angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура русского авангарда

Конструктивизм

Конструктивизм опередил свое время и стал азбукой современной архитектуры. Посмотрим, как конструктивисты пытались изменить повседневную жизнь людей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

Почему авангард, конструктивизм и рационализм — это не стили

1. Дворец труда в Москве. Проект Ноя Троцкого, 1932
2. Дворец труда в Москве. Проект братьев Весниных, 1932
3–5. Здание Московского отделения конторы и редакции газеты «Ленинградская Правда». Проект братьев Весниных, 1924
6–9. здание торгового общества Аркос. Проект братьев Весниных, 1924

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Для начала разберемся с термином — что такое конструктивизм?

📃 Впервые о конструктивизме заговорили художники, которые создали «Рабочую группу конструктивистов» в Институте художественной культуры. Задачей группы, лидерами которой были Алексей Ган, Александр Родченко и Варвара Степанова, стала «борьба с художественной культурой прошлого и агитация нового мировоззрения». Близкий к ним Маяковский так описывал идеи конструктивизма: «Работа художника точно как инженерная, нужная для оформления всей нашей жизни».

📐 Архитектор Александр Весин развивал эту идею: художник отличается от «техника, инженера, которые строят общие, исключительно полезные и целесообразные и утилитарные вещи»: «Я подхожу просто ко всякой вещи. К этой лампе, фонарю. Одна вещь действует на сознание организующе, а другая расслабляюще и часто физиологически одна вещь действует так, что возбуждает энергию и силу». Разговор пока идет больше об искусстве, чем об архитектуре.

✍️ Первые архитектурные проекты конструктивистов появились в ответ на задачу строительства Дворца труда в Москве. Этот конкурс был устроен в 1922 году, проекты подали многие архитекторы.

«Этот Дворец Труда должен явиться одним из грандиознейших сооружений в мире, среди подобного типа жилых строений. (…) Этот зал предназначается для устройства в нем расширенного пленума Моссовета и Всероссийских Съездов Советов, а также еще два зала для устройства концертов, вместимостью до 1.200 человек. (…) Здесь также будут помещаться различные кабинеты для работ ответственных работников, для президиума Моссовета, и 300 номеров для приезжающих».

🏛 Первую премию вручили проекту ленинградского архитектора Ноя Троцкого. Это очень эмоциональная, энергичная архитектура. План здания отчасти напоминает о классической архитектуре (два прямоугольных корпуса и овальный зал в центре). А внешне дворец ближе всего к архитектуре немецкого экспрессионизма.

🏗 Братья Александр, Виктор и Леонид Веснины представили проект совсем другого рода: в нем все планировочные решения оправданы логикой работы Дворца, композиция составлена из прямоугольных и круглых объемов, предполагалось использование новейших строительных материалов и конструкций. Антенны делали облик еще более современным.

📰 Похожими были и другие конструктивистские проекты Весниных, которые отражали новую философию архитектуры: московское отделение газеты «Ленинградская правда» (небольшой, но очень логично организованный офис) и здание торгового общества Аркос (с большими пролетами перекрытий, большим количеством стекла и открытого пространства в торговых залах). Они не были построены, но убедили других архитекторов, что конструктивизм имеет право на жизнь. Если на первых конкурсах веснинские проекты особенно выделялись, то через пару лет на такого рода конкурсах большинство проектов уже было похожим на их стиль.

1. Обложка первого номера журнала. Почти все обложки СА делал Алексей Ган
2. Обложка номера за 1930-й год, который был посвящен проблеме города.
3. Первая статья первого номера: «Новые методы архитектурного мышления» Моисея Гинзбурга
4. Резкая критика здания телеграфа, построенного Рербергом, в которой его называют «исключительным в наше время старомодным образцом безнадежно отжившей эпохи»
5. Анкета о проектировании плоских крыш, на которую отвечали и западные архитекторы
6. Публикация проекта рабочего клуба Андрея Бурова, для достоверности на правой странице — бутылка и груша на столе на открытом балконе
7. Расчеты эффективности разных типов жилых ячеек в номере о домах-коммунах
8. Рационализация кухни — как повысить эффективность при уменьшении площади: пример анализа функции
9. О самоубийстве Маяковского сообщать было запрещено: редакция поместила его портрет и поэму
10. Последние номера журнала были посвящены проблема города. Редакция раскололась на сторонников укрупнения городов и «дезурбанизации»

Поговорим о журнале «Современная архитектура», который сыграл огромную роль в развитии и укреплении позиций архитектурного конструктивизма. Благодаря ему конструктивизм из идеи превратился в мощное движение, захватившее умы архитекторов по всей стране.

