angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рим: архитектура Вечного города

Современный Рим: от рабочих кварталов до Захи Хадид

На смену консервативному имперскому духу Муссолини приходит архитектура модернизма, а затем постмодернизма. Рассмотрим, как эти стили раскрылись в Риме.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1, 2. Торговый центр La Rinascente. Арх. Франко Альбини, Рим,
1958–1961
3. Станция метро «Колизей», Рим
4. Torre Alitalia, Миланская архитектурная студия. Рим, 1965
5. Сан-Джованни-Кризостомо-а-Монте-Сакро-Альто. Рим, 1969
6. Санта-Мария-делла-Визитационе. Арх. Саверио Бусири Вичи,
Рим, 1965
7–9. Жилой комплекс «Ковиале», Рим, 1975—1984
10. Малый Дворец спорта. Арх. Аннибале Вителоцци и Пьер Луиджи
Нерви, Рим, 1957

Прежде чем начать говорить об архитектуре Рима после Муссолини и до наших дней, выясним, что происходило в Италии после Второй мировой войны.

📈 С 1950-х годов страна активно развивалась. Крупные капиталовложения в ключевые отрасли производства позволили кардинально обновить и перезапустить их.

🏗 Рим адаптировался к требованиям времени. Нужно было строить жилье и инфраструктуру для людей. На смену консервативному имперскому духу Муссолини пришла архитектура модернизма.

🛍 Торговый центр La Rinascete. Архитектор Франко Альбини ориентировался на историческую архитектуру, но воплотил ее в модернистской традиции. Вынесенную наружу структуру каркаса дополняют филенчатые панели из красного кирпича.

🚇 Станции метро «Колизей». Метрополитен в Риме начали делать в 1950-е годы. Вход в павильон станции выполнен с отсылками к древнеримской архитектуре.

🏢 INAIL Tower (бывшее здание авиакомпании Alitalia). Построена в 1965 году в районе Квартала всемирной выставки. Облик и силуэт башни гармонично вписывается в квартал. Когда в 1980-х здание купила компания IBM, его перестроили из-за проблем с безопасностью и сейсмоустойчивостью.

🙏 Сан-Джованни-Кризостомо-а-Монте-Сакро-Альто. Церковь Иоанна Крестителя построили в 1969 году. Над входом установили большой бетонный козырек, который поддерживает колонна. Интерьер очень простой, с бетонными стенами, а окна украшены витражами.

⛪️ Санта-Мария-делла-Визитационе. Еще одна церковь с необычной железобетонной архитектурой: на вертикальные ребра установлены горизонтальные площадки, а рядом установлена цилиндрическая колокольня.

🚪 Корвиале. Жилой комплекс на окраине Рима построили в 1975–1984 годы. Основной идеей было отойти от концепции «спальных районов» без социальной инфраструктуры, появившихся в 1960-х годах, и создать полностью автономное жилье с театрами, школами, больницей, рынком. Идея не сработала, объекты инфраструктуры обветшали, а сам жилой комплекс превратился в гетто.

🏀 Малый Дворец спорта. Комплекс возвели к летней Олимпиаде-1960. Его главная особенность — бетонный купол диаметром 61 метр, построенный из полутора тысяч элементов. Сборку конструкции завершили всего за 40 дней. Купол спроектировал Пьер Луиджи Нерви — гениальный инженер, который сделал бетон поэтичным материалом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Национальная библиотека. Арх. Массимо Кастеллацци, Туллио
Дель Анезе и Аннибале Вителлоцци, Рим, 1975
2. Церковь Св. Ахилла. Арх. Джорджио Гуиди, Рим, 1973
3. Мечеть и культурный центр. Арх. Паоло Портогези, Рим, 1975–1995
4. Район Винье Нуов. Арх. Лусио Пассарелли, Рим, 1971–1979
5, 6. Casa Papanice. Арх. Паоло Портогези, Витторио Джильотти, Рим, 1966
7, 8. Дворец ESSO. Арх. Джулио Лафуэнте, Рим, 1977

Мы добрались до архитектуры постмодернизма. Посмотрим, как она раскрылась в Риме.

🧩 Италия была одним из оплотов постмодернизма. Хотя, как и с модернизмом, больше досталось Милану и Флоренции, а не Риму. Также итальянские архитекторы были очень популярны и влиятельны в остальной Европе.

🏛 В отличие от американского, итальянский постмодернизм не любит заигрывать с деталями. В исторической архитектуре Италии столько деталей, что современному архитектору бесполезно с ней соревноваться.

