Рим: архитектура Вечного города
Поиски национального стиля в архитектуре в 19 веке
19 век — время объединения раздробленной Италии и избавления от иноземного господства. Посмотрим, как эти события отразились на архитектуре Рима.
1. Джованни Паоло Панини. Интерьер Пантеона, 1735
2. Джованни Паоло Панини. Вид на Римский форум, 18 век
3. Джованни Баттиста Пиранези. Храм Сатурна из серии «Виды Рима», 1745
4. Джованни Баттиста Пиранези. Руины стадиона Домициана и акведука Нерона
5. Фрагменты карты Forma Urbis, 3 век до н. э.
6. Джованни Баттиста Пиранези, восстановленная Forma Urbis.
7. Джованни Баттиста Пиранези, проект Марсова поля, 18 век
8. Джамбаттиста Нолли. Карта Рима (фрагмент), 1748
Давайте рассмотрим Рим 18–19 веков. Это было непростое время для города и для всей Италии, которое не могло не отразиться на архитектуре.
👑 К началу 19 века Италия успела побывать под властью Испании, Франции и состояла из отдельных княжеств. К середине столетия набрало силу национально-освободительное движение. В 1870 году войска объединенного Итальянского королевства заняли Рим, и он стал столицей Италии.
🔨 Памятники Рима играли все более важную роль в глазах всего мира. Туризм стал важным источником дохода. О памятниках начали заботиться, хотя иногда это принимало странные формы — например, в середине 18 века «восстановили» фриз под куполом Пантеона. В итоге он стал совсем непохож на оригинал.
🔎 Активно развивалась археология. От использования памятников перешли к их исследованию, восстановлению и даже консервации отдельных участков города с руинами специально для туристов.
🏛 Сформировался образ Рима как города не отдельных памятников, а великой архитектурной культуры. Этому способствовали ведуты — городские пейзажи Джованни Паоло Паннини и Джованни Баттиста Пиранези. Художники изображали и современный Рим, и античные руины.
▪️ Пиранези делал гравюры не только памятников, но и руин римской инфраструктуры, показывая, что это был город не только храмов и колизеев, но и технологий.
📐 Активно развивалась картография
▪️ Тот же Пиранези восстанавливал Forma Urbis — «Мраморный план», античную карту 3 века до н. э., от которой остались только фрагменты. В другом проекте он, наоборот, предложил фантазийную карту застройки Марсова поля. Это была попытка представить, каким Рим мог быть. Этот проект стал одним из первых примеров бумажной архитектуры.
▪️ Архитектор Джамбаттиста Нолли создал карту, на которой Рим выглядел как общественное пространство: улицы, площади и здания, открытые для людей, были показаны белым, остальное — черным. Для создания карты площадью 2 квадратных метра Нолли с помощниками 11 месяцев измеряли город.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Латеранская базилика, арх. Алессандро Галилеи, фасад 1732–1735
2, 3. Фонтан Треви, арх. Никола Сальви, 1735
4. Санта-Мария дель Приорато, арх. Джованни Баттиста Пиранези, перестройка 1760-х
5. Квиринальский дворец, перестройка 18 века
6. Испанская лестница, арх. Алессандро Спекки, Франческо де Санктис, 1723–1725
Рассмотрим несколько примеров того, какой была архитектура Рима в 18-м веке.
⛪️ Фасад Латеранской базилики. Саму базилику построили еще в 315 году, но потом не раз перестраивали. В 1730-е папа Климент VII объявил конкурс на проект главного фасада с восточной стороны. Поступило больше 20 заявок из Рима, Флоренции, Болоньи и Венеции. Победителем стал флорентийский архитектор Алессандро Галилей. Он предложил фасад в палладианском стиле с простой, ясной архитектурой в противовес популярному тогда барокко.
⛲️ Фонтан Треви. Самый большой фонтан Рима высотой 25,9 метра — пример позднего барокко. Он примыкает к Палаццо Поли, создавая вместе с ним единый скульптурно-архитектурный ансамбль. Вода в него поступает через акведук Аква Вирго, построенный еще в 19-м году до н. э.
