angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рококо

Рококо в России

Русское искусство 18 века отличилось тем, что совместило строгий классицизм с легкомысленным рококо в одно целое. Посмотрим, как это выглядело, и подведем итоги.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

1. Иван Никитин. Портрет Петра I на смертном одре, 1725
2. Портрет царя Алексея Михайловича, 1670-е
3. Владимир Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царском селе, 1794
4. Дмитрий Левицкий. Портрет П.А. Демидова, 1773

Обсудим рококо в России. Европейское искусство пришло к нам только в начале 18 века вместе с реформами Петра Первого — до этого было религиозное искусство в виде икон, фресок, мозаик.

Главным жанром рококо в России стали портреты 👇

👤 Первый русский портрет — парсуна. Скорее, это предшественник портрета, где портретное сходство было весьма условным, так что их обычно подписывали, чтобы было понятно, кто изображен.

🔜 В петровские времена появляется новый запрос. Русская живопись довольно быстро встраивается в один ряд с европейской традицией. Если сравнить портрет Ивана Никитина «Портрет Петра I на смертном одре» (1725) с парсуной «Портрет царя Алексея Михайловича» (1670-е), разница очевидна.

👑 В русском искусстве 18 века доминирует классицизм. В Европе этот стиль развивался в 17 веке параллельно с барокко и, как и оно, тоже прославлял светскую и церковную власть. Для России это актуальная тема, поэтому классицизм здесь приживется сильнее — но с заметными чертами легкомысленного, воздушного рококо, модного в это время в Европе.

👸 Владимир Боровиковский, «Екатерина II на прогулке в Царском селе». Екатерина — великая императрица, просвещенный монарх, правитель большой империи, основательница новых городов. Но на портрете она не в горностаевой мании с парадными лентами на фоне колонн и гербов, а на прогулке в парке. Прогулка — важный сюжет для портретов 18 века: на прогулке можно погружаться в свои мысли. Екатерина одета по-домашнему, но ткань дорогая, нежного оттенка, манжеты и воротник богато украшены. Рядом левретка, все происходит на фоне естественного парка — мы видим все черты рококо.

🌱 Дмитрий Левицкий, «Портрет П. А. Демидова». Демидов — предприниматель, владелец горнорудных предприятий, меценат и благотворитель. Он стоит на фоне классической архитектуры, над ним драпировка — все в традициях парадного портрета. Но сам образ Демидова очень домашний: расслабленная поза, роскошный халат с головным убором, рядом лейка и растения в горшках. Парадное здесь сталкивается с интимным, присущим рококо.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Федор Рокотов
1. Портрет Александры Струйской, 1772
2. Портрет Анны Васильчиковой, 1770

Завершим разговор о русском рококо двумя работами Федора Рокотова: «Портрет Александры Струйской» и «Портрет Анны Васильчиковой».

🔷 «Портрет Александры Струйской». Работа 1770-х годов хорошо показывает, насколько русская живопись уже соответствует общеевропейским стандартам. Дворянка модно одета, у нее высокая прическа, из которой выбивается кокетливый локон. На губах легкая полуулыбка — в рококо не бывает сильных ярких эмоций. Ближе к концу 18 века в образах проявляется все больше мечтательности, начинают себя проявлять тенденции романтизма.

🔷 «Портрет Анны Васильчиковой». Здесь выражена любовь 18 века к пастельных тонам, особенно нежно-голубому. Нежный румянец, мечтательный взгляд, кружева и кудри — все живет по тем же законам, что у Гейнсборо и других европейских художников рококо.

🖼 Русское искусство 18 века проявило себя портретами. Пейзажи писали реже и обычно с поместьями и дворцами, подражая итальянцам и англичанам. Аристократы чаще покупали пейзажи зарубежных мастеров, особенно работы голландцев 17-18 веков.

Музейная подборка. Делимся подборкой картин в стиле рококо из Государственного музея им. Пушкина.
1. Антуан Ватто. Сатира на врачей, 1709
2. Франсуа Буше. Геркулес и Омфала, 1735
3. Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто, 1744
4. Жан-Оноре Фрагонар. Приготовление обеда, 1756
5. Жан-Оноре Фрагонар. Шарманщица, 1785
6. Джовани Баттиста Питтони. Смерть Софонисбы, 1716—1720
7. Джованни Баттиста Тьеполо. Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским, 1730—1735
8. Якопо Амигони. Туалет Вирсавии, 1730-е
9. Франческо Дзуньо. Святая Цецилия, 1742
10. Джованни Баттиста Крозато. Нахождение Моисея, 1740-е

Этот урок мы посвятили рококо. Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.

🐚 Рококо — стиль 18 века, распространившийся по всей Европе. Название произошло от французского «рокайль» — ракушка, которые часто использовали в декоре. Стилю свойственны декоративность, изящество, внешняя красота.

🌳 Как выглядит

🔹 Люди напоминают фарфоровых кукол. Они молоды, красивы, с румянцем на щеках — и похожи друг на друга, индивидуальность для рококо не так важна.

🔹 Природа естественная, часто это заросший английский парк. При этом выглядит как декорация для спектакля.

🔹 Пастельные тона, нежные оттенки, особая любовь к нежно-голубому, розовому, жемчужно-серому.

💕 Главные жанры

🔹 Галантная сцена. Группа аристократов гуляет на природе. Это может быть прогулка или пикник. Парочки флиртуют, договариваются о свидании. Главные эмоции — праздность, молодость, красота.
Художник: Антуан Ватто.

🔹 Свидание. Юноша и девушка во время романтической встречи. Все происходит или в заброшенном парке, или в закрытой комнате — главное, что вдали от посторонних глаз. Зритель картины становится как бы случайным свидетелем.
Художник: Жан-Оноре Фрагонар.

🔹 Пастораль. Идеализированная деревенская сцена. Пастухи и пастушки молодые, красивые и заняты больше друг другом, чем животными.
Художник: Франсуа Буше.

🔹 Пейзаж-руина. Главный объект — развалины античных памятников. Обычно они становятся естественной частью ландшафта, и гуляющие вокруг люди их даже не замечают.
Художники: Себастьяно и Марко Риччи, Юбер Робер, Джованни Батиста Пиранези.

🔹 Ведута. Детализированный городской вид. Точность достигалась в том числе благодаря использованию камеры-обскуры.
Художники: Джованни Антонио Каналетто, Микеле Мариески.

🔹 Портрет. Человек показан идеализированно, часто в домашней, интимной обстановке. На портретах появляются домашние животные — часть домашнего уюта, а также дети — их воспитание родителями входит в моду. Портреты особенно популярны в Англии и России.
Художники: Луи Дориньи, Томас Гейнсборо, Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов.

🔹 Исторические сцены. В этом жанре писали в основном итальянские художники — для Италии эти темы оставались актуальными. Но даже самые драматичные эпизоды в искусстве рококо показаны изящно и без надрыва.
Художники: Джованни Баттиста Питтони, Джованни Баттиста Тьеполо.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;