Романтизм в литературе
Поздний романтизм
«Исповедь сына века» де Мюссе и «Герой нашего времени» Лермонтова — главные произведения позднего романтизма. В этой части разберем их и проследим переход от романтизма к реализму.
Поговорим о позднем романтизме и его двух главных произведениях 1830-х годов.
📖 В первой половине 19 века появляются два произведения, которые можно назвать этапными в плане беспощадной рефлексии героя над собой и автора над героем. Они написаны двумя великими романтиками — Альфредом де Мюссе (1810 — 1857) и Михаилом Лермонтовым (1810 — 1857).
❇️ В романе «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе (1834) автор старается понять, из-за какой болезни люди скучают, страдают от меланхолии, теряют веру в себя и не находят счастья в любви. Болезнью века становится меланхолия, овладевшая умами большинства французов. Феерические наполеоновские победы и грандиозные имперские планы, связанные с построением нового общества, потерпели крах. Старые смыслы ушли, а новые так и не родились. Тогда-то и зародилась «болезнь», которая заполнила собой томительную пустоту.
👀 Лермонтов читал этот роман. И перекличка французского названия с заголовком его итогового романа неслучайна. «Герой нашего времени» — это перефразирование выражения «сын века» (enfant du siècle) .
❇️ Роман «Герой нашего времени» (1838-1840) Михаила Лермонтова. К главному герою своего главного романа Лермонтов начал присматриваться, еще когда работал над романом «Княгиня Лиговская» (1836). Действие происходит в Петербурге, где Печорин встречает свою былую возлюбленную, Веру, которая теперь замужем и носит фамилию мужа — Лиговская. Печорин ведет себя, как Онегин в последних главах пушкинского «Евгения Онегина»: он пытается добиться внимания княгини Лиговской.
✍️ Лермонтов не дописал этот роман, а двоих его героев забрал в «Героя нашего времени» — Печорина и Веру. Вере автор дал нового мужа и другую фамилию, а фамилию Лиговская отдал княжне Мэри.
🕰 Как мы видим, Лермонтов находится в поиске наиболее адекватного выражения своих мыслей по поводу поколения. Он нашел нужную форму, когда разделил жизнь Печорина на пять фрагментов, каждый из которых по-своему отражал личность этого «героя века». Петербургские главы в этот роман он не включил, хотя несколько раз намекает на них (в истории Печорина и Веры).
❇️ Почему Печорин романтический герой? Он постоянно скучает. В главе «Бэла» Лермонтов устами повествователя намекает, что эту привычку — скучать — Печорин перенял у англичан (намек на байронизм). Какой-либо смысл его жизнь обретает только в крайних проявлениях — в момент опасности, в мимолетном любовном увлечении, в рефлексивной исповедальности дневника.
🔎 Еще одна черта романтизма — автор критически анализирует своего героя. Лермонтов смотрит на Печорина несколько со стороны, но не спешит произносить приговор. Дело в том, что в Печорине слишком много от самого автора. Со стороны Лермонтова такой взгляд на героя — это беспощадный самоанализ.
Романтическая волна в литературе не иссякла даже в 1840-х годах, когда на первый план вышел реализм. Давайте посмотрим, что происходило в литературе на стыке двух течений.
❇️ Романтические произведения продолжают создаваться параллельно первым публикациям произведений реализма. Например, пьесы Генрика Ибсена «Пер Гюнт», «Бранд», «Кесарь и Галилеянин» или грандиозный романтический эпос о короле Артуре — «Королевские идиллии» Альфреда Теннисона (1859). Роман «Моби Дик» Германа Мелвилла (1851) и сборник стихов «Цветы зла» Шарля Бодлера (1857) тоже относятся к романтизму.
🤝 Многие авторы-реалисты периодически обращались к романтическим образам и фактически соединяли романтическое и реалистическое в своем творчестве. Так делали Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Эмили и Шарлотта Бронте, Иван Тургенев.
❇️ В декадентскую эпоху, когда наметился кризис реализма, романтизм переживает своего рода ренессанс. Новый виток романтизма рубежа 19-20 веков называют неоромантизмом.
📖 На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра. Поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит сильная личность с одной яркой чертой характера. Например, Данко и Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького (1894), Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона (1909).