🧩 Санта-Мария дель Приорато. Перестройка старой церкви и площади перед ней — единственный архитектурный проект Пиранези. Фасад однонефного здания в стиле классицизма украшен пилястрами, а в рельефах видны мотивы Древнего Рима и государства этрусков — сказалось увлечение архитектора древностями.
🌳 Квиринальский дворец. Построенный еще в 16-м веке дворец в 18-м веке перестроили в духе Версаля и других европейских дворцов эпохи классицизма. На территории дворца также находится знаменитый сад 17-го века.
🔝 Испанская лестница. Барочная лестница из 135 ступеней ведет от Испанской площади к церкви Тринита-деи-Монти. О лестнице в этом месте задумались еще в 16 веке, но только в 1723–1725 годы на нее нашли деньги — строительство профинансировал французский дипломат.
1. Джузеппе Гарибальди (1807–1882)
2, 3. Проект Наполеоновского дворца на Капитолийском холме, арх. Сципион Перозини, 1800-е
4, 5. Braccio Nuovo, арх. Рафаэль Стерн, 1807
6. Витториано, арх. Джузеппе Саккони, 1885–1935
7. Дворец правосудия, арх. Гульельмо Кальдерини, 1888–1910
8. Площадь Республики, арх. Гаетано Кох, 1887–1898
Мы перешли к 19 веку. Отдельные итальянские регионы находились под руководством то французов, то испанцев, то австрийцев — однако Италии удалось вернуть независимость.
⚔️ В 1870 году завершилось Рисорджименто — национально-освободительное движение, целью которого было объединение раздробленной Италии и избавление от иноземного господства. Одним из лидеров Рисорджименто был Джузеппе Гарибальди, национальный герой Италии. Взятие Рима стало последним этапом воссоединения Италии.
Посмотрим, как эти драматические события отразились на архитектуре 👇
⁉️ Проект Наполеоновского дворца на Капитолийском холме. В 1800-х годах, когда Наполеон владел Европой и в том числе Италией, многие итальянцы предлагали свои амбициозные проекты в надежде на поддержку императора. Проект Сципиона Перозини был одним из них: он предлагал снести площадь Микеланджело, а на этом месте построить Наполеоновский дворец.
▪️ Центральным элементом дворца должен был стать Палаццо Сенаторов. По проекту от дворца спускались террасы к Римскому форуму, который предлагалось снести, вместо него построив Наполеоновский форум. План Перозини также включал здания двадцати министерств, апелляционный суд, префектуру, таможню, казармы для Имперской гвардии и палаты для конституционных собраний.
▪️ Проект оказался слишком дорогим, к тому же предполагал разрушения античных и более поздних памятников, которые не снились даже варварам.
🆕 Braccio Nuovo («Новый рукав»). Ответвление от основного музея Кьярамонти в Ватикане. Его построили по желанию папы Пия VII, который хотел расположить там классические скульптуры, возвращенные Францией. Архитектором стал Рафаэль Стерн. Он спроектировал галерею в неоклассическом стиле, архитектурный язык и цветной мрамор отсылают к зданиям эпохи Римской империи. Стены украшены барельефами в античном духе.
👑 Витториано. Монумент в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. Задуман как современный трехуровневый форум, соединенный лестницами, с доминирующим портиком с колоннадой. Именно в таком сочетании неоклассицизма, эклектики и ампира видели тогда возрождение национального итальянского стиля.
⚖️ Дворец правосудия. Еще один пример поиска национального стиля после объединения Италии. Грандиозное здание 170 на 155 метров в необарочном стиле украшено бронзовой квадригой, статуями и богатым декором.
⚪️ Площадь Республики. Круглая площадь повторяет форму экседры — полукруглой ниши Терм Диоклетиана, которые находились на этом месте. Портики вокруг площади построены на месте античных зданий. Пример того, как итальянская архитектура демонстрирует преемственность с античным Римом.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день