angle-down facebook instagram vkontakte warning

Романтизм в литературе

Шекспир, Гофман и романтическая драма

Влияние Шекспира и Гофмана на литературу романтизма было огромным. В этой части урока обсудим их произведения и коснемся темы романтического театра.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Поговорим о немецком и французском романтизме, Шекспире и жанре романтической драмы.

🇩🇪 Мы уже говорили о зарождении романтизма в Германии — о романтических мотивах в творчестве авторов «бури и натиска» — Гете, Шиллера, и рождении романтизма в Йенском университете — Новалисе, Фридрихе Шлегеле.

🏘 Следующий этап развития немецкого романтизма — гейдельбергский романтизм. Название пошло от университетского города Гейдельберга, с которым были связаны многие романтики второго поколения.

➡️ Гейдельбергский романтизм проникнут несколькими основными мотивами:

➖ формирование немецкой национальной литературы и поиск национальной идеи,
➖ всматривание в окружающую действительность, которая большей частью представляется серой и пошлой,
➖ пессимистические мотивы и тема рока.

❇️ Три крупнейшие фигуры этого этапа немецкого романтизма — Генрих фон Клейст, Генрих Гейне и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

👤 Генрих фон Кляйст (1777 — 1811) — автор эффектных драм («Пентесилея», «Семейство Шроффенштейн», «Разбитый кувшин»), и новелл (Михаэль Колхаас», «Землетрясение в Чили»).

🎲 Он пишет о роке и абсурде человеческого существования. Человек в его произведениях — игрушка в руках судьбы, чаще всего он не властен над обстоятельствами.

🤰 В его новелле «Маркиза фон О» (1808) беременная главная героиня никак не может понять, как и от кого забеременела, а разгадка этого казуса в конце текста дает читателю заодно и указание на неожиданный повествовательный трюк автора.

👤 Генрих Гейне (1797 — 1856) эволюционировал от романтической лирики к едкой и злой сатире. Он был реформатором немецкого стихосложения, регулярно нарушал ритмическую стройность стиха и приблизил поэтический язык к разговорному стилю. Для немецкой поэзии его реформа стиха была столь же ощутимой, как для русской — реформа Николая Некрасова.

📖 Вот одно из самых знаменитых стихотворений Гейне, неофициально его часто называют «Кедр и пальма» или «Сосна и пальма» (у Гейне оно называется по первой строчке).

Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Höh';
Ihn schläfert; mit weißer Decke
Umhüllen ihn Eis und Schnee.

Er träumt von einer Palme,
Die, fern im Morgenland,
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.

Перевод М.Ю. Лермонтова («Сосна»):

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Перевод Ф.И. Тютчева («С чужой стороны»):

На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,
Что в дальных пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет, одинока...

Перевод А.А. Фета:

На севере кедр одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным, и льдяным ковром.

Во сне ему видится пальма,
В далёкой, восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна на горячей скале…

❤️ Нетрудно заметить, что у Гейне, Тютчева и Фета подтекстом идет любовная тема, а Лермонтов ее игнорирует, превращая кедр в сосну. Тем самым он акцентирует тему одиночества.

Продолжая раскрывать немецкий романтизм, мы обратимся к одной из крупнейших его фигур — Гофману.

👤 Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 — 1822) — крупнейшая фигура немецкого романтизма. Он автор двух романов «Эликсиры Сатаны» (1815) и «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821) и нескольких циклов новелл, составленных по принципу арабесок («Фантазии в манере Калло», «Ночные этюды», «Серапионовы братья»).

🎼 Учась на юриста, Гофман мечтал о карьере музыканта. В Дрездене недолго работал капельмейстером, сочинил оперу «Ундина», которую считают первой немецкой романтической оперой —предвестницей опер Карла Марии фон Вебера и Рихарда Вагнера. Увы, но в музыкально-театральных кругах Гофману закрепиться не удалось — в дальнейшем он будет сочетать ненавистную работу в суде и писательство в свободное время.

Кстати, Гофман отчасти наш соотечественник: на юриста он учился в Кенигсбергском университете — современный Калининград.

❇️ В новеллах и романах Гофмана рядом с обыденным существованием скрывается параллельный мир. Иногда он сказочно-прекрасный («Щелкунчик», «Золотой горшок»), иногда по-настоящему страшный («Песочный человек»), иногда абсурдный («Повелитель блох», «Житейские воззрения кота Мурра»). Нередко это потусторонняя реальность лишь отражает обычный мир, как в кривом зеркале. Иногда она двоится и троится, оказываясь намного более сложной и опасной, чем это казалось ранее.

