angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура русского авангарда

Первые шаги на пути к новой форме

В годы гражданской войны было не до ярких архитектурных идей и зданий, но поиски уже начались. В этой части рассмотрим, как формировались новые взгляды на форму. Посмотрим яркие примеры из разных областей искусства.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Казимир Малевич. Архитектон Гота-2, 1923–1927
2. Эль Лисицкий. Проун «Мост», 1919
3. Эль Лисицкий. Проун «Город» (явление площади), 1921
4. Эль Лисицкий. Горизонтальные небоскребы в Москве (административные здания). Перспектива, 1923–1925
5. Владимир Татлин. Эскиз Памятника III Интернационалу, ок. 1920
6. Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу, 1920
7. Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу в холле Третьяковской галереи на Крымском валу

🔳 Архитектоны Казимира Малевича. В середине 20-х годов Малевич решил «выйти» из супрематизма в архитектуру — можно сказать, из 2D в 3D. Для этого он создал объемные композиции в реальном пространстве, своего рода эскизы реальных архитектурных структур. Эти эскизы состояли из параллелепипедов разной формы и размера, которые примыкают друг к другу или соединены под прямым углом. При этом архитектоны были все еще теоретическими разработками, которые даже сам Малевич вряд ли видел реализованными в виде настоящих зданий.

📐 Проуны Эль Лисицкого. Ученик Малевича был архитектором по образованию. Предвосхитив идеи конструктивизма и рационализма, Лисицкий создал проуны (проекты утверждения нового). Это изображения различных по форме объемных геометрических тел. В отличие от Малевича, Лисицкий рассматривал свои эксперименты более практично и позже использовал некоторые из их при разработке конкретных архитектурных проектов (водная станция, горизонтальные небоскребы, жилой дом, выставочные интерьеры и др.).

🔵 Башня Татлина. Еще до революции Татлин начал экспериментировать с футуристической скульптурой. Свои проекты в этом жанре он называл контррельефами. Как и другие художники, Татлин хотел добиться динамики и эффекта движения. А уже после революции создал функциональный супер-контррельеф — знаменитую башню. В 1919 году Отдел ИЗО Наркома по просвещению поручил Татлину разработать памятник Третьему Интернационалу. Он предложил установить в Петрограде башню высотой 400 метров из стекла и стали.

▪️ Башня должна была состоять из нескольких геометрических блоков, в которых расположились бы исполнительные органы Третьего Интернационала, редакции СМИ, радиостанции и т.д. Все они вращаются с разной скоростью: Куб делает оборот за год, пирамида — за месяц, цилиндр — за месяц, а полусфера — за час.

▪️ Проект технически нереализуем, однако оказал большое влияние на архитектуру модернизма во всем мире как пример архитектуры, в которой по-новому соединились конструкция, функция, динамика и идеология.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Алексей Родченко. Линии на зеленом фоне №92, 1919
2. Александр Родченко, Густав Клуцис, Сергей Сенькин. Обложка книги
«Молодая гвардия. Ленину», 1924
3. Сергей Сенькин. Журнал «Смена» № 2, 1924
4. Александр. Родченко. Обложка к одной из книг серии «Месс Менд», 1924
5. Густав Клуцис. Обложка журнала «Арк Кино» № 5-6, 1926
6. Владимир и Георгий Стенберги. Обложка журнала «Строительство Москвы» № 11, 1930
7. Соломон Телингатер. Рекламный плакат в журнале «Современная архитектура», 1930
8–10. Журнал «Вещь» — международное издание, которое ставило перед собой цель переосмыслить роль материального мира в современном обществе; выходил в Берлине в 1922 году на русском, французском и немецком под редакцией Эль Лисицкого и Ильи Эренбурга

От художественных экспериментов переходим к более практическим. Одна из главных фигур — Александр Родченко. Художник, фотограф, дизайнер.

📐 Еще на раннем этапе увлечения живописью Родченко выделил универсальные композиционные схемы: вертикаль, горизонталь, диагональ, крестообразное построение, зигзаг, угол, окружность и так далее. В дальнейшем он с другими дизайнерами исследовал эти схемы уже в ходе фотографических экспериментов с ракурсом.

📸 В фотографиях и коллажах Родченко и другие искали резкие ракурсы, динамику, столкновение линий и форм. Они пытались увидеть в реальной жизни абстрактную живопись и скульптуру, которыми занимались Малевич и Татлин.

📖 Родченко был одним из первых русских графических дизайнеров: верстал и оформлял книги, плакаты, журналы. В оформлении он также использовал геометрию, острые композиции, контрастные сочетания фигур. Своими работами Родченко повлиял не только на дизайн и фотографию, но и на кинематограф.

👥 В 20-е годы кроме Родченко появилось много дизайнеров, которые искали новый визуальный язык: Варвара Степанова, Любовь Попова, Эль Лисицкий, Алексей Ган, братья Стенберги, Густав Клуцис.

1. Варвара Степанова. Проект спортивной одежды, 1923
2. Вера Мухина. Спортивная юбка-штаны, 1924
3. В. Ахметьев. Пионерский костюм из крестьянского холста, 1925
4. Проект раскладной полки для книг, Современная архитектура № 2, 1926
5. И. Лобов. Шкаф-витрина, 1925
6. Густав Клуцис. Проект киоска для пропаганды с экраном и громкоговорителем, 1922
7. А. Лавинский, Н. Серов. Проекты постоянных и переносных трибун, 1925
8. Алексей Ган. Деревенский киоск. Проект — макет, 1926
9. Алексей Родченко. «Рабочий клуб», 1925 — проект сделан специально для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже
10. «Рабочий клуб» — реконструкция в Третьяковской галерее

Давайте посмотрим, как концептуальные идеи искусства и графического дизайна воплощались в реальном мире. Это проявлялось в архитектурных проектах, производстве одежды и мебели.

👖 Художница-авангардистка и дизайнер одежды Варвара Степанова считала, что одежда должна быть функциональной. В статье «Костюм сегодняшнего дня» она писала: «Мало дать проект удобно, остроумно решенного костюма — надо его сделать и продемонстрировать в работе; только тогда мы увидим и будем иметь о нем представление. <...> Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой. <...> Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню — не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму».

🛏 В производстве мебели тоже предлагалось отказаться от чистой эстетики в пользу функционализма. Если это полка для книг — то ее можно сложить в удобный ящик для перевозки книг, а если шкаф, то он раскладывается, как витрина. И в самой этой конструкции заключена красота.

Проекты на стыке дизайна и архитектуры должны были решать две задачи: служить целям пропаганды и экономить ресурсы. Поэтому в этот период появлялись проекты переносных стенгазет, пропагандистских киосков, простых в конструкции киосков для деревень, которые можно было построить быстро, дешево и в больших количествах.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;