши. Вокруг ходят люди, не замечая памятников. Прошлое рушится у нас на глазах, и хотя мир принадлежит совсем другой эпохе — величие античности никуда не девается.
👨🎨 Художники: Себастьяно и Марко Риччи, Юбер Робер, Джованни Батиста Пиранези.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Каналетто. Мост Риальто с южной стороны, 1737
2. Каналетто. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей, 1740
3. Микеле Мариески. Вид на бассейн Сан-Марко с острова Сан-Джорджо Маджоре, 1730
4. Микеле Мариески. Вид Большого канала в Венеции с Фондамента дель Вин, 1750-е
Теперь поговорим про ведуту 👇
🏘 Ведута — детальное изображение городского вида («veduta» по-итальянски и означает «вид»). Это может быть панорама города или небольшая его часть — площадь, улица с рекой и мостом. Главная особенность — высокая точность и детализация. Искусство 18 века любит рассматривать, и город ему не менее интересен, чем красивые девушки.
👁 Ведута передает взгляд исследователя. Часто это путешественник — в 18 веке модным становится отправляться в другие страны за впечатлениями. Пейзажи могли быть результатом таких путешествий. Ведуты появились в Италии, куда съезжались аристократы со всей Европы.
⬛️ Для точности часто использовали камеру-обскуру. Камера-обскура («темная комната») — оптический прибор для передачи изображения. В одной из стенок темного ящика делали маленькое отверстие. Луч света, проходя через него, проецирует на противоположной внутренней стенке ящика изображение. С помощью зеркал это изображение выводят на горизонтальную стенку со стеклянным окном. На стекло кладут лист бумаги — и обводят реальное изображение.
💍 Джованни Антонио Каналетто, «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей». Здесь изображен важный ритуал, когда дож на золотой галере выходит в открытое море и бросает в воду кольцо — так он «обручается с морем» и заручается его поддержкой, что очень важно для Венеции. Ритуал имел строгий регламент — значение имел даже порядок, в котором плыли лодки разных венецианских семей. Некоторые персонажи в карнавальных масках: 18 век — век театральности и лицедейства.
🌥 Микеле Мариески, «Вид Большого канала в Венеции с Фондамента дель Вин». Художник показал Венецию не солнечной и праздничной, а повседневной, со свинцовым небом, отражающемся в канале. Перед нами старый разрушающийся город: 18 век чувствует, что история Европы долгая, и Венеция — часть этой долгой истории.
О пейзажах Франческо Гварди
1. Томас Гейнсборо. Корнардский лес, 1748
2. Томас Гейнсборо. Горный пейзаж с пастухом, 1783
3. Франческо Дзуккарелли. Идеальная ведута Виченцы с аллегорией прославления Андреа Палладио, 1746—1752
4. Франческо Дзуккарелли. Пейзаж с женщиной, ведущей корову, 1740-е
В завершение темы посмотрим, какие пейзажи писали художники рококо, чтобы показать именно природу, а не древние руины или городские виды.
Английский пейзаж. Показывает могучую природу — скалы, камни, горы вдалеке. В этом проявляется любовь англичан к естественным наукам и окружающему миру. Могут попадаться пастухи, но они находятся где-то далеко. В отличие от пасторалей с прекрасными пастушками, главное здесь — подчеркнуть масштаб.
*Мы уже упоминали английские парки — заросшие, с покрытыми мхом камнями, корягами и болотами. На самом деле добиться такой естественности сложнее, чем посадить геометричный французский сад вроде Версаля, и стоит это намного дороже. Подход англичан укладывается в концепцию Руссо о естественной природе.
🥦 Английские художники редко писали с натуры — максимум делали зарисовки. Гейнсборо, например, раскладывал на столе немного мха, кусок угля, цветную капусту — и составлял из них пейзажи с кустарниками, деревьями и скалами, с которых потом писал пейзажи.
Итальянский пейзаж. Здесь главное имя — Франческо Дзукарелли. Его пейзажи с идеализированными деревенскими видами, в которых доминирует природа, настраивают на сентиментальный лад.
🌳 И англичане, и итальянцы черпают вдохновение у малых голландцев — у них национальный пейзаж сложился уже к 17 веку. В Англии и Италии это произойдет только в начале 19 века. Пока же художники показывают гармоничный, идеализированный вариант природы, соответствующий вкусам аристократов — такие пейзажи прекрасно вписываются в интерьер.
Что почитать
📘 Сергей Даниэль. «Рококо: от Ватто до Фрагонара».
Увлекательное описание искусства Франции. В начале книги — очень полезный словарь стиля.
Что посмотреть
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день