📌 Термин «двоемирие», которым на уроках литературы в русских школах обозначают весь романтизм, первоначально возник именно как характеристика творчества Гофмана.

✍️ Гофман очень ироничен. Принципу романтической иронии он следует во многих своих произведениях, постоянно подтрунивая над своими героями. Этим он намекает на сложность мироустройства и несовершенство любых концепций, объясняющих мир.

📌 Тексты Гофмана можно обозначить термином «фантасмагория», то есть нагромождение причудливых, гротескных образов, видений, фантазий.

❇️ Гофман стоит у истоков детской литературы. До 19 века отдельной литературы для детей не существовало: Джамбаттиста Базиле, Шарль Перро, Мари-Катрин д’Онуа и другие авторы более раннего времени писали сказки для взрослой публики, наполняя их совсем не детским содержанием. Не для детей собирали народные сказки и братья Гриммы.

👶 В 1816 году Гофман, Фридрих де ла Мотт Фуке и Карл Вильгельм Саличе-Контесса выпускают совместный сборник «Детские сказки», который можно считать началом детской литературы. В сборнике была сказка «Щелкунчик, или Мышиный король» — единственный текст Гофмана для детей. Позже Гофман включил ее в свой цикл «Серапионовы братья».

❇️ Роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в «Макулатурных листах» (1819-1821) — одно из самых причудливых сочинений Гофмана.

🎻 Текст о капельмейстере был разорван его котом Мурром и использован в качестве промокательной бумаги для рукописи его, Мурра, дневника. А издатель не стал разбираться и опубликовал все бумаги именно так, как они выглядели в рукописи. Так что читатель вынужден смотреть на мир одновременно с двух точек зрения. Совмещение биографии музыканта и дневника кота — реализация двух важных романтических принципов — иронии и арабесок.

❇️ Гофман оказал огромное влияние на всю мировую литературу — от Бальзака и По до Кафки и Булгакова. По его сильным влиянием находились и русские писатели того времени — Антоний Погорельский, Владимир Одоевский, Николай Гоголь.

🐾 А что же кот Мурр?.. Кот Мурр — реальный кот Гофмана. Он умер в ноябре 1821 года, не дождавшись появления второго тома романа о себе. Гофман пережил его всего на семь месяцев.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Говоря о романтизме, нельзя обойти романтический культ Уильяма Шекспира. Влияние его творчества на романтический театр и даже прозу этого времени было огромным. Узнаем же, на кого он повлиял.

📚 Посмертная судьба шекспировского наследия была непростой. В эпоху господства классицизма в середине 17 века его пьесы стали считать грубыми и бесформенными. Отношение к Шекспиру как к дикарю сохранялось до середины 18 века. Это не мешало драматургам-классицистам переписывать сюжеты Шекспира в нужном русле. Так, например, вышло со смешной классицистической переделкой «Гамлета» Александром Сумароковым (1750).

❇️ Отношение к Шекспиру поменялось у представителей «бури и натиска».

👥 Штюрмеры, в том числе Гете и Шиллер, ориентировались на его творчество. Увлечение Шекспиром характерно и для романтизма, причем начиная с самых ранних его представителей — йенских романтиков, лейкистов и Блейка.

❓ Что привлекало романтиков в Шекспире?

• фантазия
• богатая образность
• глубокое проникновение во внутренний мир героя
• титанические натуры героев
• формальная свобода
• риторичный язык

❇️ Несколько романтических пьес романтизма, написанных под явным влиянием Шекспира:

🔹 Фридрих Гельдерлин. «Смерть Эмпедокла» (1797-1800)
🔸 Генрих фон Клейст. «Пентесилея» (1807)
🔹 Гордон Байрон. «Манфред» (1817)
🔸 Перси Биши Шелли. «Ченчи» (1819)
🔹 Виктор Гюго. «Эрнани» (1829)
🔸 Александр Пушкин. «Маленькие трагедии» (1830), «Борис Годунов» (1831)
🔹 Альфред де Мюссе. «Лоренцаччо» (1834)
🔸 Фридрих Геббель. «Юдифь» (1841)
🔹 Карл Гуцков. «Уриэль Акоста» (1847)
🔸 Генрик Ибсен. «Кесарь и Галилеянин» (1871-1873)

💆 Влияние Шекспира, впрочем, чувствуется не только в драматургии, но и в романах той эпохи. Это, например, романы Виктора Гюго, «Алая буква» Натаниэля Готорна (1850), «Моби Дик» Германа Мелвилла (1851).

