Рим: архитектура Вечного города
Эпоха Возрождения и барокко: возвращение славы
В эпоху Возрождения и барокко в Риме прокладывают новые улицы и возводят масштабные архитектурные памятники. Посмотрим, как Рим снова стал городом цивилизации.
1. План Рима, 15 век
2. Идеализированное изображение Рима. Нюрнбергские хроники, 1493
3. Фасады и планы жилых домов в Риме, 15–16 века
4. Фасад жилого дома Каса Вакка (Casa Vacca). Рим, Италия, конец 15 века
5. Фасад жилого дома Каса ди Фьяметта (Casa di Fiammetta). Рим, Италия, конец 15 века
6. План города с нанесением главных улиц, пробитых и реконструированных в 16–17 веках
7. План Рима, 1705
Давайте узнаем, в каком состоянии Рим подошел к эпохе Возрождения и что в нем происходило.
🧱 К началу 15 века Рим находился в запустении. Часть сооружений превратили в церкви, часть перестроили, а некоторые превратили в жилые дома. Но большая часть так и осталась под землей — императорские форумы, Колизей и триумфальные арки.
✝️ Ситуацию начали менять папы.
▪️ Николай V начал реконcтрукцию в связи с подготовкой к юбилейному 1450 году — святому году, который католики отмечали с 1300 года каждые 50 лет, а теперь празднуют раз в 25.
▪️ Сикст IV активно занялся градостроительством: при нем сносили старые дома и прокладывали новые улицы, а также запретили стихийную застройку.
▪️ Юлий II затеял реконструкцию папского Дворца и Ватикана. В это время началось возведение грандиозного собора св. Петра на месте старой базилики.
▪️ Лев X продолжил масштабное строительство. К 1520-м годам в Риме появились здания, не уступающие по масштабам античным памятникам.
▪️ Сикст V решил связать главные места паломничества католиков прямыми улицами. Архитектура этого периода продолжила развитие идей барокко, начатое еще Микеланджело.
🏘 Ключевым изменением в застройке Рима стало появление новых улиц и площадей. Регулярное расположение больших зданий и благоустройство при отсутствии единой системы улиц надолго определили облик города. Одним из элементов благоустройства стали фонтаны. Так Рим снова становился городом цивилизации.
🏠 Развивалось жилое строительство. Из-за сложной юридической системы строить можно было только на небольших неровных участках. Поэтому кирпичные дома в 4–5 этажей получались с нерегулярной планировкой и неправильной формой помещений. На первом этаже обычно размещали лавки и мастерские, а выше — жилые квартиры. Фасады были очень простыми: первый этаж мог покрывать равномерный руст из камня, выше этажи разделялись тонкими горизонтальными членениями по линии подоконников.
🐚 Пришедшее на смену Возрождению барокко по-другому относилось к городскому пространству.
▪️ Возрождение — статичное: архитектура ориентируется на статичного или двигающегося по одной оси зрителя, стремится к простоте и ясности внутри.
▪️ Барокко — динамичное: акцент на постоянно изменяющейся точке зрения и эффектам, свобода в формировании внутренней структуры, комбинировании разных помещений.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2. Палаццо Массимо, 1586–1588
3. План Палаццо Массимо
4, 5. Плаццо Фарнезе, 1515
6. Санта Мария дель Пополо, 1472–1477
7. Сант Агостино, 1479–1483
8. Капитолий. Гравюра Этьена Дуперака, 1568
9, 10. Площадь Капитолия, 16–17 века
Теперь подробнее изучим римскую архитектуру эпохи Возрождения на примере нескольких объектов.
🏛 Палаццо Массимо. Он построен на небольшом неровном участке, поэтому немного асимметричен, но выглядит гармонично. Внутренний двор с трех сторон застроен комнатами и лоджиями, с четвертой — сплошной стеной. На нижней части фасада находятся парные пилястры, верхняя часть плоская. Все вместе эти детали создают симметричную композицию.
🧩 Палаццо Фарнезе. Первый архитектор Антонио да Сангалло Младший ориентировался на классические палаццо, проектируя трехэтажный дом с простым фасадом. Завершал работы его конкурент Микеланджело. Предвосхитив барокко, он усложнил фасад, добавил пилястры, портал с рустом, карниз на внутреннем дворе.
✝️ Санта Мария дель Пополо. Церковь второй половины 15 века построена на фундаменте романской часовни 1099 года. У церкви три нефа, в плане она имеет форму латинского креста. Фасад разделен ордером на две половины. Переход от боковых нефов к центральному изящно оформлен плавной линией фронтона.
⛪️ Сант Агостино. Первое купольное сооружение Рима эпохи Возрождения. В плане тот же латинский крест с тремя нефами. Однако в композиции встречаются случайные элементы вроде изломанного карниза первого этажа.
👁 Площадь Капитолия. Архитектурный ансамбль построен Микеланджело на Капитолийском холме, который в средние века пришел в запустение.
▪️ Архитектор хотел объединить несколько старых зданий в единую архитектурную композицию — небывалый по тем временам проект. Даже для Рима.
▪️ Центральное сооружение ансамбля — Палаццо Сенаторов. Микеланджело немного переделал его фасад. По краям симметрично расположил одинаковые двухэтажные здания — Палаццо Консерваторов и Капитолийский музей.
▪️ Микеланджело через архитектуру выразил общественное значение зданий, окружающих площадь, а также ключевую роль античной скульптуры в композиции. До конца его проект воплотили только в 17 веке.
1, 2. Санта-Сусанна, 1603
3–5. Сан-Карло алле Куатро Фонтане
6, 7. Палаццо Монтечиторио
8–10. Площадь Св. Петра
Мы добрались до барокко. Посмотрим, какие здания и целые ансамбли в этом стиле появились в Риме.
⛪️ Санта-Сусанна. Композиция фасада церкви начала 17 века в целом напоминает, например, Санта Мария дель Пополо. Однако фасад Санта-Сусанна усложнен колоннами, балюстрадой над треугольным фронтоном портала — входа внутрь.
📏 Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Церковь находится на маленьком участке на углу площади и виртуозно вписана в него. Основой объем церкви — овал с куполом, но внутреннее пространство усложнено нишами и проемами в соседние помещения. Волнообразные наружные объемы здания, утяжеленная ордером нижняя часть фасада усиливают ощущение общего движения вверх.
🧱 Палаццо Монтечиторио. Линия фасада дворца соответствует очертаниям площади, на которой он стоит. Центральная часть здания выступает вперед, а боковые постепенно отступают, как крылья. На оштукатуренном фасаде практически нет декора, пилястры есть только на линиях изломов.
🙏 Площадь Св. Петра. Площадь должна была усилить впечатление от нового фасада Собора Св. Петра. Сначала ее хотели сделать квадратной, но тогда бы ближайшая к Ватикану колоннада скрывала папу от людей перед балконом.
▪️ Архитектор Бернини предложил гениальное решение — овальную форму. Теперь площадь с обелиском посередине охвачена гигантскими колоннадами, как руками — символ церкви, раскрывающей объятия верующим.
▪️ Колоннады расходятся в стороны, так что Собор Св. Петра кажется меньше, чем он есть на самом деле. Только подойдя ближе, человек осознает истинный масштаб архитектуры.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день