📐 Вместо этого итальянский постмодернизм больше фокусируется на игре с пространствами. Он использует исторические отсылки к пространствам, а не к деталям. Хотя везде есть исключения.

📚 Национальная библиотека. Новое здание библиотеки из четырех секторов появилось в 1975 году. Архитекторы отдали должное итальянскому рационализму, покрыв фасад внешними сетками.

⛪️ Церковь Св. Ахилла. Невысокий храм из железобетона с облицовкой из красного кирпича и цилиндрической колокольней. В плане это четверть круга с алтарем в углу. Перед залом для литургий — атриум со статуей Св. Ахилла, внутри апсиды установлен электроорган.

🕌 Мечеть и культурный центр. Представляет собой несколько асимметричных объемов, связанных вокруг центрального молитвенного пространства на оси между ними. Большой купол одновременно отсылает и к турецким мечетям, и к римским постройкам от Пантеона до Собора Св. Петра.

🏘 Район Винье Нуове. Жилой комплекс с рядом общественных зданий, занимает треугольную площадь в 8 гектаров. Жилая зона находится в трех больших зданиях по периметру треугольника с 524 квартирами на 3300 жителей. Фасад прорезан по горизонтали ленточными окнами, бетонные панели украшены розовой мраморной крошкой.

🏠 Casa Papanice. Трехэтажная вилла с одной квартирой на каждом этаже и небольшой мансардой. Криволинейные стены по периметру очерчивают всю композицию. Фасад покрыт вертикальными разноцветными полосами майолики, напоминающими природные расцветки. Вместо парапетов балконов — металлические трубы, напоминающие орган.

🏢 Дворец ESSO. Офисное здание для нефтяной компании строили в болотистой местности. Нужно было использовать минимальное количество свай. Технологическое решение привело к появлению одного из самых необычных силуэтов в офисном строительстве.

1, 2. Национальный музей искусств 21 века. Арх. Заха Хадид, Рим, 2010
3, 4. Парко-делла-Музика. Арх. Ренцо Пиано, Рим, 1994–2002
5, 6. Церковь Дио-Падре-Мизерикордиозо. Арх. Ричард Майер, Рим, 2003
7, 8. Торре Евроскай. Арх. Франко Пурини, Рим, 2012
9, 10. Клауд. Арх. Массимилиано Фуксас, Рим, 2016

Поговорим о современной архитектуре Рима.

А вот почему в ней нет ничего особенного 👇

🏗 Строительные работы в таком городе сопряжены с большими трудностями: нет места, давит историческая архитектура, на каждом шагу ограничения. Крупные проекты, которые нужны современному девелоперу, не помещаются в Риме.

🏛 В современных зданиях нет особенного римского духа — возможно потому, что он ослаб после многих лет экономических и политических неурядиц (в отличие от миланского). Если все же удается найти место под строительство, получается обыкновенная архитектура, которую можно встретить в любой точке мира.

🖼 Национальный музей искусств XXI века — проект Захи Хадид. Деконструктивистское здание строили поверх фасада старых казарм Монтелло. От главного входа тянется изогнутая галерея, которую горожане прозвали «макарониной» — гибкое пространство музея связывает две улицы.

🎹 Парко-делла-Музика. Большой музыкальный комплекс архитектора Ренцо Пиано. Состоит из трех концертных залов разных размеров и театра под открытым небом. У каждого зала своя звукоизоляция, но их объединяет общий вестибюль.

⛪️ Церковь Дио-Падре-Мизерикордиозо. Три изогнутые стены с южной стороны церкви, по замыслу архитектора Ричарда Майера, помогают поддерживать температурный баланс внутри: большие площади бетона накапливают тепло, помогая экономить энергию.

🏢 Торре Евроскай. Этот отель — высочайший небоскреб в Риме и один из крупнейших в Италии. Находится рядом с Кварталом всемирной выставки. Архитектор Франко Пурини вдохновлялся средневековыми башнями, которыми усеян центр города.

Клауд — комплекс общественных и коммерческих пространств, спроектированный Массимилиано Фуксасом. Его фасад из стекла, металла и бетона отсылает к рационализму 1930-х годов. Внутри в центре комплекса посреди конференц-залов находится «облако» — что-то вроде кокона из высокотехнологичного мембранного стекловолокна и огнестойкого силикона. Внутри «Облака» — пять этажей, ведущих к залу на 1800 человек.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;