angle-down facebook instagram vkontakte warning

Романтизм

Англия: загадочные пейзажи Тёрнера, Констебля и Блейка

Английский романтизм изменил отношение к пейзажам, доказав, что в них тоже есть мораль и смысл. В этой части узнаем, как у них это получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Картины Уильяма Тёрнера:

1. Пожар в здании Парламента, 1834
2. Кораблекрушение, 1805
3. Волны, разбивающиеся о берег, 1835
4. Дождь, пар и скорость, 1844
5. Пейзаж Венеции, 1840–1845

Поговорим про романтизм в Англии. И начнем с романтических пейзажей Уильяма Тёрнера — одного из самых известных английских живописцев.

🖼 Отношение к пейзажу меняется. Классицизм считал пейзаж низким, интерьерным жанром, который не несет какой-то морали или важных идей. К высокому жанру относили портреты и исторические картины. К началу 19 века сложился национальный пейзаж: художник пишет не идиллические виды, а то, что его окружает. С этого началось развитие пейзажа.

🌊 Пейзажи Тёрнера отличаются от реалистических. Они не копируют реальность, а скорее передают впечатление от нее. Цвету и свету уделяется больше внимания, чем архитектуре и природе. Все сливается воедино, передавая настроение, которое охватывает художника. Романтический пейзаж столь же сложен и эмоционален, как внутренний мир человека. Особенно Тёрнер любит писать море: оно таинственно и бесконечно — все как любят романтики.

🔥 «Пожар здания Парламента». Здесь акцент не на пожаре и гибели здания, а скорее на удивительной красоте этой стихии, разрушающей центр Лондона. Пламя над Темзой, мост — все выглядит очень поэтично. Романтик всегда поднимается над рутиной, предпочитая исключительные образы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Картины Джона Констебла:

1. Цветник Голдинга Констебла, 1815
2. Шлюз и мельница в Дедхэме, 1818
3. Белая лошадь, 1819
4. Маяк Бикон-Хилл, 1820
5. Вид на собор в Солсбери из епископского сада, 1823

Теперь поговорим о Джоне Констебле. Он тоже романтик, но его картины заметно отличаются от картин Тёрнера.

Давайте разберемся, почему 👇

🌲 Пишет пейзажи ближе к реальности. Констебл первым показывает среднюю Англию. На его картинах мы видим крестьян на повозках, поваленные деревья, простой деревенский быт.

🎨 Передает особенности цветов природы. Академисты работали в тональной гамме, писали коричневатыми тонами. Констебл отказывается от этого в пользу более ярких цветов — и природа у него тоже получается такой же яркой и живой.

⛪️ Часто изображает готические соборы. Такие соборы — привычная часть английского ландшафта. В Англии Средневековье никогда не считали «варварским» временем. Поэтому связь со Средними веками прослеживается в картинах самых разных художников-романтиков.

О начале интереса к готике

Картины Уильяма Блейка:

1. Крещение Господне, 1800
2. Авраам и Исаак, 1800
3–4. Иллюстрации к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай», 1807–1808
5. Беатриче. Иллюстрации к поэме Данте «Божественная комедия», 1824

Завершаем часть Уильямом Блейком — английским художником и поэтом. В его живописи и графике особенно ярко передана тяга англичан к Средним векам.

И вот почему 👇

🏰 Любил Средневековье. Блейк был не особенно насмотренным в классической живописи, его главные «университеты» — Вестминстерское аббатство и старые английские кладбища, где он делал зарисовки средневековых надгробий.

📖 Подражал миниатюрам из средневековых книг. Блейк писал стихи, сам иллюстрировал их и оформлял в рукописные сборники. Также создавал иллюстрации к «Божественной комедии», «Потерянному раю» и на библейские сюжеты. Персонажи на них написаны в готическом стиле — с вытянутыми пропорциями, в длинных струящихся одеждах.

💡 Вдохновил прерафаэлитов. В середине 19 века Данте Габриэль Россетти случайно увидел рисунки Блейка в библиотеке Британского музея — и вдохновился на создание Братства прерафаэлитов. К этому времени Блейка забыли — его работы не пользовались успехом, он не считался профессионалом и при жизни был беден. Прерафаэлиты открыли Блейка заново.

В завершение части предлагаем проверить, получится ли у вас отличить работы Уильяма Тернера и Джона Констебла.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;