angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура русского авангарда

Архитекторы вне направлений: Мельников, Фомин и Голосов

Мельников отрицал теорию, у Фомина была идея нового стиля, а вот Голосов пытался разработать полностью новую концепцию архитектуры. Разберем их идеи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Павильон Всероссийского махорочного синдиката на сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, Москва, 1923
2. Павильон СССР на Международной выставке в Париже, 1925
3. Дом Мельникова, арх. Константин Мельников, Москва, Россия, 1927–1929
4. Мельников с женой рядом с каркасом строящегося дома
5. Клуб фабрики «Буревестник», арх. Константин Мельников, Москва, Россия, 1928–1930
6. Клуб Дорогомиловского завода им. Фрунзе, арх. Константин Мельников, Москва, Россия, 1927–1929
7. Клуб Русакова Союза Коммунальников, арх. Константин Мельников, Москва, Россия, 1927–1929
8. Клуб Русакова — разрез демонстрирует образ мысли Мельникова: форма здания возникает как пересечение разных точек зрения в зале клуба
9. Гараж Интуриста, арх. Константин Мельников, Москва, Россия, 1932–1934
10. Гараж Госплана, арх. Константин Мельников, Москва, Россия, 1936

В рассказе об авангарде не обойтись без Константина Мельникова. Давайте узнаем, почему этот человек так важен для авангарда.

📐 Родился в Москве в семье рабочего-строителя, работал мальчиком на побегушках в магазине. Любил рисовать. Знакомый инженер помог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где Мельников окончил сперва живописное отделение, а потом и архитектурное — в 1917 г. В эти годы он работал в духе неоклассики, восхищаясь примером Жолтовского. Но в начале 20-х годов вдруг выступил с одним из первых примеров авангардной архитектуры.

💡 Павильон Всероссийского махорочного синдиката на сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве уже был ярким заявлением о возможностях Мельникова. Энергичная композиция, консольные свесы, угловое остекление, открытая винтовая лестница, плакаты, и главное — Мельников предложил заказчикам перестроить сам конвейер по производству махорки из горизонтального в вертикальный. Заказчики были резко против, но Мельникова поддержал главный архитектор выставки — Алексей Щусев.

👥 Мельников и дальше не боялся конфликтовать с заказчиками и коллегами. Держался особняком, ни в какие группы не вступал, презирал саму идею метода проектирования, считая, что архитектор не должен быть догматиком, а наоборот изобретать новое. У Мельникова нет ни одного похожего проекта, каждая задача решена по-новому. Он придерживался тонкого баланса между функцией и формой, потребностями заказчика и своими интересами. Его современник, архитектурный критик Роман Хигер назвал его «эквилибристом и парадоксоманом».

🏠 Наверное, из-за этого у Мельникова не было интересных крупных проектов (хотя он участвовал во всех громких конкурсах, от Дворца труда до Наркомтяжпрома). Зато ему удалось спроектировать несколько рабочих клубов, гаражей, рынков, выставочных павильонов, и конечно, свой знаменитый дом на Арбате. В каждом проекте — очень смелое решение функции и неожиданная связь с формой, остроумное решение какой-то практической задачи, инженерной или экономической.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Доходный дом акционерного общества «Новый Петербург», арх. иван Фомин, Санкт-Петербург, Россия, 1912–1914
2. Здание областной научной библиотеки, арх. иван Фомин, Иваново, Россия, 1931
3. Проект Новый Петербург на части острова Голодай, арх. иван Фомин, 1912
4. Дом Общества «Динамо», арх. иван Фомин, Москва, Россия, 1928–1931
5. Здание Наркомата путей сообщения, Москва, Россия, 1932–1938
6. Проект здания Наркомтяжпрома в Москве, 1934–1936

7. Дом Совета Народных Комиссаров УССР, Киев, Украина, 1934–1938

Теперь познакомимся с еще одним ярким архитектором, который успел поработать в модерне и неоклассике, прежде чем пришел к авангарду — это Иван Фомин.

