angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура русского авангарда

Конец эпохи авангарда

На смену архитектуре авангарда пришел сталинский ампир. Узнаем, что стало поворотной точкой и почему так произошло.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Журнал «Строительство Москвы», №3, 1932
2. Ле Корбюзье. Проект Дворца Советов, 1931
3. А. Бразини. Проект Дворца Советов
4. А. Жуков, Д. Чечулин. Проект Дворца Советов, 1931
5. О. Перре. Проект Дворца Советов, 1932
6. И. Жолтовский. Проект Дворца Советов, 1931
7. В Щуко, В. Гельфрейх. Проект Дворца Советов. 1931
8. Б. Иофан. Проект Дворца Советов, 1933

Давайте поговорим о том, чем закончился авангард и что пришло ему на смену. И начнем с утопического проекта Дворца Советов, который (к счастью) не был реализован.

💡 Впервые идея построить Дворец Советов прозвучала еще в 1922 году. Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов сказал с трибуны: «О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберем все, чем богаты советские страны, вложим все наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы, „полуазиаты”, мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились».

💥 Дворец Советов должен был играть символическую роль. Идеологи считали, что он станет архитектурным центром Москвы — «красного центра мира». Поставить его решили на месте Храма Христа Спасителя, который взорвали в 1931 году.

📐 В 1931 году прошел первый закрытый конкурс, а следом объявили открытый. Дворец должен был иметь два зала заседаний — Большой и Малый, на 15 и 6 тысяч человек. Рядом с обоими залами нужны были помещения для президиума, дипломатического корпуса, прессы, оркестра, а также вестибюль и гардероб. Всего комиссия рассмотрела 160 проектов, 135 из которых участвовали на конкурсной основе, 13 были внеконкурсными, 12 выполнялись на заказ — в том числе 24 иностранных проекта из США, Франции, Германии, Голландии, Италии, Швейцарии и Эстонии. Среди участников был Ле Корбюзье. Но только еще один закрытый конкурс смог выявить фаворита.

📰 Ход конкурса активно освещался в прессе, особенно в профессиональной. Комментарии к проектам были очень красноречивы: власть посылала сигнал архитекторам, что пора отказаться от авангарда. Многие проекты осуждались за слишком простой образ, за механический подход к проектированию. Другие проекты, напротив, хвалили: за масштаб, за обращение к наследию, за торжественность. Конкурс в целом называли поворотным пунктом в истории советской архитектуры. Так оно и вышло.

Победителем стал проект Бориса Иофана. Огромное здание-монумент в стиле сталинского ампира выделялось среди проектов конструктивистов и явно указывало, что их время прошло: государству нужна другая архитектура.

👤 Дворец Советов Иофана представлял собой гигантский памятник Ленину. В здании высотой 415 метров общей площадью 8 млн м² пять цилиндрических ярусов были пьедесталом, а сама статуя Ленина занимала еще 100 метров. Вес полноразмерной статуи составил бы 6 тыс. тонн, диаметр головы Ленина — 14 метров, обхват грудной клетки — 32, длина указательного пальца — 4. Дворец стал бы центром «Новой Москвы». Планировалось снести все здания рядом, проложить новые улицы.

🏗 Строительство начали в конце 1931 года. До 1939 года успели уложить фундамент, но в 1941 году началась война, и из конструкций будущего Дворца стали делать противотанковые ежи.

🙅‍♂️ После войны к идее Дворца вернулись, уменьшив размеры до 270 метров. А когда к власти пришел Хрущев, началась борьба с архитектурными излишествами, и Дворец так и остался одним из нереализованных проектов сталинского государства.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. I Съезд Союза советских архитекторов в Колонном зале Дома союзов, 1937
2. Карикатура из «Строительной газеты» по случаю Съезда
3–6. Страницы из доклада Каро Алабяна «Задачи советской архитектуры»
7. Марки по случаю Съезда — с Дворцом советов
8. Дом на Моховой, арх. Иван Жолтовский, Москва, Россия, 1932–1934 — этот дом в стиле неоклассицизма называли «гвоздем в гроб конструктивизма», через несколько лет вся архитектура в СССР будет строиться в стиле сталинского ампира.
9. Театр Российской армии, арх. Каро Алабян, Москва, Россия, 1934–1940
10. Фасад дома Союза архитекторов, арх. Андрей Буров, 1940 — сперва Буров был пламенным конструктивистом, но еще до событий 1932 года разочаровался в нем и стал неоклассиком

Теперь выясним, как конструктивизму и другим архитектурным течениям в Советском Союзе пришел конец. Это было связно с появлением Союза архитекторов.

Вот как это происходило 👇

✍️ Все началось с писательских объединений. В постановлении ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» говорилось, что «рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества».

▪️ Поэтому предлагалось создать Союз писателей, «поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве» — и провести аналогичные изменений по линии других видов искусств. Так появились Союз писателей, Союз художников — и Союз архитекторов.

🔀 Сначала разные течения еще могли существовать внутри Союзов. Поэтому в первом правлении Союза архитекторов были представлены лидеры всех главных архитектурных течений Москвы. Но постепенно их государственная политика единомыслия сказывалась на деятельности творческих союзов, она стала восприниматься как незаконная.