❇️ Одна из постановок Шекспира сыграла огромную роль в формировании режиссерского театра. Людвиг Тик, некогда являвшийся членом кружка йенских романтиков, поставил в 1843 году в Потсдаме «Сон в летнюю ночь».

🎭 Тик конструирует особую форму сцены из нескольких частей и придумывает смысловую сценографию: весь спектакль идет на фоне волшебного леса. К работе над спектаклем Тик привлек композитора Феликса Мендельсона, который написал для него одну из лучших, самых волшебных своих партитур — свадебный марш знают даже люди, далекие от литературы и театра.

Продолжая разговор о театре, давайте обсудим эпохальное театральное событие — «Битву за Эрнани».

💣 В 1829 году в Париже состоялась так называемая «Битва за Эрнани» — это премьера пьесы Виктора Гюго, которая имела триумфальный успех и породила один из самых громких скандалов эпохи.

🧡 Сюжет и стиль пьесы были гиперромантическими. Присутствовала и идеальная любовь, и честь, и заговор, и самоубийство. Но главным было даже не это, а новое отношение Гюго к драматургии и театру.

🗣 Дадим слово известному литературоведу Науму Берковскому.

Существует множество рассказов о первых представлени­ях «Эрнани». Это были очень бурные спектакли. В публике происходили настоящие драки между теми, кто был за эту драму, и теми, кто был против. Виктор Гюго был очень уме­лый человек в вопросах собственной славы. (О нем говорили не без основания, что он умел аранжировать славу.) Он так распределил входные билеты, чтобы иметь в театре своих сторонников. Сторонники «Эрнани» — молодые художники, писатели, музыканты, архитекторы — явились в театр в экс­центричных одеждах. Теофиль Готье, например, пришел в специально сшитом на заказ красном жилете, о котором по­том ходили легенды. И вот эти молодые люди — они схва­тились с театральными консерваторами. И они создали не­бывалый успех этому спектаклю. «Эрнани» оказался победой Виктора Гюго и романтизма. Победой на сцене…

Каждый театр имел свою публику. Людей, которые в этот театр привыкли ходить. Не потому, что они так любят его, а потому, что это условленное место, где они встречаются друг с другом. Они ходят по ложам и там находят всех своих знакомых. Театр — это род клуба, если хотите. И вот какие-то группы людей — они привыкли встречаться под знаком такого-то театра. Это почти то же самое, как привычка встре­чаться в том или другом ресторане. Как, скажем, на Запа­де каждый ресторан имеет свою публику. Новому человеку трудно попасть, так как все столы уже десятилетиями абони­рованы и известно, кто где сидит.

Так вот, то же самое театр. Люди, которые дали такой бешеный отпор романтизму, — это была старая публика па­рижских театров, которая приучена была то-то и то-то видеть на сцене, при таких-то и таких-то обстоятельствах встречать­ся со своими друзьями и знакомыми. И вот в ваш любимый клуб, заведение, в ваш дом, если хотите, — в ваш дом втор­гаются какие-то новые люди, завладевшие той самой сценой, которую вы рассматриваете как сцену, служащую только вам, и больше никому. И ясно, что это вызывает такой яростный отпор. Вот настоящий источник схваток за «Эрнани». Эта коренная публика — она давала отпор пришельцам, неизвестно откуда взявшимся.

Старая публика, собственно, не классицизм защищала. Мы знаем нравы французского театра. Публика собиралась в театры меньше всего ради спектакля. И тут, видите, неиз­вестно откуда появляется какая-то новая публика, какие-то актеры с новым стилем, которые требуют к себе внимания. Уже это возмущало — что надо следить за спектаклем. Вот почему происходили такие бои в первые дни «Эрнани».

И вот эти молодые театралы, друзья Виктора Гюго, — они оказались победителями. Виктор Гюго заставил парижский те­атр ставить его пьесы, пьесы его и его друзей. Вместе с ним про­двинулся на сцену Александр Дюма. Вначале Александр Дюма был плодовитый драматург, писавший пьесу за пьесой. Ну и появился третий замечательный романтический драматург — Мюссе. Альфред де Мюссе, автор прекрасных комедий.

Итак, вот видите, Виктор Гюго, Дюма, Мюссе, а потом и другие. Они заполнили французскую сцену романтическим репертуаром».

🎭 В театре появляются романтические актеры и актрисы. У них была новая манера игры, не похожая на классицизм: без классичной декламативности стиля, но непосредственно эмоциональная.

Про новеллу «Нежданное свидание» Иоганна Петера Хебеля

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;