Вот как это происходило 👇

📖 Журнал появился в 1925 году по инициативе Наркомпроса. Спустя год тираж журнала был 1500 экземпляров, а в 1930 году на момент закрытия — уже 4000 экземпляров.

💡 В первом же номере «СА» были обозначена главная идея конструктивизма как метода: «точное выяснение неизвестных и отыскание правильного метода решения». Под неизвестными подразумевались потребности «нового социального потребителя архитектуры — класса трудящихся». Значение имела новая система организации экономики, плановое хозяйство: архитектор должен был предлагать проекты и решения, которые можно использовать много раз.

📐 В итоге архитектор должен начать проектировать «изнутри наружу»: отталкиваясь от отдельных функций здания, анализируя связи между ними и находя для каждой функции самое эффективное архитектурное оформление. А уже получившиеся части будущего здания сложить в максимально энергичную и интересную композицию.

🧩 В каждом номере журнала публиковались проекты архитекторов с подробными разъяснениями. Приводились формулы расчетов: конструкций, количества людей, их потребностей в сне, приеме пищи, необходимость в солнечном свете, воздухе и т.д. Регулярно публиковались номера или материалы, посвященные конкурсам или просто подборкам тематических проектов: современное жилье, рабочие клубы, заводы. Уделялось внимание отдельным решениям и технологиям — плоские крыши, большие окна, железобетонные конструкции. Не боялись конструктивисты и критиковать других архитекторов, иногда весьма жестко.

1. 5-й Дом свердловского горсовета («Дом-коммуна»), арх. Владимир Дубровин, Екатеринбург, 1930-е
2. Мурманский рыбопромышленный техникум, Мурманск, 1932
3. Дальневосточный банк, арх. Владимир Владимиров, Хабаровск, 1928
4. Иван Леонидов (1902–1959)
5, 6. Здание Наркомата тяжелой промышленности, проект Ивана Леонидова, 1934
7. Институт библиотековедения им. Ленина, проект Ивана Леонидова, 1927
8. Статья в «Современной архитектуре» в защиту проектов Леонидова от критики
9. Лестница в парке санатория в Кисловодске, 1937 — единственный
реализованный проект Леонидова

К началу 30-х годов конструктивизм был одним из самых популярных новых направлений в архитектуре — конструктивистские здания можно найти от Хабаровска до Мурманска.

🟫 Мода на конструктивизм стала раздражать в первую очередь самих конструктивистов. Неоднократно в «Современной архитектуре» они отмечали, что конструктивизм — это не стиль, а метод. Архитекторы, которые просто комбинируют геометрические фигуры, искажают главную идею конструктивизма — анализ устройства жизни и постоянный поиск новых решений.

🤜 Обострилась борьба и между разными творческими группировками в архитектурном сообществе. Конструктивисты критиковали оппонентов резко, иногда задиристо, но только за архитектуру. К 1930-м годам характер полемики изменился.

▪️ Тон задало объединение ВОПРА (Всероссийское общество пролетарских архитекторов), в которое входили некоторые будущие лидеры советской архитектуры сталинского времени — Каро Алабян, Александр Власов, Аркадий Мордвинов. ВОПРА нападало на всех уже не с профессиональной, а с политической критикой — обвиняло в близости к буржуазному, западному пути архитектуры. Опасность такой критики уже была очевидна — в 1928 году прошло Шахтинское дело, в 1930 — дело Промпартии.

👤 Особенно доставалось Ивану Леонидову, одному из самых молодых и талантливых из группы конструктивистов. В его проектах метод конструктивизма обрел новую форму. Это уже не было просто решением функциональных задач. Масштаб, на который замахивался Леонидов, и исключительное чувство пропорции сделало проекты здания Наркомата тяжелой промышленности и института Ленина утопическими символами новой архитектуры.

👎 В духе времени оппоненты стали называть то, что им не нравилось в конструктивизме, «леонидовщиной». Это не могло не сказаться на самом архитекторе — он почти ничего не построил, много пил и умер в 57 лет. Вместе со всеми другими ответвлениями авангарда движение конструктивизма прекратило свое существование в 1932 году (об этом мы поговорим в субботу).

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;