Начал работать архитектором в конце 1890-х, придерживаясь принципов модерна и неоклассики. Работал с Шехтелем, Кекушевым, сотрудничал с журналом «Мир искусства». В 1912 году он предложил для застройки части острова Голодай (сейчас остров Декабристов) на Неве проект, который назвал Новый Петербург — композицию в палладианском духе, но в масштабе целого района.

💡 В середине 20-х он пришел к новой идее, в которой пытался совместить монументальность неоклассики и энергичность нового времени. Он назвал это «пролетарской классикой» — очищенный от деталей ордер, который совмещается с модернистскими остекленными фасадами.

✍️ Писал об этом так: «Надо сделать шаг назад, чтобы потом смело идти вперед... И вот, я считаю, за базу надо взять классику. Эта база наиболее подходит для создания интернационального стиля. Но само собой разумеется, эту классику надо настолько видоизменить и перекроить, что от нее останется лишь остов, но остов крепкий, мощный, испытанный. Над этой классикой надо много поработать; ее надо упростить, удешевить, стандартизировать, лишить ее элементов роскоши, бутафории и всякого налета аристократизма, одним словом, опролетаризировать».

🏛 Монументальность подхода Фомина, микс между авангардом и классикой, оказалась близка к следующему этапу — обращению к классике в 1930-х годах. Однако сам Фомин на этом поприще себя проявить почти не успел, поскольку умер в 1936 году. Здание Совнаркома УССР в Киеве демонстрирует его возможности в новой идеологической обстановке.

1. Городская хлебопекарня (проект), арх. Илья Голосов, Москва, 1920
2. Дворец труда (конкурс), арх. Илья Голосов, Москва, 1922–1923
3. Проект павильона Дальневосточной республики на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, арх. Илья Голосов, 1923
4. Московское отделение редакции газеты «Ленинградская правда»
(конкурс), арх. Илья Голосов, Москва, 1924
5. Проект Дома Электробанка, арх. Илья Голосов, Москва, 1925
6, 7. Проект Смоленского крытого рынка, арх. Илья Голосов, 1926
8, 9. Клуб им. С. Зуева, арх. Илья Голосов, Москва, 1927–1929

Илья Голосов — архитектор, придумавший «теорию построения архитектурных организмов». Если у Мельникова не было никакой теории, у Фомина — идея нового стиля, то Голосов пытался разработать полностью новую концепцию архитектуры. Разобраться в ней непросто!

👦 Голосов родился в семье священника. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище, получил звание архитектора после учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Работал ассистентом у Ивана Кузнецова, Сергея Соловьева, Алексея Щусева, Игоря Грабаря.

✍️ В начале 20-х годов создал «теорию построения архитектурных организмов». Дал в ней свои определения понятиям «масса» и «форма».

▪️ Масса — простейшая объемная форма, которая не несет никакого содержания.

▪️ Форма — зависима от содержания, выявляет это содержание.

▪️ Если в архитектурную массу вкладывается определенное содержание, она становится формой — обретает вес, структуру, материал, плотность.

⚖️ Выделял «объективную» и «субъективную» массу. Cубъективная масса не зависит от других масс, существует сама по себе Она становится композиционным ядром здания, центром, которому подчинены все остальные массы — объективные.

🔲 «Движение, заключенное в массах» — геометрические свойства масс, которые их соединяют и притягивают по определенным правилам, которые он тоже описал — линия тяготения, простая зависимость, сложная зависимость.

📐 В итоге у Голосова получалась система, похожая на рационализм. Но он пытался сделать ее такой же строгой, как расчеты конструктивистов. А в его архитектуре было немного и от тех, и от других. Вокруг Голосова объединилась группа его учеников по ВХУТЕМАСу и Политехническому институту. С середины 1920-х годов Голосов обратился к конструктивизму.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;