Романтизм в литературе
Шекспир, Гофман и романтическая драма
Влияние Шекспира и Гофмана на литературу романтизма было огромным. В этой части урока обсудим их произведения и коснемся темы романтического театра.
Поговорим о немецком и французском романтизме, Шекспире и жанре романтической драмы.
🇩🇪 Мы уже говорили о зарождении романтизма в Германии — о романтических мотивах в творчестве авторов «бури и натиска» — Гете, Шиллера, и рождении романтизма в Йенском университете — Новалисе, Фридрихе Шлегеле.
🏘 Следующий этап развития немецкого романтизма — гейдельбергский романтизм. Название пошло от университетского города Гейдельберга, с которым были связаны многие романтики второго поколения.
➡️ Гейдельбергский романтизм проникнут несколькими основными мотивами:
➖ формирование немецкой национальной литературы и поиск национальной идеи,
➖ всматривание в окружающую действительность, которая большей частью представляется серой и пошлой,
➖ пессимистические мотивы и тема рока.
❇️ Три крупнейшие фигуры этого этапа немецкого романтизма — Генрих фон Клейст, Генрих Гейне и Эрнст Теодор Амадей Гофман.
👤 Генрих фон Кляйст (1777 — 1811) — автор эффектных драм («Пентесилея», «Семейство Шроффенштейн», «Разбитый кувшин»), и новелл (Михаэль Колхаас», «Землетрясение в Чили»).
🎲 Он пишет о роке и абсурде человеческого существования. Человек в его произведениях — игрушка в руках судьбы, чаще всего он не властен над обстоятельствами.
🤰 В его новелле «Маркиза фон О» (1808) беременная главная героиня никак не может понять, как и от кого забеременела, а разгадка этого казуса в конце текста дает читателю заодно и указание на неожиданный повествовательный трюк автора.
👤 Генрих Гейне (1797 — 1856) эволюционировал от романтической лирики к едкой и злой сатире. Он был реформатором немецкого стихосложения, регулярно нарушал ритмическую стройность стиха и приблизил поэтический язык к разговорному стилю. Для немецкой поэзии его реформа стиха была столь же ощутимой, как для русской — реформа Николая Некрасова.
📖 Вот одно из самых знаменитых стихотворений Гейне, неофициально его часто называют «Кедр и пальма» или «Сосна и пальма» (у Гейне оно называется по первой строчке).
Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Höh';
Ihn schläfert; mit weißer Decke
Umhüllen ihn Eis und Schnee.
Er träumt von einer Palme,
Die, fern im Morgenland,
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.
Перевод М.Ю. Лермонтова («Сосна»):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Перевод Ф.И. Тютчева («С чужой стороны»):
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все снится ему,
Что в дальных пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет, одинока...
Перевод А.А. Фета:
На севере кедр одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным, и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма,
В далёкой, восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна на горячей скале…
❤️ Нетрудно заметить, что у Гейне, Тютчева и Фета подтекстом идет любовная тема, а Лермонтов ее игнорирует, превращая кедр в сосну. Тем самым он акцентирует тему одиночества.
Продолжая раскрывать немецкий романтизм, мы обратимся к одной из крупнейших его фигур — Гофману.
👤 Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 — 1822) — крупнейшая фигура немецкого романтизма. Он автор двух романов «Эликсиры Сатаны» (1815) и «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821) и нескольких циклов новелл, составленных по принципу арабесок («Фантазии в манере Калло», «Ночные этюды», «Серапионовы братья»).
🎼 Учась на юриста, Гофман мечтал о карьере музыканта. В Дрездене недолго работал капельмейстером, сочинил оперу «Ундина», которую считают первой немецкой романтической оперой —предвестницей опер Карла Марии фон Вебера и Рихарда Вагнера. Увы, но в музыкально-театральных кругах Гофману закрепиться не удалось — в дальнейшем он будет сочетать ненавистную работу в суде и писательство в свободное время.
❕ Кстати, Гофман отчасти наш соотечественник: на юриста он учился в Кенигсбергском университете — современный Калининград.
❇️ В новеллах и романах Гофмана рядом с обыденным существованием скрывается параллельный мир. Иногда он сказочно-прекрасный («Щелкунчик», «Золотой горшок»), иногда по-настоящему страшный («Песочный человек»), иногда абсурдный («Повелитель блох», «Житейские воззрения кота Мурра»). Нередко это потусторонняя реальность лишь отражает обычный мир, как в кривом зеркале. Иногда она двоится и троится, оказываясь намного более сложной и опасной, чем это казалось ранее.