👥 Вот некоторые авторы- неоромантики:
▪️ Редьярд Киплинг
▫️ Джозеф Конрад
▪️ Генри Райдер Хаггард
▫️ Роберт Льюис Стивенсон
▪️ Брэм Стокер
▫️ Артур Конан Дойль
▪️ Говард Филлипс Лавкрафт
▫️ Джек Лондон
▪️ Максим Горький (в раннем творчестве)
▫️ Герберт Уэллс
▪️ Александр Грин
▫️Александр Беляев
▪️ Александр Чаянов
▫️ Антуан де Сент-Экзюпери
▪️ Герман Гессе
▫️ Юрий Олеша
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О «Сильфиде» Одоевского и конфликте поэзии и прозы жизни
Мы поговорили о романтизме. Вспомним главное и подведем итоги.
🌀 Мир романтиков — мир искусства, фантазии и красоты. Именно красоту и гармонию романтики искали в жизни.
👤 Герой романтизма бесконечно стремится куда-то, хочет найти идеал. Но поскольку поиск — путь извилистый, то он много раз будет оступаться, сталкиваться с тем, что он не прав и убеждаться, что это была всего лишь иллюзия. Романтический герой всегда занят поиском иного: это сны, фантазии, красота.
➡️ Предшественники романтизма: готическая литература и сентиментализм.
♠️ Готика — мрачная литература, которая принципиально противостояла тайное господствовавшему в эпоху Просвещения культу разума.
♥️ Сентиментализм открыл мир чувств в литературе. Романтизм полностью впитал в себя сентименталистские традиции — культ природы как вместилища божественного начала.
⚰️ Мы узнали о таком течении сентиментализма как кладбищенская поэзия — тексты о бренности человеческого существования.
➡️ Романтики требовали полной свободы для художника, считали, что в литературе не должно быть никаких запретных тем, жанровых и формальных ограничений. Они стремились к синтезу искусств: в творчестве должны быть объединены поэзия, философия, религия и другие виды искусств.
🇩🇪 Романтизм возник в Германии благодаря группе йенских романтиков. Это Новалис (Фридрих фон Харденберг), братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Вильгельм Генрих Ваккенродер.
➡️ Романтизм рождает тексты причудливых форм из-за стремления к формальной свободе.
🧩 Главным жанром романтизма становится фрагмент — краткая фиксация того, что пришло в голову романтику. Отрывочная мысль, набросок идеи или зарисовка, отражающая вдохновенный творческий импульс.
🎨 Еще одна литературная форма с разными по содержанию, форме и стилю фрагментами, причудливо соединенными в единое целое — арабески.
🤹🏻 Ключевое понятие романтизма — романтическая ирония — понятие, сформулированное йенскими романтиками. Ирония может распространяться не только на пошлую действительность, но и на самого романтического героя.
➡️ Мы поговорили о двух основных школах английского романтизма: поэтах-лейкистах и поэзии Байрона и Шелли.
💦 «Озерная школа», поэты-лейкисты (Lake Poets) — группа из трех поэтов: Уильям Вордсворт, Сэмюэль Тейлор Колридж, Роберт Саути. Они верили в иррациональное, традиционные христианские ценности и идеализировали средневековое прошлое.
🎩 С поэтами «Озерной школы» неустанно полемизировали английские романтики второго поколения — Джордж Гордон Байрон и Перси Биши Шелли. Байрон создал тип загадочного и и харизматичного байронического героя.
➡️ Познакомились с другими интересными примерами и жанрами романтизма
🐈 Коснулись творчества Гофмана и узнали, что «Житейские воззрения кота Мурра» — одно из самых причудливых сочинений Гофмана. Совмещение биографии музыканта и дневника кота в романе — реализация двух важных романтических принципов — иронии и арабесок.
⚔️ Узнали, что в 1829 году в Париже состоялась так называемая «Битва за Эрнани» — премьера гиперромантической пьесы Виктора Гюго.
🚩 Поговорили про поиск национальной идеи — одной из граней философии романтизма во всех странах. В России на волне поисков национальной идеи формируется идеология славянофильства.
🕰 Узнали о важном жанре романтизма — историческом романе, его первооткрывателем считается Вальтер Скотт и его первый исторический роман «Уэверли» (1814). Исторический роман — это рыцари, замки, поединки, описания битв, застолий, крепостных стен и доспехов. Роман рассказывает о чем-то прошлом, но так, чтобы это вызывало эмоциональный отклик.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день