Первый съезд Союза советских архитекторов впервые прошел только в 1937 году. До этого его неоднократно откладывали, постепенно отметая из повестки все творческие» вопросы. К 1937 году все авангардные течения архитектуры и постконструктивизм ушли в прошлое, так что было объявлено об установлении в советской архитектуре полного единомыслия на базе нового подхода к архитектуре, в котором на первое место вышло творческое осмысление наследия.

🗣 «Задачи советской архитектуры» — доклад Каро Алабяна на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов:

В течение долгого времени в нашей архитектуре сильно было влияние и западно-европейского конструктивизма. Несмотря на все внешнее различие формализма и конструктивизма, истоки у них общие — равнодушие к живой действительности.

...

Наши конструктивисты — бр. Веснины, Гинзбург и др., следуя доктрине своих западно-европейских коллег — Корбюзье, Гропиуса и др., долгое время прикрывались левацкой фразеологией и громкими фразами о «революционности, социалистичности и принципиальности» их искусства. Однако не подлежит никакому сомнению, что наши конструктивисты шли на поводу своих западно-европейских коллег, представителей загнивающей буржуазной архитектуры.

🗯 Ответ Виктора Веснина в прениях:

Товарищи К. С. Алабян, А. Г. Мордвинов, В. Н. Симбирцев, Г. Б. Кочерян, М. Д. Мазманян, будучи основным ядром ВОПР, в декларациях боролись с конструктивизмом, а в своей повседневной практике почти ничем не отличались от конструктивистов.

...

Мало поставить вопрос о современности. Современность должна быть социалистической. Именно это отсутствие правильной идеологической направленности породило внутри конструктивизма отдельные индивидуальные и групповые загибы в вопросах отношения к искусству, к культурному наследию прошлого и многие, многие другие.

...

Наша вина, вина братьев Весниных, заключается в том, что мы не все это поняли.

...

Конструктивизм — уже пройденный этап, который многому научил, ибо на ошибках, как и на том положительном, что имелось в конструктивизме, мы учимся.

1. Станция метро Комсомольская (кольцевая), арх. А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, 1952 г. — московское метро представляет собой коллекцию самых разных версий стиля эпохи
2. Павильон Украинской ССР, ВДНХ, арх. А.А. Таций, 1954 г. — всероссийская выставка тоже представляет несколько десятков разных версий стиля, от самого скромного (для колхозов) до самого торжественного
3. Дом работников НКВД на Смоленской площади, Иван Жолтовский, 1939–1956 годы — Жолтовский выбирал для своей архитектуры образцы среди итальянской архитектуры эпохи Возрождения, но развивал тему свободно, ориентируясь на свой вкус
4. Дом на Набережной, Борис Иофан, 1927–1931 — авангардная простота здесь соединилась с неоклассической симметричностью и даже портиком у входа в театр
5. Жилой дом военно-инженерной Академии на Яузском бульваре, Илья Голосов, 1934–1941 — один из примеров постконструктивизма

1. Военная академия имени М. В. Фрунзе, архитекторы Оскар Мунц, Лев Руднев, 1937 — здание очень торжественное и серьезное, но в его внутренней организации хорошо видны усвоенные уроки функционализма
2. Крещатик, Киев, ансамбль центра города разработан под руководством архитектора Александра Власова после войны
3. Библиотека им. Ленина, Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко, 1929–1941

Как же дальше развивалась советская архитектура? Расскажем вкратце о самых важных ее свойствах.

Архитектуру 1930–50-х годов иногда называют ампиром или неокласской, но это не вполне точно. Ампир, конечно, больше относится к имперским амбициям власти, но связи со стилем 19 века особенно не просматривается.

▪️ Неоклассика — это ближе: классицизм предлагает архитектору очень гибкую систему. В ней есть общее — композиция, ритм. А есть детали, крупные, мелкие, колонны, орнамент.

🏛 Авангард требовал от архитектора осознания глубокой связи между всеми элементами здания: функция, план, фасад, деталь зависят друг от друга. Неоклассика гораздо гибче. Она позволила советским архитекторам выполнить три главных требования партии к архитектуре.

▪️ Во-первых, торжественность и праздничность, которые отражают достижения советской власти.

▪️ Во-вторых, «критическое осмысление наследия», то есть устремленность в прошлое (где всегда можно найти достойные образцы), а не в будущее (где нас ждет не вполне понятный коммунизм).

▪️ В-третьих, несмотря на торжественность — стремление к экономической эффективности, масштабируемости, технологичности. Сочетание этих трех устремлений и имелось в виду под социалистическим реализмом.

🧩 Точнее всего ситуацию 1930–50-х годов можно определить как эклектику: каждый архитектор выбирал свой способ относиться к задаче, в первую очередь, какой исторический стиль использовать. Для кого-то это было Высокое Возрождение, для кого-то — античность, для других — ранний Ренессанс. Могли появляться и элементы древнерусской архитектуры, а в национальных республиках было легко «встроить» в эту систему традиционные элементы. Неизменным должно было оставаться только общее чувство торжественности и величия.

🏗 Особенно интересным был небольшой период в середине 1930-х годов, в котором авангард и неоклассическая архитектура как бы слились — получилась торжественная версия авангарда или очень строгая версия неоклассики. За этой вариацией стиля закрепилось определение постконструктивизм, хотя собственно с конструктивизмом он не был связан. Его же часто сравнивают и с ар-деко.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;