📌 Термин «двоемирие», которым на уроках литературы в русских школах обозначают весь романтизм, первоначально возник именно как характеристика творчества Гофмана.
✍️ Гофман очень ироничен. Принципу романтической иронии он следует во многих своих произведениях, постоянно подтрунивая над своими героями. Этим он намекает на сложность мироустройства и несовершенство любых концепций, объясняющих мир.
📌 Тексты Гофмана можно обозначить термином «фантасмагория», то есть нагромождение причудливых, гротескных образов, видений, фантазий.
❇️ Гофман стоит у истоков детской литературы. До 19 века отдельной литературы для детей не существовало: Джамбаттиста Базиле, Шарль Перро, Мари-Катрин д’Онуа и другие авторы более раннего времени писали сказки для взрослой публики, наполняя их совсем не детским содержанием. Не для детей собирали народные сказки и братья Гриммы.
👶 В 1816 году Гофман, Фридрих де ла Мотт Фуке и Карл Вильгельм Саличе-Контесса выпускают совместный сборник «Детские сказки», который можно считать началом детской литературы. В сборнике была сказка «Щелкунчик, или Мышиный король» — единственный текст Гофмана для детей. Позже Гофман включил ее в свой цикл «Серапионовы братья».
❇️ Роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в «Макулатурных листах» (1819-1821) — одно из самых причудливых сочинений Гофмана.
🎻 Текст о капельмейстере был разорван его котом Мурром и использован в качестве промокательной бумаги для рукописи его, Мурра, дневника. А издатель не стал разбираться и опубликовал все бумаги именно так, как они выглядели в рукописи. Так что читатель вынужден смотреть на мир одновременно с двух точек зрения. Совмещение биографии музыканта и дневника кота — реализация двух важных романтических принципов — иронии и арабесок.
❇️ Гофман оказал огромное влияние на всю мировую литературу — от Бальзака и По до Кафки и Булгакова. По его сильным влиянием находились и русские писатели того времени — Антоний Погорельский, Владимир Одоевский, Николай Гоголь.
🐾 А что же кот Мурр?.. Кот Мурр — реальный кот Гофмана. Он умер в ноябре 1821 года, не дождавшись появления второго тома романа о себе. Гофман пережил его всего на семь месяцев.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Говоря о романтизме, нельзя обойти романтический культ Уильяма Шекспира. Влияние его творчества на романтический театр и даже прозу этого времени было огромным. Узнаем же, на кого он повлиял.
📚 Посмертная судьба шекспировского наследия была непростой. В эпоху господства классицизма в середине 17 века его пьесы стали считать грубыми и бесформенными. Отношение к Шекспиру как к дикарю сохранялось до середины 18 века. Это не мешало драматургам-классицистам переписывать сюжеты Шекспира в нужном русле. Так, например, вышло со смешной классицистической переделкой «Гамлета» Александром Сумароковым (1750).
❇️ Отношение к Шекспиру поменялось у представителей «бури и натиска».
👥 Штюрмеры, в том числе Гете и Шиллер, ориентировались на его творчество. Увлечение Шекспиром характерно и для романтизма, причем начиная с самых ранних его представителей — йенских романтиков, лейкистов и Блейка.
❓ Что привлекало романтиков в Шекспире?
• фантазия
• богатая образность
• глубокое проникновение во внутренний мир героя
• титанические натуры героев
• формальная свобода
• риторичный язык
❇️ Несколько романтических пьес романтизма, написанных под явным влиянием Шекспира:
🔹 Фридрих Гельдерлин. «Смерть Эмпедокла» (1797-1800)
🔸 Генрих фон Клейст. «Пентесилея» (1807)
🔹 Гордон Байрон. «Манфред» (1817)
🔸 Перси Биши Шелли. «Ченчи» (1819)
🔹 Виктор Гюго. «Эрнани» (1829)
🔸 Александр Пушкин. «Маленькие трагедии» (1830), «Борис Годунов» (1831)
🔹 Альфред де Мюссе. «Лоренцаччо» (1834)
🔸 Фридрих Геббель. «Юдифь» (1841)
🔹 Карл Гуцков. «Уриэль Акоста» (1847)
🔸 Генрик Ибсен. «Кесарь и Галилеянин» (1871-1873)
💆 Влияние Шекспира, впрочем, чувствуется не только в драматургии, но и в романах той эпохи. Это, например, романы Виктора Гюго, «Алая буква» Натаниэля Готорна (1850), «Моби Дик» Германа Мелвилла (1851).
