angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура русского авангарда

Русская архитектура до революции

Для того, чтобы понять, откуда взялся русский авангард, надо разобраться в архитектуре на рубеже 19 и 20 веков. Рассмотрим ее в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1–3. Футуристическая опера «Победа над Солнцем» и эскизы костюмов Казимира Малевича
4. Проект башни Татлина
5, 6. Проект здания редакции газеты «Ленинградская Правда»
7. Павильон станции метро «Красные ворота»
8. Дом общества «Динамо»
9. Проект Дворца Советов

1. Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз», сегодня — здание ЦУМ (эклектика)
2. Кондитерская фабрика «Большевик» («кирпичный стиль»
, вариант эклектики)
3. Электростанция ГЭС-2 («кирпичный стиль»
, вариант эклектики)
4, 5. Витебский вокзал, Санкт-Петербург (модерн)
6. Дом Елисеевых в Санкт-Петербурге (модерн)
7. Типография «Утро России» (модерн)
8. Здание Русского торгово-промышленного банка, Санкт-Петербург (неоклассика)
9. Дом Тарасова (неоклассика)
10. Дом Товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник» (неоклассика)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте рассмотрим архитектуру на рубеже 19 и 20 веков.

Архитектура до революции 👇

⛩ Эклектика, о которой мы уже говорили, открыла перед архитекторами возможность свободно использовать стили разных эпох и регионов. Главное — убедительность результата, его оригинальность и увлекательность. Эклектика помогла разрушить стереотипы как у архитекторов, так и у публики. Фигура архитектора как автора, который отбирает исторический материал, комбинирует, увлекает и развлекает, стала особенно важной.

🌿 В модерне, которого мы касались ранее, важнее стала целостность и независимость образа. Отказ от симметрии, использование растительных, фантастических, мистических мотивов давали возможность создать глубокий и целостный образ, который не дробится на части.

🛍 Требования к пластичности формы и любовь к модерну со стороны заказчиков крупных зданий вроде универсальных магазинов приводили к тому, что модерн больше интересовался новыми инженерными и техническими достижениями. И наоборот — художественные формы модерна использовали как в зданиях, так и в других строительных объектах: мостах, эстакадах.

🏛 А вот любовь к неоклассике на рубеже веков родилась как протест против модерна и эклектики. Русский классицизм, особенно в Петербурге, долго не привлекал внимания общественности: от этой архитектуры устали, ее называли «казарменной». Но устав от хаоса эклектики и яркости модерна, многие архитекторы и художники вдруг начали интересоваться неоклассикой и возрождать ее высокие ценности в своей архитектуре.

1, 2. Ткацкий корпус Богородско-Глуховской мануфактуры в Ногинске
3. Торговый дом Московского купеческого общества
4, 5. Ротонда Шухова в Нижнем Новгороде
6. Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге
7, 8. Сызранский железнодорожный мост в Самарской области
9. Перекрытия ГУМа

На рубеже веков развивались новые технологии и менялся взгляд на инженерную эстетику.

Давайте посмотрим, что изменилось 👇

На протяжении всего 19 века и в годы перед революцией в России активно строились металлические и железобетонные сооружения: мосты, эстакады, водонапорные башни, маяки. В облик и интерьеры зданий, в застройку городов начали вторгаться непривычные элементы. Металлические решетчатые конструкции соединялись с природными ландшафтами, а фермы и балки — с каменными деталями, колоннами и украшениями.

🌿 В 19 веке такие элементы пытались скрыть или задекорировать. То, что в начале 20 века их скрывать перестали, не значило, что их полюбили. Когда архитектор создавал проект нового здания, он все еще пользовался старыми архитектурными формами и не был готов использовать эстетические возможности этих конструкций. Зато инженеров уже не смущало то, что они оставляют конструкции открытыми.

👁 Постепенно открытых конструкций становилось все больше — они были как частью зданий, так и общего облика города. Это привело к тому, что люди начали воспринимать их как часть архитектурной композиции, художественный элемент.

1. Лучистые линии, Михаил Ларионов — лучизм
2. Стекло, Михаил Ларионов — лучизм
3. Голубой лучизм, Михаил Ларионов — лучизм
4. Динамизм собаки на поводке, Джакомо Балла — футуризм
5. Велосипедист, Гончарова Н.С. — футуризм
6. Костюмы из спектакля «Победа над Солнцем»
7. Эскизы Малевича для костюмов к опере «Победа над Солнцем»
8. Экспозиция картин Малевича на выставке «0,10» в 1915 году
9. Казимир Малевич. Архитектон «Альфа»

Архитектура всегда находится под влиянием других видов искусства. Давайте посмотрим, какие течения влияли на русскую архитектуру на рубеже веков 👇

🔷 Лучизм — художественная теория и течение в живописи русского авангарда в 1910-х годах. Лучизм считается одним из ранних направлений абстракционизма. Основателем и теоретиком течения был художник Михаил Ларионов. Согласно теории лучизма, человек воспринимает не сам объект, но «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле зрения». Поэтому картины лучистов изображают не сами предметы, а их энергетику. Художники называли свое направление «четвертым измерением живописи».

🗣«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы, — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой».

⭕️ Русский футуризм — еще одно направление в русском авангарде. Русские футуристы мыслили в сходном направлении с итальянским движением, которое возглавлял Филиппо Маринетти. В своем манифесте «Обоснование и манифест футуризма» Маринетти провозглашал культ будущего и разрушение прошлого, восхвалял движение вперед, стремление к скорости. Манифест утверждает прогресс важным художественным символом и настаивает на создании новой концепции красоты.

🗣 «Мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями копоти; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей».

🔴 В России самым влиятельным объединением футуристов стала «Гилея». Туда входили Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. В декабре 1912 года они выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу». Манифест отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией.

🗣 «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

❌ Одной из самых известных работ русских футуристов стала футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над Солнцем». В ней воспевалась идея строительства нового будущего, которое появится только после разрушения старого. Художественным оформлением оперы занимался Казимир Малевич: именно в декорациях к «Победе над Солнцем» впервые возник «Черный квадрат».

⬛️ Еще одно направление в авангардистском искусстве — супрематизм, который в 1915 году основал Казимир Малевич. Супрематизм — это комбинация разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний: прямой линии, квадрата, круга, прямоугольника. Супрематизм окончательно разрывает связь искусства и реального мира, супрематическая картина ничего не изображает — ее надо воспринимать как передачу эмоции, идеи напрямую, через цвет и геометрию. В 1920 году Малевич отходит от живописи и занимается художественным проектированием или «объемостроением». «Планиты» и «архитектоны» Малевича оказали сильное влияние на архитектурный авангард.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;