Рококо
Антуан Ватто и Франсуа Буше
Антуан Ватто создал жанр галантной сцены, а Франсуа Буше изображал свободные нравы. Познакомимся с этими художниками.
Начнем разговор о рококо с Антуана Ватто — одного из первых художников этого направления.
👑 Рококо началось с эпохи Регентства. После смерти Людовика XIV трон занял его малолетний правнук Людовик XV. С 1715 по 1723 года Францией управлял Регентский совет. Французский двор, уставший от строгости прошлого короля, с радостью окунулся в гедонизм. Художники удовлетворяли вкусы заказчиков-аристократов — и у Антуана Ватто хорошо чувствуется новый характер искусства.
🖼 «Лавка господина Жерсена». Эта картина имеет символический смысл. Она будто поделена на две части. Слева картины снимают со стены и упаковывают в ящик. Это портреты людей в черных одеждах с белыми воротниками по моде 17 века — искусство, которое отжило свое. Справа совсем другие картины: обнаженная красавица, пейзаж в овальной раме. В углу стоит зеркало с «ракушечным» декором. На прилавок облокотилась девушка в роскошном платье, тут же сидит маленькая собачка. Мы видим все мотивы рококо, о которых будем говорить в этом уроке.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Антуан Ватто
1. Паломничество на остров Киферу, 1717
2. Капризница, 1718
3. Радости бала, 1714
4. Меццетен, 1717—1719
5. Суд Париса, 1718—1721
Один из главных жанров живописи рококо — галантная сцена. Разберемся, что это за жанр, на примере картин Антуана Ватто, который по праву считается его изобретателем.
❤️ Галантная сцена изображает праздный отдых аристократии. Парочки флиртуют, объясняются в любви. Художник не делает акцента на лицах, все фигуры и их позы похожи. Часто они скрываются для тайного свидания, а мы будто становимся невольными свидетелями. Все обычно происходит в роще или парке, среди статуй и древних руин. Природа кажется декорациями, она будто тает в дымке, настраивая на сентиментальный, лирический лад.
🌊 «Паломничество на остров Киферу» — одна из первых галантных сцен в живописи. По легенде, на острове Киферу властвует Венера и процветает культ любви: любой, кто окажется здесь, найдет себе пару. Мы видим множество людей в нарядах 18 века, которые гуляют и общаются среди живописного пейзажа.
🙅♀️ «Капризница» — еще один пример галантной сцены. Девушка обиженно отвернулась от молодого человека, который добивается ее расположения. Сцена происходит в парке, без свидетелей. Мы можем только предполагать, что между ними произошло: на смену красноречивым жестам барокко пришли полунамеки, которые сложно расшифровать.
О картине Ватто «Жиль» и любви к театру
Франсуа Буше
1. Летняя пастораль, 1749
2. Осенняя пастораль, 1749
3. Прераванный сон, 1750
4. Пастушка и пастух на отдыхе, 1761
Теперь познакомимся с Франсуа Буше, самым узнаваемым художником 18 века.
И начнем с пасторалей — одной из популярнейших тем в его творчестве 👇
🐑 Пастораль — сцена из деревенской жизни. Главным мотивом для французского рококо становится флирт пастушек и пастушков, пока рядом пасутся животные. Герои идеализированы, художник делает акцент на их молодости, их лица кажутся фарфоровыми и кукольными. Все происходит на лоне природы, причем не в парке, а в естественном заросшем лесу. При этом природа напоминает театральные декорации, а герои сцен меньше всего похожи на крестьян.
✍️ Частично на популярность пасторали повлияла философия Жан-Жака Руссо. В одном из трудов философ размышляет о неравенстве и приходит к выводу, что его источником является город: в естественной природе неравенства нет. Мода на естественность в природе, окружающей жизни возникает со второй половины 18 века. Сама Мария-Антуанетта наряжалась в пастушку. Но надо понимать, что это лишь игра, театральное представление.
Франсуа Буше
1. Геркулес и Омфала, 1735
2. Отдыхающая одалиска, 1749
3. Туалет Венеры, 1751
18 век — время свободных нравов. Это находит отражение в творчестве Франсуа Буше, которое касалось и чувственных сторон жизни 👇
❤️ «Геркулес и Омфала». Омфала — лидийская царица, у которой Геркулес некоторое время был в услужении. Мы видим уже более чувственное свидание: страстный поцелуй и объятия, герои обнажены, зритель будто подглядывает за ними из-за полога кровати. Красный балдахин символизирует страсть, от него на белоснежной коже Омфалы появляются розовые блики.
*Такой бледно-розовый оттенок назывался «цвет бедра испуганной нимфы». В рококо любили подбирать цветам необычные эпитеты: серый, например, могли назвать цветом «парижской грязи», «голубиной шейки», «утраченного времени».
👩🦱 «Отдыхающая одалиска». Обнаженная девушка будто из экзотического мира восточного гарема. Но вокруг интерьер французского дворца с мебелью и драпировками, а прическа героини сделана по моде эпохи Людовика XV. На плечо в такой прическе обычно спускается закрученный локон — «локон страсти».
👩 «Туалет Венеры». Обнаженная богиня со светящейся фарфоровой кожей кокетливо наклонила голову и смотрит в сторону с едва уловимой улыбкой — это частое выражение лица у Буше и вообще в рококо. Она сидит на фоне деревьев, кроны которых по форме напоминают облака. Венеры — одна из любимых тем Буше.
О картине Лиотара «Шоколадница»
Мы начали знакомство с главными темами и мотивами рококо. Предлагаем проверить, насколько хорошо вам удается их находить.
🎀 Перед вами «Портрет маркизы де Помпадур» Франсуа Буше. Подумайте, какие признаки рококо здесь есть? О чем говорят интерьер, наряд маркизы? Видите ли вы здесь любовную интригу? А может быть, намек на естественность?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день