❇️ Одна из постановок Шекспира сыграла огромную роль в формировании режиссерского театра. Людвиг Тик, некогда являвшийся членом кружка йенских романтиков, поставил в 1843 году в Потсдаме «Сон в летнюю ночь».
🎭 Тик конструирует особую форму сцены из нескольких частей и придумывает смысловую сценографию: весь спектакль идет на фоне волшебного леса. К работе над спектаклем Тик привлек композитора Феликса Мендельсона, который написал для него одну из лучших, самых волшебных своих партитур — свадебный марш знают даже люди, далекие от литературы и театра.
Продолжая разговор о театре, давайте обсудим эпохальное театральное событие — «Битву за Эрнани».
💣 В 1829 году в Париже состоялась так называемая «Битва за Эрнани» — это премьера пьесы Виктора Гюго, которая имела триумфальный успех и породила один из самых громких скандалов эпохи.
🧡 Сюжет и стиль пьесы были гиперромантическими. Присутствовала и идеальная любовь, и честь, и заговор, и самоубийство. Но главным было даже не это, а новое отношение Гюго к драматургии и театру.
🗣 Дадим слово известному литературоведу Науму Берковскому.
Существует множество рассказов о первых представлениях «Эрнани». Это были очень бурные спектакли. В публике происходили настоящие драки между теми, кто был за эту драму, и теми, кто был против. Виктор Гюго был очень умелый человек в вопросах собственной славы. (О нем говорили не без основания, что он умел аранжировать славу.) Он так распределил входные билеты, чтобы иметь в театре своих сторонников. Сторонники «Эрнани» — молодые художники, писатели, музыканты, архитекторы — явились в театр в эксцентричных одеждах. Теофиль Готье, например, пришел в специально сшитом на заказ красном жилете, о котором потом ходили легенды. И вот эти молодые люди — они схватились с театральными консерваторами. И они создали небывалый успех этому спектаклю. «Эрнани» оказался победой Виктора Гюго и романтизма. Победой на сцене…
Каждый театр имел свою публику. Людей, которые в этот театр привыкли ходить. Не потому, что они так любят его, а потому, что это условленное место, где они встречаются друг с другом. Они ходят по ложам и там находят всех своих знакомых. Театр — это род клуба, если хотите. И вот какие-то группы людей — они привыкли встречаться под знаком такого-то театра. Это почти то же самое, как привычка встречаться в том или другом ресторане. Как, скажем, на Западе каждый ресторан имеет свою публику. Новому человеку трудно попасть, так как все столы уже десятилетиями абонированы и известно, кто где сидит.
Так вот, то же самое театр. Люди, которые дали такой бешеный отпор романтизму, — это была старая публика парижских театров, которая приучена была то-то и то-то видеть на сцене, при таких-то и таких-то обстоятельствах встречаться со своими друзьями и знакомыми. И вот в ваш любимый клуб, заведение, в ваш дом, если хотите, — в ваш дом вторгаются какие-то новые люди, завладевшие той самой сценой, которую вы рассматриваете как сцену, служащую только вам, и больше никому. И ясно, что это вызывает такой яростный отпор. Вот настоящий источник схваток за «Эрнани». Эта коренная публика — она давала отпор пришельцам, неизвестно откуда взявшимся.
Старая публика, собственно, не классицизм защищала. Мы знаем нравы французского театра. Публика собиралась в театры меньше всего ради спектакля. И тут, видите, неизвестно откуда появляется какая-то новая публика, какие-то актеры с новым стилем, которые требуют к себе внимания. Уже это возмущало — что надо следить за спектаклем. Вот почему происходили такие бои в первые дни «Эрнани».
И вот эти молодые театралы, друзья Виктора Гюго, — они оказались победителями. Виктор Гюго заставил парижский театр ставить его пьесы, пьесы его и его друзей. Вместе с ним продвинулся на сцену Александр Дюма. Вначале Александр Дюма был плодовитый драматург, писавший пьесу за пьесой. Ну и появился третий замечательный романтический драматург — Мюссе. Альфред де Мюссе, автор прекрасных комедий.
Итак, вот видите, Виктор Гюго, Дюма, Мюссе, а потом и другие. Они заполнили французскую сцену романтическим репертуаром».
🎭 В театре появляются романтические актеры и актрисы. У них была новая манера игры, не похожая на классицизм: без классичной декламативности стиля, но непосредственно эмоциональная.
Про новеллу «Нежданное свидание» Иоганна Петера Хебеля
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день